Фонетическая зарядка Н.Ю. Костылевой
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Фонетическая зарядка помогает детям старшего дошкольного возраста познакомиться с гласными звуками через движение и эмоции.В своей работе использую элементы данной методики и получаю хорошие результаты в обученни и развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения фонетической зарядки Н.Ю. Костылевой | 149.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики по методике Н.Ю. Костылевой.
[ Э]
И. п. руки опущены. Произнося гласные [э-э-э....], дети плавно сгибают руки в локтях , поднимая кисти до уровня плеч , локти опущены ( поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Вариант 1
Дети вытягивают руки вперёд , соединив ладони. Произнося гласный [а-а-а], они плавно разводят руки в стороны ладошкам вверх.
Интонация радости.
Вариант 2
По команде педагога "Спрятались!" дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди ( сгруппировались). По команде" Встали и обрадовались!" дети быстро встают и, радостно улыбаясь , разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласные [а-а-а....].
[О]
Вариант 1
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный [о-о-о....], они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
Интонация удивления.
Вариант 2
По команде "Спрятались!" дети принимают исходное положение (см. Звук [а]). По команде "Встали и удивились!" они встают и с удивлением на лице и в голосе произносят гласный [ о-о-о...], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.
[ У]
И.П.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные [ у-у-у....], дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.
Интонация угрозы.
[ И]
Вариант 1
И. п.: руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные [и-и-и..], дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Вариант 2
По команде педагога "Спрятались!" дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди( сгруппировались).По команде" Встали и обрадовались!" дети быстро встают и, радостно улыбаясь , разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласные [а-а-а....].
[Ы]
И. п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласные [ ы-ы-ы....], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки ( " растягивают пружину").
Звук [ы] произносится сердито.
[Й]
И. п.: руки согнуты, локти вниз, пальцы сжаты в кулачки, указательные пальцы направлены вверх( исходное положение на гласный [и]).
Произнося согласный звук [й], дети поднимают руки вверх и делают быстрое вращательное движение указательными пальцами, "пишут" запятую в воздухе. Движение быстрое, короткое.
Я [йа]
И. п : как на гласный звук [и]. Произнося йотированный гласный я [йа], дети поднимают руки над головой, указательными пальцами вверх ( движение на гласный [и]), и резким движением указывают на себя. Движения быстрые, короткие динамично сменяют друг друга.
Ю [йу]
И. п.: как в предыдущем упражнении. Произнося йотированный гласный Ю [й у],дети быстро поднимают руки над головой, указательным пальцами вверх( движение на гласный[и]), и также быстро опускают и вытягивают их вперёд и вниз, ладошками от себя ( движение на гласный [у]).Движения резкие, быстрые динамично сменяют друг друга.
Е [йэ]
И. п.: как в предыдущем упражнении. Произнося йотированный гласный е [ й э], дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и],затем мягко роняют кисти рук к плечам в положение рук на гласные[э].Движения динамично сменяют друг друга.
[М]
Вариант 1
Произнося звук [ м-м-м...], дети мягким, плавным движением сверху вниз проводят ладонью то по правой, то по левой щеке (" мычат", ощущая вибрацию щёк).
Вариант 2
Произнося звук [ м-м-м....] , дети подносят пальцы к губам, чтобы ощутить их
Вибрацию (" мычат"), затем слегка отводят их в сторону.
[Н]
Произнося звук [н-н-н...], дети подносят пальцы к носу, "ноют", ощущая вибрацию, и легким быстрым движением отводят пальцы в стороны.
[Ф]
Вариант 1
Кошка сердится
Дети поднимают руки со сжатыми кулачками к голове (на уровне ушей). Произнося звук [ф], они резко разжимают кулачки , фыркают , как сердитая кошка.
Вариант 2
И. п.: руки согнуты перед грудью (локти - вниз), ладони соединены стороной пальцами вверх. Произнося звук [ф], дети мягким плавным движением разводят руки в стороны и вверх и возвращают их в исходное положение. Синхронно с движениями рук делают легкие пружинистые приседания.
[В]
Самолётик
Произнося звук [в-в-в...], дети вытягивают руки в стороны и покачиваются вправо- влево, имитируя полет самолета.
[П]
Мыльные пузыри
И. п.: пальцы сжаты в кулаки на уровне плеч, локти опущены. Произнося звук [п], дети резко разжимают пальцы, имитируя лопающиеся мыльные пузыри. движение быстрое, резкое, короткое.
[Б ]
Вариант 1
Дети наклоняются вперёд, расслабленно роняют руки и одновременно
произносят слог - ба-,
Вариант 2
Дети наклоняются вперёд и попеременно роняют то правую ,
то левую руку вниз , одновременно произнося слоги - ба- ба-, .
( "тряпичная кукла" ).
[Т]
Пальчики здороваются
Кончиком большого пальца ведущей руки дети поочерёдно касаются кончиков указательного , среднего , безымянного пальцев и мизинца, произноситься звук коротко и отрывисто при каждом прикосновении. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке, поочередно каждой рукой, затем вместе.
Вариант 1
Уронить голову на грудь, руки согнуть в локтях , кулачки прижать к подбородку. Произнося звук [к], дети рывком отводят локти назад( до ощущения сведения лопаток) и одновременно запрокидывают голову.
