Статья "Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации"
методическая разработка по логопедии

Филатова Екатерина Викторовна

В предлагаемой статье рассмотривается использование в работе учителя-логопе иновационных и традиционных технологий. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filatova_e.v._traditsii_i_novatsii.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова Е.В., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №23 Петроградского района

Санкт-Петербурга

Работа учителя-логопеда с детьми с ОНР: традиции и новации

Общее недоразвитие речи у детей с сохранным интеллектом и нормальным слухом представляет собой проявление речевой аномалии, при котором речь  нарушена, или формирование основных компонентов речевой системы, таких как лексика, грамматика, фонетика отстает от нормы. Многообразие недоразвитие речи разделяют на 4 уровня.

  1. К первому уровню относят детей с полным отсутствием связной речи. Медики называют такое состояние “безречевые дети”. Дети с таким нарушением общаются при помощи упрощенной речи или лепета, сопровождая свою речь активной жестикуляцией.
  2. Ко второму уровню относятся дети, у которых начальное развитие общей речи, но запас лексического словаря бедный. Во время произнесения слов ребенок совершает большое количество ошибок. На данном уровне дети могут произносить простые предложения, которые состоят не более чем из трех-четырех слов.  
  3. Третий уровень. Для данного уровня характерно то,  что дети могут составлять более длинные предложения, грубых фонетических и грамматико-лексических отклонений уже не наблюдается, однако смысловая нагрузка предложений слабо развита.  
  4. Четвертый уровень - самая легкая стадия, это объясняется тем, что у ребенка речь почти не отличается от нормы. Ребенок довольно хорошо разговаривает, однако при произнесения и построение длинных фраз отмечаются нарушения.

Чаще всего логопедические группы дошкольного учреждения посещают дети второго и третьего уровня общего недоразвития речи (ОНР).

Для правильной организации и осуществления полноценной коррекции обучения и воспитания детей дошкольного возраста детей с ОНР требуется всестороннее обследование их речевых и неречевых процессов сенсорно-моторной сферы, интеллектуального развития ребенка, личностных особенностей.

Для преодоления у детей ОНР используется поэтапная система формирования речи. Основу такой коррекционной работы составляют принципы описанные Левиной Р.Е.

  1. Раннее воздействие на речевую деятельность, с целью предупреждения появления вторичных отклонений.
  2. Развитие речи и опора на онтогенез, учет закономерностей развития речи у детей в норме.
  3. Взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться четкой и внятной речи. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования слов и словоизменений.
  4. Дифференцированный подход в логопедической работе с детьми с ОНР, имеющих различную структуру речевого нарушения.
  5. Связь речи с другими сторонами психического развития. Зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических функций.  

К традиционным методам коррекционно-логопедической работы относятся:

  1. Развитие понимания речи. Весьма продуктивным являются занятия проводимые логопедом в различные режимные моменты: игровые момент, подготовка к занятиям, сбор на прогулку, дежурство в группе и многие другие. Начинать надо с обучение пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме. Постепенно фразы должны расширяться, вопрос-обращения логопеда должны становиться более разнообразными, широко используется приём комментирование действий с предметами. Понимание речи базируется на наглядном примере связанной ситуации, обеспечивается многократность повторения и грамматических категорий.
  2. Развитие фонематического слуха. Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых дети учат различать неречевые звуки и их направления - постукивание, похлопывание, шуршания бумаги, скрип двери, звук музыкальных инструментов. Затем дети дифференцируют их на слух, используя различные игровые ситуации: укачивания кукол, больной зуб, плаксивый малыш. Дети на слух выделяют звуковые комплексы среди других сочетаний.
  3. Формирование словарного запаса. Формирование, уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы.
  4. Формирование грамматического строя,  с помощью упражнений по развитию и пониманию различных грамматических категорий, создание базы для применения изученных форм в самостоятельной речи.
  5. Формирование Связной речи, предполагает обучение детей использованию различных структур предложений; составление рассказа с помощью картинок; работа с рассказом; пересказ пройденных рассказов, текстов, сказок, с помощью выделения основных содержательных звеньев сюжета; пересказ с помощью опорных вопросов, по иллюстрациям.
  6. Формирование звукопроизношения слоговой структуры слов определяет содержание работы по развитию произвольной стороны речи, логопед исходит из результатов обследования, а также, учитывает закономерности развития фонематического стороны речи в онтогенезе. Основным условием для формирования правильного произношения звуков, является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артикуляционных навыков.

