Паспорт логопедического кабинета
методическая разработка по логопедии

Захарова Татьяна Анатольевна
Паспорт содержит цель и задачи логопедического кабинета, режим работы кабинета, оборудование, дидактический материал, методическую литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_kabineta.odt29.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 43 «Снежинка» г.Белово

Паспорт                    логопедического   кабинета

Учитель-логопед Захарова Татьяна Анатольевна

2020 г.


  1. Паспорт логопедического кабинета

График занятости логопедического кабинета

День недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Коррекционные занятия

08.30.-12.30.

08.30.-12.30.

08.30.-12.30.

15.10-17.00

08.30.-12.30.

Консультации для педагогов

13.30-15.00

Консультации для родителей

17.00.-17.30.

Правила пользования логопедическим кабинетом

  • ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей);
  • влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
  • ежедневно проводится проветривание кабинета;
  • перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
  • кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
  • по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Документация

  • Должностные инструкции логопеда.
  • Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
  • Паспорт кабинета.
  • Протоколы  обследования устной речи.
  • Речевые карты.
  • Тетради взаимосвязи с воспитателями.
  • Тетрадь по работе с родителями.
  • Перспективные планы работы.
  • Календарно-тематическое планирование.
  • Общий план методической работы.
  • Циклограмма работы логопеда.
  • График работы логопедического кабинета.
  • Расписание занятий.
  • Тетради индивидуальной работы с детьми.
  • Списки детей, зачисленных в компенсирующие группы.
  • Анализы обследования устной речи детей.
  • Копии отчетов о результатах коррекционной работы.
  • Мониторинг коррекционной работы.
  • Направления на детей с ПМПК
  • Рабочая программа логопеда
  • План индивидуальной коррекционной работы на каждого ребенка

Оснащение логопедического кабинета

  1. Настенное зеркало (1.5м - 0.5м) - 1 шт.
  2. Детские столы - 4 шт.

3. Детские стулья - 8 шт.

4. Стол для логопеда - 1 шт.

5. Шкафы для пособий - 2 шт.

6.Лампа дневного освещения- 2 шт.

7. Компьютер — 1 шт.

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

  1. Набор логопедических зондов - 3 шт.
  2. Логопедический вибромассажёр с двумя насадками.
  3. Спирт медицинский.
  4. Вата стерильная.
  5. Одноразовые марлевые салфетки.
  6. Пособия для индивидуальной работы.
  7. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
  8. Материалы для обследования устной речи.

Зона коррекции звукопроизношения:

• «Королевство зеркал» оборудовано настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают взаимосвязанные коррекционные задачи.

• «Звукобуквенные домики» (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений, «Букварики» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения)

• «Царство смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно – наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи») .

• «Центр речевого дыхания» (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи»

• «Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики) : « коврики, трафареты, игры)

• «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.

• Центр релаксации. В нём  «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.

Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, презентациями, компьютером.

В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

Разделы

Дидактические игры и пособия

Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, сенсомоторных процессов

 мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», матрешка,  счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; «Выложи картинку из палочек», «Собери картинку», «Спрячь мышку от кошки», пальчиковый театр, кубики «Домашние животные», «Подбери по размеру», «Подбери по цвету», пазлы.

Формирование звукопроизношения

«Урожай», «Классическое лото», «Логическое лото», «Покупки», «Белоснежка и семь гномов», «Звукоед», «Звуковые улитки», «Кто больше?», «Логопедическое лото» (на все звуки), «Играем со звуками», «Звуки, я вас различаю!» и т.д. Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков, наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек, «Сказки веселого язычка», Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,Н. Новоторцева и др.).

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Набор звучащих предметов, погремушки, бубен, свистулька, свисток; «Что услышал, что увидел», сигнальные карточки, схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения, полоски различной длины; звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые домики»; «Какой это звук?»; «Назови картинку с заданным звуком», «Закрой окошечко, где живет звук»; «Звонкий-глухой», «Логопедическое лото», «Где звук звучит», «Каждому звуку свою комнату», «Доскажи звук», «Найди гласный звук», «Путешествие в страну звуков», «Играем со звуками», «Подбери картинку к схеме»; карточки-задания на формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, звуковички, кружочки для звукового анализа, звуковые пеналы и т.д.

Грамота

Магнитная азбука, касса букв, книга  «Азбука», слоговые кубики, слоговая линейка, картинный материал, карточки-задания, перфокарты, мозаика-азбука, звуковички, «Составь слово», «Составь слово из слогов», «Цепочка слов», Лото «Мы читаем», «Строители», «Новоселье у зверей», «Кого позовут в гости?», «Кому подойдет квартира», «Кто куда поселится», «Преодолей вершину», «Озорной котенок», «Где слово живет?», «Покажи количество слогов в слове», «Сложи слово, найди ему пару», «Пишем и читаем», «Читаем по слогам», «Слоги», Карточки-слова с пропущенными буквами, слогами, Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кросс ворды и др.).

и т.д.

Формирование лексико-грамматического строя речи

Папки по темам:

Игрушки. Детский сад.

Огород. Овощи.

Сад. Фрукты.

Осень. Приметы осени.

Деревья и кустарники.

Перелетные птицы.

Одежда. Обувь.  Головные уборы. Посуда (кухонная, столовая, чайная).

Продукты питания (молочные, мясные, хлебобулочные). Напитки.

Дом. Квартира.

Мебель.

Мой город. Моя страна.

Человек. Части тела.

Зима. Приметы зимы.

Новогодний праздник. Зимние забавы.

Зимующие птицы.

Домашние животные и их детёныши.

Домашние птицы.

Дикие животные и их детёныши.

День защитника Отечества. Мужские профессии. Орудия труда.

Зоопарк.

Женский день 8 марта. Женские профессии.

Семья. Семейные традиции.

Транспорт( грузовой, пассажирский). Весна. Приметы весны.

Космос.

Рыбы ( речные, морские, аквариумные).

День Победы.

Цветы (полевые, садовые).

Насекомые.

Здравствуй, лето!

 Дидактические игры:

«Назови одним словом», «Какой лист, какая ветка, какое полено?», «Предлоги», «Паровозик», «Разноцветные листья», «Веселый повар», «В огороде у козы Лизы», «Маленькие художники», «Поможем клоуну Роме», «За грибами», «Катины подарки», «Аквариум». Задания на развитие лексико-грамматического строя: «Один-много», «Противоположные по смыслу», «Объясни почему?», «Доскажи словечко», «Что за чем?», «Назови ласково», «Что где растет?», «Кому что нужно», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?», «Парные картинки», «Забавные ребусы». Лото «Считаем». Учебно-игровые комплексы: «Действия», «Домашние животные», «Слова-действия», «От предложения к рассказу», «Предлоги», «Дикие животные», «Ягоды», «Сложные слова», «Деревья», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы и цветы», «Слова-предметы», «Слова-иностранцы».

Связная речь

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр». «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», «Составь сюжет для сказки. Любимые сказки», «Слово — предложение-рассказ», «Помоги составить рассказ», «Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет», «Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольников 5-7 лет», Составление рассказов по картинкам «Профессии», «В деревне» и т.д.

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

 Мозаики различных видов, кубики, конструкторы,  свистульки, мыльные пузырьки, свечка, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры, разрезные картинки, счетные палочки, прищепки, «Сухой бассейн из гороха», индивидуальные досточки, раскраски

Специальная литература

  1.  «Энциклопедия подготовки к школе» - ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС» 2006 год
  2. Е.А. Чевычелова «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год.
  3. Е.А. Бухтоярова «Программа развития связной речи детей 5-7 лет» Издательство «Учитель» Волгоград — 2012 год
  4. А.А. Наумов Т.Э. Токаева «Специальный педагог дошкольного учреждения» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
  5. Э.Ф. Курмаева «Коррекционно-логопедичекая работа с детьми 5-7 лет» - Издательство «Учитель» Волгоград — 2012 год
  6. Е.А. Баландина Л.В. Басаргина «Проектирование образовательной программы» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
  7. Л.Е. Кыласова «Индивидуальная речевая карта»  Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
  8. В.В. Докутович  Л.Е. Кыласова «Дневник учителя-логопеда ДОУ» Издательство «Учитель» Волгоград — 2013 год
  9. О.В. Тырышкина «Индивидуальные логопедические занятия» Издательство «Учитель» Волгоград- 2012 год
  10. О.Н. Земцова «Грамотейка для детей 4-5 лет»  ОО «»Издательская группа «Азбука-Аттикус» - 2013 год.
  11. М.В. Вышегородская И.Г. Елизарова Л.В. Васильева «Интегрированная образовательная деятельность в логопедической группе ДОУ» Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС»- 2014 год
  12. Т.А. Матросова «Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями» ОО «Творческий центр СФЕРА» - 2006 год
  13. Ю.В. Микляева «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением» Москва АЙРИСС-ПРЕСС — 2010 год
  14. Н.В. Новоторцева «Развитие речи дошкольников и коррекция недостатков в детском саду» Ярославль Академия развития — 2012 год
  15. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - Санкт — Петербург издательский дом «Литера» - 2011 год.
  16. Н.В. Рыжова «Логопедические занятия с детьми 2-3 лет» Издательство «Учитель» Волгоград — 2014 год
  17. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999.
  18. Лопухина И. Логопедия. С.-П., Дельта, 1999г.
  19. Коноваленко В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков. М., 1998г.
  20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1997г.
  21. Колесникова Е.. Развитие звуковой культуры речи. М., Гном-пресс, 1998г.
  22. Колесникова Е. Раз - словечко, два - словечко. М. Гном-Пресс, 1997г.
  23. Ткаченко. Т. Формирование лексико-грамматических представлений. С.-П., Детство-пресс,1998 г.
  24. Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР,2005 г.
  25. Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. С.-П., 1998г.
  26. Ткаченко Т. Формирование и развитие связной речи, С.-П. Детство-пресс, 1998г.
  27. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Нарушение речи у детей. М., 1993г.

28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение»2008год.

29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. -Москва «Просвещение», 2008.

 30. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. — 95 С.

31.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 48 с.

  1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / Н.Э. Теремкова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. 56. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – СПб.: Издательство «Лань»- 2003 год
  2. О.Е. Громова Г.Н. Соломатина «Логопедическое обследование детей» ООО «ТЦ Сфера» 2004 год.
  3. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий, 1,2,3-период обучения) Москва «Гном и Д» 2009 год
  4. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» (конспекты фронтальных занятий, 1,2,3-период обучения) Москва «Гном и Д» 2009 год
  5. В.В. Коноваленко С.В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе» (1, 2, 3 — период обучения)Москва «Гном — Пресс» 2007 год.

 

Цели и задачи логопедического кабинета:

1.1. Цель:Cвоевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

1.2. Задачи:
• Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи,
физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,
• Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

1.3. Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.

1.4. Направления работы логопеда.
1. Диагностика:
*ранняя;
*для комплектования групп;
* мониторинг /промежуточный и конечный/ качества логопедических услуг.

2. Коррекция: *индивидуальная;
*подгрупповая;
*групповая.

3. Организационно – методическая поддержка:
*педсоветы;
*семинары;
*круглый стол;
*деловые и деятельные игры.

4. Просветительско – профилактическое сопровождение:
*родителей;
*воспитателей через родительские собрания;
*выступления;
*оформление тематических папок – раскладушек.

5. Консультационная помощь родителей и воспитателей через индивидуальные и групповые тематические консультации.

1.5. Функции кабинета.
v Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
v Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития.
v Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
v Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
1.6. Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета:
*программы коррекционно-развивающего обучения,
*перспективные планы работы,
*индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Вот логопеда кабинет
В нем дети учатся играя
Здесь им на все дадут ответ,
Их речь и мысли развивая.
И для родителей совет
Всегда подскажет логопед!

1.7. Работа учителя-логопеда с детьми. 
*Научить детей свободно пользоваться родным языком;
*Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме;
*Развитие словаря;
*Формирование грамматического строя речи;
*Воспитание звуковой культуры речи;
*Развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционная работа.
• Постановка звуков:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;
- устранение неправильного произношения.
• Автоматизация звуков:
- изолированно;
- в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- в словах (по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности);
- в предложениях (чистоговоркак, отдельных предложениях, небольших рассказах, потешках, стишках);
- в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах и т.д.)
• Дифференциация звуков:
Развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
Оценочно-контрольная работа.
По окончании коррекционной работы логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звуком в разговорной речи.
Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной речи.
Совместная работа с педагогами.
• Тетрадь взаимодействия (еженедельные задания для выполнения в свободное время) включает в себя выполнение артикуляционной, мимической, пальчиковой , дыхательной гимнастики и блок заданий по развитию фонетико-фонематических процессов
• Индивидуальные консультации по вопросам автоматизации звуков у детей, посещающих логопеда. Ведение оценочно-контрольной работы (экран звукопроизношения)
• Письменные консультации: игры на развитие речи, фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики
• Показ открытых мероприятий по развитию речи, посещение занятий и развлечений по развитию речи, обучению грамоте.
Логопедическое оснащение кабинета.
• Диагностические материалы;
• Автоматизация, дифференциация звуков. Игры, речевой материал;
• Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте;
• Развивающий дидактический материал;
• Тематический словарь в картинках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета. В нем описано оборудование, указаны программы обучен...

Паспорт логопедического кабинета

В данном материале описано:  график работы логопедического кабинета, оснащение, документация, пособия, зоны логопедического кабинета, литература....

паспорт логопедического кабинета

Основная задача работы логопедического кабинета это - обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи: консультативно - диагностической; коррекционно - образователь...

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета....

Паспорт логопедического кабинета

Паспорт логопедического кабинета...

Паспорт логопедического кабинета, внешний вид кабинета и техника по стерилизации логопедических инструментов.

Рекомендую для просмотра логопедов:паспорт логопедического кабинета, фотографии кабинета и  оборудованию по стерилизации логопедических инструментов. Мы купили согласно  приказа  о стер...

Паспорт логопедического кабинета в ДОУ( логопедический пункт)

В материале содержится литература, пособия, игры, используемые в работе логопеда....