Семинар - практикум "Составление рассказа по картине"
консультация по логопедии

Шуракова Лариса Васильевна

Повышение компетентности педагогов в вопросах развития связной речи через составление рассказа по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»

учитель-логопед Шуракова Л. В.

          Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах развития связной речи детей через составление рассказа по картине.

          Задачи:

уточнить знания воспитателей об этапах, задачах работы и видах образовательной деятельности по обучению составления рассказа по картинам

закрепить знания методики составления рассказов в разных возрастных группах.

развивать навыки анализа практической деятельности.

          Оборудование: 

«Заяц и морковка» (серия картинок)

«Зимние  забавы» (сюжетная картина).

          Предварительная работа: за 2-3 недели до семинара воспитателям предлагается самостоятельно ознакомиться с материалом по следующим вопросам:

Задачи развития связной речи в соответствии с программой дошкольного образования.

Учет возрастных особенностей детей при работе с картинкой.

План семинара-практикума:

Теоретическая часть:

          Что такое связная речь?

Формы связного высказывания.

Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине.

Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах.

Практическая часть

Составления рассказов по картинкам в старшей и подготовительной группах.

Подведение итогов семинара-практикума.

           Ход семинара-практикума

Приветствие. Введение в тему.

Давайте вспомним, что такое связная речь?

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

К какой образовательной области Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования относится задача развития связной речи?

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одна из образовательных областей это «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи - быть средством общения и культуры. Одна из задач в данном направлении: «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

          Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию.

Анализ речевых высказываний детей показывает, что, большинство детей не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме.

Какие выделяют формы связного высказывания?

Выделяют две формы связного высказывания: диалог и монолог. Сегодня остановимся именно на монологической форме.

          С какого возраста начинают систематически развивать монологическую форму речи?

          В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования монологической речи детей начинают систематически учить примерно с пятого года жизни (т.е. со средней группы). Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.

Одним из средств обучения связной монологической речи является рассказывание детей.

          Виды образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по картине:                                                                                                                                                  - составление описательного рассказа по предметной картинке;                                                          - составление описательного рассказа по сюжетной картинке;                                                                   - придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картинке;                                            - составление рассказа по  последовательной серии картинок;                                                                                        - составление описательного рассказа по пейзажной картинке, натюрморту.                                                                                        Задачи воспитателя по обучению составления рассказа по сюжетным картинкам:

- учить детей правильно понимать содержание картины;                                                                         -  вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;                                                                      - активизировать и расширять словарный запас по данной теме картинки;                                                                                                 - учить составлять связный рассказ по картине.

Сегодня подробно остановимся на одной из форм работы: составления рассказов по картине.

2. Методика составления рассказов по картинке в разных возрастных группах.

          В младшей группе.  В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий. 

          Первые картины для детей младшей группы - это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например«Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — к картине «Кошка с котятами»; можно спеть с детьми знакомую песенку окошечке, собачке, курочке).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

          Обязательно предварительная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, сходных с изображенными на картине.

Занятие включает две части:

Рассматривание картины.

          Цель - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной прием в данной части занятия - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Переход от анализа одной группы фактов к анализу другой не должен нарушать целостности восприятия картины.

          Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Необходимо добиваться, чтобы они правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

          Особенно важно в данном возрасте использовать разнообразные игровые приемы. Например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним' в гости кукле (собаке и др.).

После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

          В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

         Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

          По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. Дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков.

Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. На занятиях применяется прием совместных действий: педагог начал описание, а дети продолжили его

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».…

В средней группе также дается речевой образец высказывания для копирования. «Расскажите, как я»«Умница, запомнила, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

          В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.

Меняется роль воспитателя - он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

          В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при  этом, на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий —он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

          Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит - краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета, выделении самого существенного.

В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). С помощью опорных вопросов педагог намечает детям план дальнейшего повествования, а ребенок пытается продолжить рассказ.      Например: Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар? Расскажи об этом Маша. Затем педагог намечает план заключительной части рассказа  в форме вопросов и предлагает ребенку закончить его. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель рассказывает сам.

