Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников
методическая разработка по математике

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. В современном мире социальная необходимость ежедневно сталкивает человека и с проблемой времени. Во времени живет и ребенок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, относительно окружающих предметов. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. В современном мире социальная необходимость ежедневно сталкивает человека и с проблемой времени. Во времени живет и ребенок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.

Пространственные и временные представления формируются в соответствии с генезом отражения пространства и времени, в тесной связи с развитием речи, в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде. Речь выступает с одной стороны, как средство выражения сложной системы пространственных и временных знаний, а с другой - как организатор ориентировки в категориях пространства и времени.

Формируя умение определять пространственное положение предметов, можно научить детей составлять грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение пространственных предлогов и наречий и правильно употреблять их в своей речи. Немаловажно последовательное обучение ориентировки на плоскости. Описание положения предметов на сюжетной картинке является первой ступенью к составлению рассказа.

Эффективным методом формирования пространственно-временных представлений является применение дидактической игры как формы обучающего воздействия взрослого на ребенка и, в то же время, как основного вида деятельности старшего дошкольника. Также эффективным методом является моделирование, так как временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (сменяемость, необратимость, текучесть, одномерность). Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, позволяющие свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений

1.Дифференциация правых и левых частей тела – правая/левая рука,  правая/левая нога, правый/левый глаз, правое/левое ухо.

Вначале усваиваются ориентиры оси тела. Педагог объясняет ребенку: “Все наше тело, так же, как и руки, делится на правую и левую половины. Если провести линию от макушки до низа живота, то она и разделит наше тело на правую и левую половины. Проведи такую линию указательным пальцем правой руки сверху вниз и назови, по каким частям тела она пройдет”.

Затем ребенок осознает сторону тела, одноименную с ведущей рукой. Ребенок касается ведущей рукой одноименной стороны тела, называет части тела, которых он касается, при этом называя и сторону тела (правая нога, правая бровь, правое ухо). Затем ребенок начинает перечислять участки тела, которые расположены на одном уровне слева/справа. Выполняя это упражнение, ребенок вначале прикасаться к симметричным частям тела по-разному: к ведущей стороне - всей ладонью ведущей руки, а к симметричной части на противоположной стороне - кончиком пальца этой же руки.

Постепенно ребенок учится называть симметричные части своего тела автоматически, с закрытыми глазами, по памяти и т.п.

Могут быть предложены следующие задания:

- Подними правую, левую руку.

- Покажи у меня правую, левую руку.

- Покажи предметы справа от тебя, слева от тебя.

- Пробы Хеда (наглядный / речевой материал)

  • Игра «Топ, топ, топ».

Цель: закрепление умения находить правую и левую сторону «на себе».

Ход игры: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала педагогом, а затем и самими детьми:

“Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ,

Левой ручкой помашу,

Правой ручкой постучу”.

  • Игра “Самолет”

Цель: закрепление умения находить правую и левую сторону “на себе”.

Ход игры: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое  педагогом:

Руки в стороны – в полет отправляем самолет:

Правое крыло вперед.

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет!

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

Включает в себя направления:

  • Ориентировка в вертикальных направлениях (вверху - внизу, сверху – снизу, над - под)
  • Ориентировка в горизонтальных направлениях (спереди – сзади, вперед - назад)
  • Владение понятиями слева/справа, лево/право, левый/правый
  • Употребление предлогов за, из-за, около, от, перед, между, из, на.

Задания:

  • Игра “Куда спряталась мышка”

Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

Оборудование: игрушка-мышка

Ход игры: педагог начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

“К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется”. Педагог ставит игрушку под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

  • Игра “Внизу – наверху”

Цель: Формирование представления о пространственных отношениях предметов; уточнение того, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться.

Оборудование. Два мяча, две куклы, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.

Ход игры: Перед ребенком ставятся стулья: кукольный, детский, большой и стол, один мяч кладется на пол, другой на кукольный стул. Педагог указывает на лежащий на полу мяч(куклу) и спрашивает: “Где этот мяч? Внизу? Наверху?” если ребенок не может ответить, педагог говорит: “Этот мяч внизу”. Тот же вопрос задается относительно мяча на стуле. Мячи перекладываются, и вопросы повторяются. Затем мяч перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д.

  • Игра “Кто за кем?”

Цель: формирование понятий  “спереди”, “сзади”; умения употреблять в активной речи слова “спереди”, “сзади”.

Ход игры: Дети строятся в колонну. Педагог: «Кто стоит перед Петей?» (Маша). Как можно сказать по-другому? (Маша стоит спереди от Пети). Где по отношению к Маше стоит Петя? (Петя стоит сзади Маши). Как можно сказать по-другому? (Петя стоит за Машей).

Аналогичная работа проводится с каждым ребенком.

  • Игра “На лугу”

Цель: формирование понятий “справа” и “слева” и их речевых обозначений.

Ход игры: педагог читает стихотворение и показывает ребенку “лужок” с цветами и жука.

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком. (Г. Виеру)

Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом - на цветок слева. Затем педагог сам сажает жука на цветок справа и слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).

  • Игра “Что, где?”

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: “слева”, “справа”, “перед”, “за”, “сбоку”, “над”.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: “Кто справа от тебя?” Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что сзади тебя? Что над головой? и т.д.

  • Игра “Сыщики”

 Цель: закрепление умения осуществлять движения в заданном направлении.

Оборудование: цветные квадраты размером 20 см×20 см, картинки с изображением различных предметов, круг красного цвета диаметром 20 см.

Ход игры: педагог кладет на пол в середину красный круг и по четырем направлениям пространства (лево, право, вперед, назад) раскладывает от круга цветные квадраты на расстоянии 40 см друг от друга.

Детям предлагается искать картинки по инструкции педагога:

- Нужно пройти три шага влево, Сделай два шага назад. и т. д.

Красный круг обозначает начальную точку отсчета. Если ребенок двигается верно, то под цветным квадратом он находит предметную картинку.

  • Игра “Где правая, где левая?”

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, обозначая в речи направления: “слева”, “справа”.

Ход игры: разделившись на две команды, дети выстраиваются в два ряда. По сигналу команды идут в противоположные стороны. По команде “налево” или “направо” играющие поворачиваются в соответствующую сторону и останавливаются. Педагог уточняет, в какую сторону дети повернулись. Кто ошибся - выходит из игры. Игра продолжается.

  • Игра “Прятки”

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве, используя предлоги: “под”, “за”.

Ход игры: педагог объясняет правила игры: “Я закрою глаза, а вы будете прятаться от меня”. Он закрывает глаза, дети прячутся. Открыв глаза, педагог идет их искать. Найдя ребенка, он спрашивает: “Где ты прятался?” Ребенок отвечает. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, педагог дает точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить. Водящий меняется.

  • Игра “Сделай картинку”

Цель: формирование умения различать и называть пространственные отношения: на, над, под; закрепление умений детей определять расположение предметов, обозначая в речи предлогами: на, над, под.

Оборудование: изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.

Ход игры: педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.

- Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.

Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия - “Ежик под деревом”, “Облако над деревом”.

Методические рекомендации по формированию временных представлений

Начинать работу следует с формирования представлений о временах года.

  • Игра “Сравни”

Цель: обучение детей составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.

Оборудование: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

  • Игра  “Четвертый лишний”

Цель: развивать представления о временах года, развитие умения исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Оборудование: картинки “Времена года”

Ход игры: педагог показывает ребенку 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Ребенок должен определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

  • Игра  “Когда это бывает?”

Цель: формирование знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развитие внимания, мышления.

Оборудование: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

Ход игры: педагог раздает детям по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, синий — зима, зеленый — весна, красный — лето. Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Представления о месяцах можно формировать во время беседы. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Но нельзя нарушать последовательность месяцев в году.

  • Игра “Назови соседей”

Цель: закрепление названий и последовательности месяцев.

Ход игры: педагог называет месяц. Ребенку предлагается назвать месяц, который идет до и после заданного.

  • Игра “Повтори, не ошибись”

Цель: закрепление названий месяцев (по временам года).

Оборудование: картинки с изображением месяцев.

Ход игры: ребенок называет названия осенних (летних, зимних, весенних) месяцев по порядку (по картинкам или без них).

Знакомство с темой “Части суток. Сутки”:

  •  Игра “Когда это бывает?”

Цель: уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

Оборудование: набор картинок по теме “Части суток”.

Ход игры:

Вариант первый: ребенку показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

- Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?») Почему ты так думаешь? Как ты узнал, что наступила ночь (день)? Что ты делаешь ночью (днём)?Какое сейчас время суток?

Вариант второй: ребенку предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы: Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Что ты делаешь утром? А днём? Как ты узнал, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)? Какое время суток тебе больше нравится? Почему?

Вариант третий:  педагог просит ребенка выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

Вариант четвертый: педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, а потом…» Когда ребенок усвоил порядок частей суток, можно назвать последовательность частей суток с ошибками и предложить ребенку исправить ошибку.

