Статья "Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей"
статья по логопедии
Что такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?
На что влияет артикуляционная гимнастика и в чём может помочь?
Виды артикуляционных упражнений, а также рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
Обо всём об этом можно узнать из этой статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей" | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей»
У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.
Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность артикуляционных органов.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье).
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнений статических и 2-3 упражнений динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упражнение «трубочка» — придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога.
Педагог дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Упражнения для губ и щек
1. Хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
2. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится, Мостик).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
3. Футбол (Спрячь конфетку, Орешек).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
4. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
5. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
6. Котёнок лакает молоко.
Рот широко открыт. Широким языком , как бы лакаем молоко. Закрываем рот, убираем язычок.
7. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних
резцов до мягкого нёба.
Литература
1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2.Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
3.Костыгина В. Н. Тру - ля - ля. Артикуляционная гимнастика. 2 - 4 года. - М.: Карапуз, 2006.
4.Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
5.Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи. - М.: АСТ; АСТ; Спб.: Сова; Владимир: ВКТ. 2008.
6.«Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. - Спб.: КАРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики , как средство коррекции речи детей.
В данной работе описаны особенности проведения закаливания в нетрадиционной форме с детьми, имеющими речевые расстройства....
Опыт работы по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста. Артикуляционные гимнастики в стихах и сказках "Наш весёлый язычок".
В сборнике собран материал для проведения артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста в интересной и увлекательной форме. Сборник предназначен для логопедов, воспитателей, а также будет по...
«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».
Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, орган...
Роль дыхательной гимнастики в коррекции речи детей
В статье даются рекомендации по обследованию типа дыхания у детей и упражнения по дыхательной гимнастике для детей, имеющих патологию прикуса....
Моделирование подвижных игр с целью коррекции речи детей с ОНР.
Данная статья научит логопеда создавать подвижные игры с речевым сопровождением с учётом выбранных задач коррекции речи и раскрывает разные способы их моделирования....
Логоритмика – относительно новое понятие в педиатрии, воспитательной и педагогической работе. В первую очередь направление было введено с целью коррекции речи в детском возрасте. С ее помощью удавалось добиться скоординированности работы между нервной и д
Цели, задачи логоритмикиОсновная цель логоритмики в дошкольном возрасте – профилактика речевых нарушений или их коррекция путем оттачивания двигательных навыков. Ее достижение сопровождается физ...