          При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявлять все больше активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать два вида работы: рассматривание новой картины и рассказывание по ней.

Таким образом, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников — рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

Практическая часть:
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок

Цель: формировать у детей навык целенаправленного восприятия серии картин; обучать навыкам составления  рассказа по серии сюжетных картин; активизировать и расширять словарь по теме «Весна».

Оборудование:  два  конверта с предметными картинками и серией сюжетных картинок.

Ход занятия.                                                                                                                                   1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что у нас появилось новое в группе? (Дети.  На столе лежат два конверта).                                                                                                   Воспитатель.  Как вы думаете, какой конверт откроем первым?   (дети.   С цифрой  1. В конверте  приготовлены картинки  и задание).                                                                                                                                                Воспитатель   Играем в игру «Подбери картинку к слову.»                          Тает (что?); появляются, греет, зеленеют, бегут, покрываются листьями, распускаются, цветут, журчат.                                                                                                       2. Рассматривание серии сюжетных картинок с последующим обсуждением.

Открываем конверт с цифрой 2.

Воспитатель выставляет на доску серию сюжетных картинок «Заяц и морковка» в хаотичном порядке. Детям дается несколько минут на рассматривание картинок. После этого воспитатель предлагает расположить их в нужной последовательности. Далее проводится обсуждение серии картинок.

     - Какое время года изображено на картинке(начало весны).

- Что вы можете сказать о погоде? (Холодно, пасмурно)

- Какой стоит снеговик?

- Кто пробегал мимо снеговика?

- Что он заметил?

- Что решил сделать зайка?

- Почему ему не удалось достать морковку?

- Что он задумал потом?

- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?

- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?

- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?

- Что происходит со снеговиком?

- Как светит солнышко на третьей картинке?

- На что похож снеговик?

- Какое настроение у зайчика? Почему?                                                                        

3. Физминутка.  Игра: «Веснянка»

Солнышко, солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках).

Прилетели сто грачей,  (Бегут, взмахивая руками, как крыльями).

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают).

А цветочки подрастают  (Тянутся вверх, встав на носочки и поднимают руки).

 4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.                            Воспитатель предлагает одному из детей составить рассказ.

При возникновении трудностей в составлении рассказа принимает участие воспитатель.

   «Заяц и морковка».

Наступила весна. Но солнышко еще редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.

Однажды мимо снеговика пробегал заяц. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.

Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он прибежал в дом и принес лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.

Тут из-за туч выглянуло теплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием ее съел.

Рассказы детей.

Итог занятия.

Воспитатель: О ком составляли рассказ? Почему зайчик не мог достать морковку? Что помогло зайчику добраться до морковки?                              Чей рассказ вам больше всего понравился?

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

          В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе, смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

          Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

1. На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катавшихся с горки. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают.

«А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» — спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег...

          Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто играет в снежки. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.

Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей 'изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса;  и т. п.

          Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.

Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п.

2. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают.

Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лыжах, играли в снежки, лепили снеговика. (план рассказа можно обозначить на картине разноцветными кружками). По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.

Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.).

          Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

Практическая часть. Коллективное составление рассказа по картине «Зимние забавы».                                                                                                                                                 Цели: обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы», обобщать и систематизировать знания детей о зиме.                                                          