По мере усвоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя. Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет своё название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен.

Для  этого можно провести с детьми следующую беседу, которая поможет уточнить представление о днях недели, смысле их названия: педагог помогает детям называть дни недели, побуждая прислушиваться к словам; подводит к объяснению тех названий, происхождение которых понятно: вторник – второй; среда – средний, середина; четверг – четвёртый; пятница – пятый.

  • Игра “Живая неделя”

Цель: закрепление названий и последовательности дней недели.

Оборудование: картинки (гномики) с цифрами на одежде (1-7).

Ход игры: педагог говорит ребенку, что к ним в гости пришли гномики. Их зовут как дни недели. Выставляет картинку с первым гномиком: “Я - понедельник. Кто следующий?” Ребенок называет, педагог выставляет следующего гномика: “Я - вторник. Кто следующий?” и т.д. При этом педагог обращает внимание ребенка на цифры на одежде гномиков.

Варианты игры: 1. педагог просит ребенка поставить гномиков по порядку и назвать их имена. 2. педагог просит ребенка назвать имена гномиков: - Как зовут гномика, который находится между Вторником и Четвергом, Пятницей и Воскресеньем, после Четверга, перед Понедельником и т. д.

  • Игра “Назови времена года, месяцы”

Цель: закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

Оборудование: картинки с изображением времен года, месяцев.

Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Работа по формированию знаний о днях недели. Могут быть предложены задания:

– Назови дни недели по порядку. Понедельник – который по счёту в неделе? Как называется пятый (третий, шестой, второй) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет …? Если сегодня суббота то вчера была…? Назови дни недели после четверга? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?

  • Игра “Дни недели называй”

Цель:  закрепление названий и последовательности дней недели.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: “Какой день недели сегодня?”. Ребенок, поймавший мяч, отвечает: “Вторник”. Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: “Какой день недели был вчера?”.

Варианты вопросов: Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.

  • Игра “Незнайкина неделя”

Цель: закрепление названий и последовательности дней недели.

Оборудование: кукла/картинка с изображением Незнайки.

Ход игры: педагог говорит ребенку, что к ним в гости пришел Незнайка. Помоги Незнайке назвать дни недели. Незнайка назвал так: “Воскресенье – день веселья… Потом среда – но это ерунда… Потом суббота – погулять охота. Вот и всё!” Правильно ли  Незнайка назвал дни недели? Исправь ошибки, которые допустил Незнайка.

  • Игра «Дни недели»

Цель: формирование представлений о том, что 7 суток составляют неделю, закрепление названий и последовательности дней недели.

Оборудование: часы “Дни недели” с  цифрами 1-7.

Ход игры: педагог показывает ребенку круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется “неделя”, в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня  переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю. Вторник – второй день. Среда – этот день недели посреди недели, серединка. Четверг – четвертый день. Пятница – пятый день. Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу. Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, переставляя стрелку. Ребенок называют цифру и соответствующий  день недели.

Варианты заданий: 1. педагог просит ребенка назвать дни недели в разном порядке. (Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д. В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?) 2. педагог называет  день недели. А ребёнку предлагается назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

  • Игра “Разноцветная неделька”

Цель: закрепление названий и последовательности дней недели, их цветовое соотнесение (цвета радуги).

Оборудование: разноцветные круги,  цифры от 1 до 7.

Ход игры: педагог на демонстрационном круге указывает цвет (цвета радуги) и называет день недели, ребенок показывает соответствующую цифру. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, ребенок показывает соответствующий цвет на своем круге и называет день недели.

  • Игра “Неделька, стройся”

Цель: закрепление названий и последовательности дней недели.

Оборудование: цифры 1-7.

Ход игры: на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели (Первый – понедельник, второй – вторник и т.д.).

Варианты заданий:  1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник, среду и т.д. 2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д. 3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...

Формирование пространственно - временных представлений у детей

В дошкольном возрасте дети испытывают определенные затруднения в ориентировке во времени и в пространстве. В статье рассказывается как легче сформировать у детей пространственно - временные представле...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР (2017)

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР...

«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Отчет по самообразованию "Формирвание пространственно-временных представлений у дошкольнков с ЗПР"...

Отчет по самообразованию «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Дошкольники с ЗПР  имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать ...

Дидактические игры в формировании пространственно-временных представлений дошкольников

В материале представлены дидактические игры для педагогов, по формированию у детей пространственно-временных представлений....