Д/И по правилам дорожного движения.
картотека по логопедии (старшая группа)
Материал содержит дидактические игры и упражнения для развития речи по тематике ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd_didakticheskie_igry_uprazhneniya.doc | 828.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
СЛОВЕСНЫХ ИГР
по правилам дорожного движения
старший дошкольный возраст
Игровое упражнение "Закончи предложение"
Старший дошкольный возраст
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным союзом а.
Материал: мячик.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом.
Ход игры.
Педагог катит мячик по столу и называет первую часть предложе-ния. Ребёнок заканчивает предложение, начиная со слов а потом, и возвращает мяч.
Педагог: "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре..."
1-ый ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно посмотреть налево..."
2-ой ребёнок: "...а потом начинать переход".
Педагог: "Следует взять взрослого за руку..."
3-й ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Педагог: "Нужно дождаться полной остановки транспорта..."
4-й ребёнок: "...а потом начинать переход".
Игровое упражнение "Продолжи предложение"
Старший дошкольный возраст
Цель: развивать логическое мышление и связную речь (закрепить умение составлять предложения с подчинительным союзом потому что).
Игровые действия. Закончить предложение.
Ход игры.
Педагог называет первую часть предложения, а ребёнок заканчивает его.
- На перекрёстке случилась авария, потому что...
- Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что...
- На остановке собралось много народу, потому что...
- Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что...
- У светофора все машины затормозили, потому что...
- Инспектор дорожного движения остановил машину, потому что...
- Дети долго не могли перейти дорогу, потому что...
- Водитель сигналил мальчику, потому что...
Игра "Семейка слов"
Старший дошкольный возраст
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:
"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка). Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька). Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник). А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали много слов из одной семейки. А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину? (Машинка). А очень большую машинку? (Машинища). А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист). А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".
Игровое упражнение "Подбери действие"
Старший дошкольный возраст
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения"
Материал (по необходимости): сюжетные картинки по теме
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что делает? (Едет, сигналит, тормозит, мчится, останавливается). Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что делает?"
Дети подбирают слова-действия и получают фишку за каждый правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют победителя.
Игровое упражнение «Туристы»
Старший дошкольный возраст
Цель. Развитие лексико-грамматического строя речи. Усвоение творительного падежа множественного числа существительных.
Ход игры.
Педагог: Путешественники или туристы пользуются разными видами транспорта. Так как туристов много, то и транспортных средств тоже много. Сейчас я буду называть одно транспортное средство, а вы должны назвать, на каких транспортных средствах передвигаются туристы.
Например: Я скажу – турист поедет на велосипеде, а вы должны сказать – а туристы поедут на велосипедах.
Примечание: Дети должны выделять окончания в словах-ответах.
Машина, поезд, самолет, пароход, мотоцикл, автобус, аэробус, луноход, вездеход, джип, сани, ракета, теплоход, электричка, автомобиль и т.д.
Игровое упражнение "Весёлое путешествие"
Старший дошкольный возраст
Цель: активизировать употребление приставочных глаголов.
Материал: сюжетная картинка (смотреть приложение 1).
Игровые действия. Составить рассказ по сюжетной картинке.
Ход игры.
Игра проводится несколько раз.
В первый раз взрослый зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на картинке. Педагог: "Веди указательным пальцем по дороге так, как должна ехать машина. Будь внимательным шофёром - проведи машину точно по её маршруту. Начинаем наше путешествие. Машина ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала, дальше поехала. Яму объехала, до речки доехала; по мосту проехала, рельсы переехала и домой приехала".
В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и "ведёт" машину, и комментирует её передвижение: "А теперь сам расскажи, какой у машины был маршрут". Затем можно предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.
Приложение 1.
Игровое упражнение "Путешествие Вани"
Старший дошкольный возраст
Подготовительная к школе группа
Цель: закрепить умение образовывать приставочные глаголы движения.
Игровые действия. Дополнить рассказ взрослого нужными словами.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давайте поможем ему доехать.
Из дома Ваня (что сделал?)... (вышел), речку по мостику он (что сделал?)... (перешёл) и дальше... (пошёл). Ваня к дороге … (подошёл), на машину сел и … (поехал). Машина ехала и на горку … (въехала), потом она с горки … (съехала), кочку ...(переехала). По пути встретилось озеро и машина её … (объехала). Наконец на железнодорожный вокзал … (приехала). Ваня на поезд сел и … (поехал). Вскоре в другой город... (приехал), из поезда ...(вышел), остановку нашёл и к ней ...(подошёл). Сел на автобус и к пляжу ...(приехал) и стал отдыхать".
Игровое упражнение «Скажи наоборот»
Старший дошкольный возраст
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Мяч.
Ход игры.
Игра с мячом. Дети становятся в круг, педагог в центре. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит глагол, ребёнок должен назвать слово-антоним и вернуть мяч.
Подъехал – отъехал, въехал – съехал,
заехал – выехал,
укатил – прикатил, уехал – приехал,
подошёл – отошёл, пришёл – ушёл,
зашёл - вышел и т.д.
Игровое упражнение "Назови картинку"
Старший дошкольный возраст
Цель: закрепить умение понимать приставочные глаголы; активизировать их употребление в речи.
Материал: сюжетные картинки (смотреть приложение 2).
Игровые действия. Назвать то, что видишь на картинке полным предложением.
Ход игры.
Педагог показывает детям картинки и говорит: "Ребята, внимательно рассмотрите картинки. На первой из них машина подъезжает к гаражу, на второй выезжает из гаража, на третьей - объезжает гараж, на четвёртой - проезжает между двумя гаражами, на пятой - переезжает через мост, на шестой - съезжает с моста. А теперь ответите на вопросы:
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая выезжает? (На второй картинке машина выезжает из гаража).
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая подъезжает? (Ответы детей).
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая проезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая переезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая объезжает?
- На какой по счёту картинке мы видим машину, которая съезжает?
- А теперь вспомните и назовите слова-действия, которые образованы от слова ехать. (Ответы детей)".
Приложение 2
Игра "Весёлые гонки"
Старший дошкольный возраст
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле - большой круг, на котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои машинки по игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".
Дети выполняют действия и комментируют их: "Моя красная машина выехала из гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через улицу и заехала в гараж".
Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие слова прозвучали в ваших ответах? (Выехать, поехала, въехала, съехала, объехала, заехала, переехала). Все эти слова образованы от слова ехать".
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.
Игровое упражнение "Подбери маленькое слово"
Старший дошкольный возраст
Цель: активизировать употребление простых предлогов.
Игровые действия. Подобрать нужный предлог.
Ход игры.
Педагог предлагает детям соединить слова в предложении маленьким словом (предлогом):
- Автобус подъехал ... остановке. (к)
- Пешеход идёт ... дороге. (по)
- Машина отъехала .... гаража. (от)
- