Технология формирования словообразовательных навыков у дошкольников с ТНР
методическая разработка по логопедии

Нилова Наталья Михайловна

Краткое содержание технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

I теоретическая часть

1. Актуальность. _________________________________________________2

2. Цель использования, задачи. _____________________________________4

3. Этапы формирования навыков словообразования. ___________________5

4. Планируемые результаты. _______________________________________7

5. Формирование навыков словообразования у дошкольников в игровой форме___________________________________________________________7

6. Игровая форма логопедических занятий. ___________________________8

7. Развитие словообразования в онтогенезе. __________________________9

8. Особенности овладения навыком словообразования у детей с ОНР. ___13

9. Дидактические игры по этапам формирования навыков словообразования. ________________________________________________________________19

11. Методика исследования словообразования

 * Лалаевой Р.И. ______________________________________________34  

 * Алексеевой М.М., Ляминой В.И______________________________ 39

12. Результаты диагностики уровня развития навыков словообразования. _47

13. Литература. __________________________________________________49

II Работа с родителями.

III Работа с педагогами. 

      IV Картотека дидактических игр

      V   Перспективный план работы по словообразованию.

Авторы: Лалаева Р.И., Алексеева М.М.,Лямина В.И.

Краткое содержание

Актуальность

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих  трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

•        создание развивающей образовательной среды;

•        осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в  последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1.  Дефицит внимания;

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности.

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.  Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

Но как это сделать, как помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенку было интересно, занимательно?  

Цель: Повышение результативности коррекционной работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Задачи:

1. Повышать речевую мотивацию, обеспечить психологический комфорт и развивать эмоционально¬-волевую сферу детей во время занятий.

2. Расширять и обогащать словарь.

3. Формировать и совершенствовать практические навыки словообразования.

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Этапы формирования навыков словообразования:

Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-.

Глаголы

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Существительные

Образование:

- уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;

- существительных с суффиксом -ниц- (сахарница);

 - существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка,  

     виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в-, вы-, на-.

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

Образование:

- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без      чередования (лисий);

- относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, - енн-;

- качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, - лив-.

Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Существительные

Образование названий профессий.

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

Образование:

- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

- относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

- качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

Применение данной технологии позволило:

- формировать и совершенствовать навыки словообразования.

 - повысить речевую активность ребенка.

- Обогатить и активизировать словарь.

- создать благоприятные условия для речевого общения детей.

- активизировать внимание, память, мышление.

Консультация для педагогов

Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности. Грамматический строй состоит из двух разделов:

• Словообразование

• Словоизменение

1. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников:

• Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляются словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом «-ик-». Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

- без изменения звуковой структуры корня производного слова:

Дом – домик

Нос – носик

Хвост – хвостик

- с чередованием глухих и звонких звуков в корне

Таз – тазик

Сад – садик

Клюв – клювик

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса«-чик-». Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

- без изменения звуковой структуры корня производного слова:

Забор – заборчик

Шкаф – шкафчик

Блин - блинчик

- с изменением звуковой структуры производного слова:

Рукав - рукавчик

3. Словообразование с использованием суффикса «-к-» производится в следующей последовательности:

- без изменения звуковой структуры корня производного слова

Лапа – лапка

Мышь – мышка

- с изменением звуковой структуры производного слова:

Шуба – шубка

Синица – синичка

Крыльцо – крылечко

Кольцо – колечко

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов «-очк-», «-ечк-», «-ичк-»

Аня – Анечка

Таня – Танечка

Лента – ленточка

Клумба - клумбочка

Коса – косичка

Вода – водичка

5. Словообразование с использованием суффиксов «-оньк-», «-еньк-»

Маша – Машенька

Петя – Петенька

Береза – березонька

Дядя – дяденька

Рука – рученька

Нога – ноженька

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково»

Предложите детям картинки разных предметов и попросите «Назови ласково предмет». Например: стол – столик, нос – носик.

2. Игра «Что где лежит»

Скажите детям «Сахар лежит в сахарнице. А где лежит хлеб? (в хлебнице)», конфеты, салфетки, песок, сухари, суп…

3. Игра «Кто у кого?»

Предложите детям «Вот у лисы – лисенок, а у мышки кто, а у кошки? И т. д.»

4. Игра «Один - много»

Один – котенок, а несколько котята

Один – зайчонок, а несколько зайчата и т. д.

5. Игра «Семейка»

Папа – медведь, мама кто? Медведица, а ребенок? Медвежонок

Папа – ёж, а мама? Ежиха, а детеныш? Ежонок и т. д.

6. Игра «Два брата ИК и ИЩ»

ИК имеет маленький домик, а ИЩ имеет большой…домище

ИК имеет маленький лобик, а ИЩ имеет большой…лобище

7. Изменить слово по аналогии

Свинья – свинина

Баран - …

Олень - …

8. Назвать профессии по картинкам

Кто носит багаж? (носильщик)

Кто вставляет стекло? (стекольщик)

Кто играет на барабане? И т. д.

• Формирование словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

- образование глаголов совершенного вида с помощью приставок с-, на-, по-, про- (играть – сыграть, рисовать – нарисовать, обедать – пообедать, читать - прочитать)

- образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, -ыва-, -во- (застегнуть – застёгивать)

2. Дифференциация невозвратных и возвратных глаголов

Моет – моется

Одевает – одевается

2. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-

Входит – выходит

Наливает – выливает

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида

Мыла (руки) – вымыла (руки)

Рисовал (картинку) – нарисовал (картинку)

2. Игра «Чем отличаются слова»

Качает – качается

Причесывает – причесывается и т. д.

3. Различие глаголов с приставками

Входит – выходит – подходит – отходит

Влез – залез – слез – перелез – подлез

4. Добавить слово, обозначающее действие

Птица из клетки (что делает…вылетает

Человек через дорогу (что делает…переходит

• Формирование словообразования прилагательных

1. Образование притяжательных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов –ин-, -ов- (мамин, отцов, с использованием суффикса –й- (волчий, заячий)

2. Образование качественных прилагательных с использованием суффикса –н- (грязный, холодный, с помощью суффиксов –ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват- (ленивый, очаровательный)

3. Образование относительных прилагательных с использованием суффиксов –ов-, -ев-(шёлковый, резиновый) и суффикса –н- (лимонный, морковный)

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

1. Игра «Чей хвост»

Хвост собаки – собачий

Хвост лисы - ….лисий и т. д.

2. Игра «Правильно назови листья»

Лист дуба – дубовый лист

Лист березы - … лист и т. д.

3. Игра «Что из чего сделано»

Стул, сделанный из дерева какой? Деревянный

Гвоздь, сделанный из железа какой?. железный и т. д.

4. Игра «Сравни предметы»

Апельсин большой, а арбуз еще больше

Крокодил длинный, а удав еще…длиннее

Дом высокий, а небоскреб еще…выше и т. д.

2. Формирование словоизменения у дошкольников

Формирование словоизменения у дошкольников осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза. Рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала (словосочетание, предложение, связная речь). Можно выделить три этапа работы по формированию словоизменения у дошкольников. Первый этап – формирование простых по семантике форм:

Существительные – дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, а также отработка беспредложных конструкций единственного числа

Глаголы – согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица в единственном числе.

Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения:

Существительные – понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа и закрепление беспредложных форм множественного числа

Глаголы – дифференциация глаголов первого, второго, третьего лица настоящего времени и согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице, роде, числе

Прилагательные – согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.

Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению менее продуктивных форм словоизменения.

Существительные – употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа

Прилагательные – согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах

Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:

1. Предикат + объект, выраженный прямым дополнением (рисует дом, гладит собаку)

2. Предикат + объект, выраженный косвенным дополнением существительным без предлога(рубит топором, дарит внучке)

3. Предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом(играет в саду, танцует на сцене)

Игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных

1. Игра «Что в магазине?»

У меня – яблоко, а в магазине - …яблоки

У меня шляпа, а в магазине - …шляпы

2. Игра «Огород»

Я посажу в огороде что?. капусту, морковку и т. д.

3. Игра «Кто подберет больше слов»

Что можно сшить? (платье, пальто, кофту)

Что можно связать? И т. д.

4. Игра «Что без чего?»

Стул не бывает без чего? (без ножки или ножек, без спинки, без сиденья)

Кофта не бывает без чего?

Дерево не бывает без чего?

5. Игра «Кому что дадим»

Сено дадим кому?

Молоко дадим кому?

Конфеты дадим кому?

6. Игра «Кому что нужно»

Весы нужны кому?

Молоток нужен кому?

Кисть нужна кому?

7. Игра «Два и пять»

Два – огурца, а пять - …огурцов

Два – ножа, а пять - …ножей и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье описаны рекомендации и  словесные игры, которые способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Словесная игра способствует решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей....

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию словообразовательных компетенций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема формирования словообразовательных компетенций у дошкольников с ОНР занимает одно из важных мест в современной логопедии, а вопрос о состоянии лексики и грамматики при различных речевых наруше...

Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР для профилактики дисграфии

Основная цель данной методической разработки состоит в определении путей повышения эффективности коррекционного воздействия на развитие детей с ОНР посредством использования наглядных опор. Формирован...

Формирование словообразовательных навыков у детей с ОНР 5-7 лет по теме «Родственные слова».

В статье представлены игры по теме «Родственные слова». Работая, со словами по каждой лексической теме, мы возвращаемся к пройденному материалу и знакомим с новыми, тем самым расширяя слов...

Дидактическая игра на формирование словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Слова из одного корня»

Данная игра предназначена для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.  Игра поможет дошкольникам  в овладении закономерностей словообразования на...