Для успешного речевого и интеллектуального развития ребенка необходимо правильно и грамотно организовать коррекционную работу, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Определяя содержание своей работы, логопед должен вызвать у ребенка познавательный интерес, для этого используются различные сюрпризные моменты, игровые сюжеты, разные формы поощрений, все это помогает активизировать речевую деятельность.

Часто в своей работе логопеды прибегают не только к традиционным методам, но и используют современные инновационные технологии. Данные методы подразумевают организацию обучения и развития ребенка путем субъектно-субъектной формы взаимодействия. В таком взаимодействии все участники образовательного процесса рассматриваются как равноправные партнеры. Инновационные технологии - это привнесение в образовательный процесс нового и действенного, и является дополнением в коррекционной деятельности.

Наиболее используемые в логопедической практики технологии: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного восприятия, информационные.

  • Среди арт-терапевтических технологий выделяют:

  1. Музыкотерапию - применяют в работе с детьми ОНР для развития у них слухового внимания, чувство темпа, ритма, мыслительных способностей, воображения и фантазии, коммуникативных навыков, слуховой и зрительной памяти.
  2. Изо-терапию - применяется для развития у детей мелкой моторики, речевого дыхания, связной речи, артикуляционного аппарата, через рисование традиционными и нетрадиционными техниками и обсуждение полученных рисунков.
  3. Кинезиотерапия - коррекция речевых нарушений, за счет использования двигательной деятельности. Направлено на развитие крупной и мелкой моторики и развитие межполушарных связей, что способствует улучшению памяти, мыслительной деятельности.
  4. Сказкотерапия - проживание эмоций и высказывания ребенка через проживание сказки и создание коммуникационных направлений каждого слова.
  5. Мнемотехника - система приемов для увеличения объема памяти путем образования у ребенка дополнительных ассоциаций. Развивает у детей связную речь, ассоциативность мышления, слуховую и зрительную память.  
  6. Песочная терапия - развивает у ребенка первый уровень рефлексии и самоанализа, что позволяет ребенку понимать себя и других. Развивает чувственность мелкой моторики, помогает детям прислушаться к себе, проговорить свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

  • Здоровьесберегающие технологии. Одни из наиболее актуальных для детей с общим недоразвитием речи, Данные технологии включают в себя: различные виды массажа, гимнастик (артикуляционная, мимическая, логопедическая, дыхательная, гимнастика глаз, общеукрепляющая), упражнения на релаксацию, упражнения на профилактику нарушений осанки, су-джок терапия и логоритмика. Данные виды технологий помогают ребенку в формировании у него умений и навыков по здоровому образу жизни, учит применять полученные знания и навыки в жизни, обеспечивают ребенку возможность на сохранение здоровья.

  • Сенсорные технологии направлены на развитие у детей полноценного восприятия мира, создают основу для познания окружающей среды, формируя у ребенка чувственный опыт.
  • Информационные технологии обучения - это  технологии, включающие в себя использование  специальных программных и технических средств (кино, аудио-видео, мультимедийный проектор, компьютер телекоммуникационную сеть и т.д.)  для работы с информацией.

Для каждого ребенка должны быть подобраны свои инновационные технологии и средства в зависимости от его индивидуальных особенностей, которые будут оказывать положительное воздействие на развитие, и осуществлять правильную и грамотную коррекцию.

Список литературы:

  1.  Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473. — URL https://moluch.ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 03.09.2020).
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / П. - М.: Просвещение, 1967
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: пособие/3-е ид.- М.: Айрис-пресс,2005.-224с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы учителя-логопеда с леворукими детьми, имеющими речевые нарушения"

Исправление речевых нарушений у детей с ведущей левой рукой...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Организация совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ, с детьми, имеющими трудности развития познавательной и речевой сферы.

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими трудности познавательной и речевой сферы с использованием иновационных технологий, к которым можно отнести сенсорную комнату....

Система работы взаимодействия учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда в работе детьми, имеющими нарушения зрения и речи

В данной статье показаны примерные формы работы по взаимодействию учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда; конкретно описывается роль специалистов в коррекционной работе. Авторы данной ...

Работа с детьми с ОВЗ: традиции и новации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа «осо...