Что такое фонематический слух?
статья по логопедии

Криворучкина Елена Анатольевна.

В статье раскрывается понятие   о фонематическом слухе, о его месте в системе речи, о механизмах его формирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonematicheskiy_sluh.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематический слух?

Учитель-логопед

Криворучкина Елена Анатольевна

«Центр диагностики и консультирования

детей и подростков»,

Калининград, ул. Спортивная, д. 2

       Для того чтобы разобраться, что такое фонематический слух, нужно определить его место в системе речи.

Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Слух человека можно разделить на две категории: неречевой слух и речевой.

 Неречевой (физический) слух    – это способность слышать физические звуки ( шумы ), к которым относятся стук, шуршание, дребезг, музыка и т.п. Речевой слух – это умение ориентироваться в  звуках, производимых артикуляционным (речевым) аппаратом человека.

Речевой слух – весьма сложное образование и имеет два уровня, как это видно из таблицы.

Речевой слух (Восприятие звукового состава речи

Уровень имитации звуков ( восприятие простых  речевых  звуков).

Фонематический уровень (восприятие звуков, относя их к определенным звукам речи (буквам, слогам, словам), наполненных смыслом.

При восприятии речи происходит, во-первых, перцепция(восприятие)  звуков речи –  это выделение из речевого потока звуков, которые свойственны определенной системе языка; во-вторых, синтез звуков речи в речевые единицы – это перевод отдельных звуков в цепочки.

Фонематический слух (от греч. «рhōnēmа» – голос, звук, речь) - это форма слуха, выраженная способностью человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами(звуками) данного языка.

Фонематический слух формируется в период от года до четырёх лет в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2 – 4 недели от момента рождения, а с 7 месяцев откликается на слово, но только на интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Обратимся к физиологии слуховой системы человека.   Во внутреннем ухе человека находится звуковоспринимающее устройство – кортиев орган. Это лабиринт, который содержит наружные и внутренние слуховые клетки, свободно плавающие в лимфе. При звуковых колебаниях они приходят в движение, что приводит к возникновению нервного импульса. Здесь же нервными окончаниями начинается сложный многозвенный путь от уха в височную область коры больших полушарий – слуховую зону мозга. В разных частях кортиева органа находятся клетки, приходящие в движение по причине колебаний разной частоты и воздействующие на нервные окончания, что является причиной преобразования механических колебаний в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты. Информация, получаемая правым и левым ухом, поступает в оба полушария мозга, но для обработки этой информации каждое из полушарий берет свою часть. Функция правого – анализ голоса и интонации, в то время как задача левого полушария – распознавание фонем. При поражении левого полушария речь воспринимается как нерасчлененный звуковой поток, при поражении правого – резко нарушается восприятие интонаций . Способность распознавать звуки речи и соотносить их с фонемами языка обеспечивается наличием в долговременной памяти человека специального запоминающего устройства – «фонемной решетки»

 Физиологические механизмы слуховой системы дают нам понимание, что нарушения работы центральной нервной системы и органическое поражение височных зон головного мозга вызывают  недоразвитие  фонематического восприятия. Сильное  снижение речевого слуха является одной из  причин сенсо-моторной  алалии (отсутствие речи) у детей.  

Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Поэтому фонематический слух еще называют смысловым.

Чтобы определить уровень развития слуха, нужно обратиться к специалистам медицинских учреждений.  Отоларинголог -это врач,  который занимается профилактикой и лечением заболеваний уха, горла и носа. Он диагностирует уровень физиологического (неречевого) слуха. Сурдолог, как специалист более узкой направленности (только по нарушениям слуха) выявляет уровень развития речевого слуха и уровень  фонематического слуха.  Сильное  снижение речевого слуха является причиной алалии (отсутствие речи) у детей.

Сформированный фонематический слух предполагает развитие многих умений, основные из которых следующие:

 – слышать отдельные звуки в слове, разделять слова на звуки и составлять из заданных звуков слова;

 – различать на слух все звуки языка, относящиеся к разным фонемам, не смешивая их друг с другом;

– соотнести услышанный звук с определенной фонемой языка.

Важно заметить, что формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

Фонематический слух еще называют смысловым. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов.  

Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Таким образом, речевой слух является всецело прижизненным образованием, он появляется в определенной речевой среде, формируется по законам этой среды и, является сложной, сформировавшейся при жизни человека способностью воспринимать звучащую речь, распознавать и воспроизводить ее фонологически значимые средства: звуки, интонации, паузы, ударения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух?

Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых...

Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"

В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".

В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.     Нарушения речи могу...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...