Ход занятия.                                                                                                                        1. Организационный момент.                                                                             Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».                                                  Снежный (что?)  - …  Снежная (что?) -…  Белый (что? - … Холодная (что?) -                                        Морозный (что?) -… Ледяная (что?) -… Трескучий (что?) -… Сильный (что?)                         2. Объявление темы. Сегодня будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина). Но прежде мы сыграем в игру.                                                                                                                                               3. Игра «Подбери признаки»,                                                                                                            - Снег (какой?) – белый, холодный, скрипучий.                                                                      – Ветер зимой (какой?) – колючий, холодный, сильный.                                                                    – Воздух зимой (какой?) – свежий. Холодный, сильный.                                                            – Лед (какой?) – блестящий, зеркальный, скользящий.                                                                При затруднениях воспитатель помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? – скрипящий ит. Д.)                                                 4. Беседа по картине.                                                                                                                                       Рассмотрите картину  и скажите:                                                                                                                  -  Где гуляют дети?                                                                                                              -  Какой выдался день?                                                                                                                     -  Чем дети заняты в ясный зимний день?                                                                                 -  Какие стоят кусты? А деревья? А дома?                                                                           -  Что можно сказать о настроении детей?                                                                                          -  Если подойти поближе к горке, что можно услышать?                                                                                               -  Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку?                                 5. Физ.минутка «Снег».                                                                                                                                6. Составление рассказа.                                                                                                                  Воспитатель говорит, что ему понравилось, кА ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.                                                                                                                  Примерный рассказ.

            Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла, выглянуло солнышко.                                                                                Ребята с веселым смехом и криком отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки  стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!                                                                                            7. Рассказы детей.                                                                                                                                            8. Итог занятия.                                                                                                                                   -  Какие задания вам понравилось выполнять?                                                                                     -  Что у вас вызывало затруднения?                                                                                                                    

          В подготовительной к школе группе активность и самостоятельность детей при составлении рассказов значительно возрастает. Опираясь на восприятие конкретного содержания картины, ребенок способен представить, как могло начаться событие и чем оно завершится. Но прежде чем поставить перед детьми такую задачу, следует уже на этапе демонстрации картины предлагать вопросы, помогающие высказывать предположения о том, что могло предшествовать изображенному событию и что последует за ним.

Во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется.    После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном  материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не следует спешить сообщать детям готовый вариант, лучше ориентировать их на самостоятельное решение задачи, учить проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

          Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить; две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор. Это дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.

          Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

          Таким образом, картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного.

Модели для обучения детей составлению рассказов по картине

1. Модели, помогающие детям освоить структуру рассказа.             Модель «Разноцветная полоска картона»: Полоска картона разделена на три неравных части, каждая из которых обозначает начало, основную часть и конец рассказа.

2. Модель, помогающая детям последовательно, логически правильно строить свой рассказ, не пропуская смысловых звеньев.

Данная модель может быть использована в качестве плана рассказа.

1 - Какое время года?

2 - Какая погода?

3 - Деятельность детей, взрослых, животных, их взаимоотношения.

4 - Настроение героев картины.

3. Модели могут быть использованы для того, чтобы дети в своих рассказах употребляли эпитеты, сравнения, давали характеристику героям, месту события.

а) Модель «Ладошка»: На листе картона изображена ладошка. В центре её помещается картинка с изображением героя картины (например, медведь). Дети подбирают слова, характеризующие героя (каждый пальчик - слово). Медведь - бурый, огромный, неуклюжий, косолапый... Данная модель нацеливает детей на употребление подобранных слов в своих рассказах.

б) Вариант - модель «Солнышко»: На листе картона изображается "солнышко". Каждый лучик - определённая характеристика героя.

4. Модель для самоанализа и анализа детских рассказов.

1 - Сохранена ли структура рассказа?

2 - Громко или тихо рассказывал?

3 - Употреблял ли в речи интересные слова, давал ли характеристику героям?

4 - Рассказывал эмоционально или вяло, сухо? Интересно ли было слушать рассказ?

При выборе моделей необходимо учитывать этап обучения, программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Список использованной литературы:

Арушанова А. Г Речь и речевое общение детей. М., 1999

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб., 2007.

Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР



 

Памятка воспитателю по работе

над составлением рассказа по картинке

1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.

2. Картинка, намеченная для работы, должна быть вывешена заблаговременно.

3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.

4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей и постепенно усложняться.

5. При работе с картинкой следует четко определить главное и второстепенное.

6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).

7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать уровню их развития.

8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).

9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца воспитателя.

10. Дети рассказывают поочередно.

11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.

12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.

13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.

Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Семинар-практикум для педагогов "Составление рассказа по картине"

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах....