Отчет по самообразованию «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Панина Татьяна Алексеевна

Дошкольники с ЗПР  имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и ещё труднее ими оперировать в своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование пространственно-временных представлений                                              у дошкольников с ЗПР»

        Дошкольники с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Им сложно воспринимать пространственные и временные понятия, и ещё труднее ими оперировать в своей жизни.

Часто дошкольники с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует их деятельность, с тем же заданием ребенок справляется.

        Для решения данной проблемы мной были изучены новые методики и новинки методической литературы в интернете.

Пополнила предметно-развивающую среду по развитию пространственно-временным представлениям. Подготовила различные дидактические игры, картотеки загадок и пословиц, стараюсь создать условия для эффективного использования их.

С родителями проводила индивидуальные консультации, рекомендовала игры для развития и уточнения пространственно-временных представлений.   

Формирование временных представлений у дошкольников с ЗПР осуществляю по следующим направлениям:

  • Формирование представления детей о частях суток (называть части суток, их последовательность).
  • Формирование представлений о временах года (называть времена года, их последовательность).
  • Формирование представлений о днях недели (Подготовительная группа).

На занятиях ФЭМП, ознакомление с окружающим особое внимание детей обращаю на последовательную смену частей суток, времен года (на смену осени приходит зима, которую сменяет весна и т.д.) и дни недели. Формируются обобщенные понятия: «сутки», «времена года», «сезон», «год», «неделя». Когда ребенок имеет представление о годе и временах года, его знакомлю с названием месяцев, относящихся к каждому времени года.

Развивая временные представления, использовала в своей работе следующее дидактические игры: «Когда это бывает?» (закрепляются части суток, времена года), «Дни недели назови».  Игровые задания («День и ночь», «Долго-быстро», «Медленно-быстро», «Вчера-сегодня» и т. д.), в дидактических играх с картинками отражаются события во времени, что позволяет вернуться к содержанию картинки неоднократно, со словами, с поэтическими произведениями.

Итак, ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школьному обучению.

Уровень развития временных представлений у детей – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности к школе.

Формирование пространственных представлений делят на три этапа.

1 этап: формируется представление о собственном теле и расположении внешних объектов («влево»«вправо»«вперед»«назад»«близко»«далеко»)

по отношению к нему.  Нечетко сформированные представление о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи.

2этап: ребенок учится ориентироваться не только в реальном пространстве окружающей среды, но и в схематичном пространстве, например, пространстве листа. Ребенок начинает понимать, что «верх» это, не только там, где голова, солнце, потолок, но «верх» может быть у листа бумаги, расположенного горизонтально.

3 этап: ребенок учится ориентироваться на плоскости. Развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. 

Пространственные представления связаны с работой головного мозга, а именно, тех отделов, которые перерабатывают зрительную, слуховую и тактильную информацию. Другими словами, пространственные представления объединяют работу нескольких анализаторов.

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве специалистами (инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем). А именно развивать умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников ЗПР должно крайне осуществляться с помощью широкого использования конкретных наглядных и практических методов, и на их основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами.

Использование дидактических игр помогает при решении следующих задач: обогащение словарного запаса детей и формирование у них грамматических категорий, развитие связной речи, развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания), формирование пространственно-временных представлений.

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево-право»«ближе-дальше»«раньше-позже» даны всем от рождения.

Но это не так, и к освоению пространственно-временных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...

Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»

Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...

Отчет по самообразованию "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр в старшей группе"

Цель:  - повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в старшем дошкольном возрасте; - создание усл...

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

План работы по самообразованию педагога  по теме:«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР (2017)

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР...

Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка-дошкольника. Пространствен...