Вариант 2
Рвём ткань
Руки согнуть на уровне груди, пальцы сжать в кулачки, локти направить в стороны. Произнося звук [к ], дети имитируют разрыв ткани. Движение резкое, динамичное.
[Х]
Вариант 1
Дети резко наклоняются вперёд и вниз , одновременно произнося [х].
Вариант 2
Греем ручки
Произнося [х-х-х...], дети дышат на руки, как бы согревая их.
Вариант 3
Дровосек
Соединить руки в замок над головой . Ноги поставить шире плеч. Произнося [х], дети роняют вниз, имитируя движения дровосека.
Вариант 4
И. п.: руки на уровне груди, локти в стороны, ладони от себя. Произнося[х -х-х...],дети
резко выпрямляют руки вперёд. Данное движение можно использовать для произнесения слогов - ха-, -хо-, -ху-.
[С]
Вариант 1
И. п ,: уронить голову на грудь. На вдох дети поднимают голову и разводят руки в стороны . Длительно произнося [с-с-с...], руки и голову медленно и плавно опускают вниз.
Вариант 2
Надуть шарик
Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося -[с- с..], дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в кольцо над головой( имитируют надувание воздушного шарика).
[З]
Вариант 1
И. п.: руки согнуты перед грудью, локти в стороны, ладони "смотрят" вниз, пальцы разведены и напряжены. Произнося [з -з- з...],дети давящим движением с усилием распрямляют руки вниз, как бы нажимая на что- то.
Вариант 2
Холодно
Произнося [з-з-з...], дети съеживаются, прижимают руки к груди и дрожат , как – будто замёрзли.
Вариант 3
Ловля комаров
Произнося [з-з-з...], дети имитируют ловлю комаров.
Вариант 4
Педали
Дети встают парами лицом друг к другу .Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося [ з -з-з...], поочерёдно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-,-зо-,зу-,зы.
[Ц ]
Произнося звук [ц], дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине
[Ш ]
Вариант 1
Ветер
Произнося [ш-ш-ш...], дети поднимают руки вверх и покачивают ими из стороны в
сторону .Данное движение используется для проговаривания слогов- ша-,-шо-,-шу-,-шли-.
Вариант 2
Руки замёрзли
Произнося [ш-ш-ш...], быстро трут ладошки друг о друга.
Вариант 3
Шарик лопнул
Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой ( шарик лопнул) , затем произнося [ ш -ш-ш...], медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди ( шарик сдулся).
[Ж ]
И. п.: руки, сжатые в кулачки , перекрещены перед грудью. Произнося [ж-ж-ж...], дети совершают быстрые , мелкие ,дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.
[Ч]
Сорвать яблоко
Дети тянутся одной рукой вверх, затем на звук[Ч] резким движением повторяют другой рукой.
[Щ ]
Вариант 1
Щеточки
И. п.: пальцы раскрыты и сильно напряжены . Произнося [щ-щ-щ...],дети описывают в воздухе зигзагообразные движения кистями рук сверху вниз. Движения быстрые , мелкие , напряженные.
Вариант 2
Щетки автомобиля
И. п.: руки согнут на уровне груди, локти вниз, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук [ щ], дети ритмично двигают руками вправо - влево, имитируя работу щёток автомобиля.
[Л]
Проговаривание слогов с движениями
Фонарики
Произнося [ла-ла-ла...], дети вращают кистями рук над головой, делают " фонарик". Это же движение используется при произнесении слогов - ло-,лу-,лы.
[Р ]
Вариант 1
Моторчик
И. п.: пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. Произнося [ -РР-Р...], дети вращают руками перед грудью, делают " моторчик".
Вариант 2
И. п.: то же. Произнося [Р-Р-Р...], дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.
Вариант 3
И. п.: руки на уровне груди, локти вниз, кисти мягко опущены . Произнося [Р-Р-Р...],дети, поднимая и опуская руки вниз, трясут кистями. Движения быстрые, частые, мелкие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Фонетическая зарядка для дошколят"
Фонетическая зарядка является хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителя...
Фонетическая зарядка для детей среднего возраста.
Делая зарядку, дети учатся правильно дышать....
Методическое пособие "Фонетическая зарядка для дошкольников"
Фонетическая зарядка разработана для детей от 3 до 7 лет. Направлена на развитие речи и общих моторных движений....
Фонетическая зарядка для детей среднего возраста.
Фонетическая зарядка для детей среднего возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Игровые формы проведения фонетической зарядки"
Что такое фонетическая зарядка? С какой целью ее проводят?Что такое фонетическая зарядка? С какой целью ее проводят? Фонетическая зарядка- это одна из форм организации работы над произношением дошколь...
Консультация для родителей на тему: "Фонетическая зарядка для улучшения произношения иноязычных звуков"
Материал представлен в виде сказки о язычке в 4 вариантах для непринужденной игры с ребенком и тренировки мышц ротовой полости....
Консультация "Фонетическая зарядка для малышей"
В консультации для педагогов "Фонетическая зарядка для малышей" представлены варианты фонетических упражнений, которые помогут неговорящим детям ускорить овладение речью. Материал консультации может и...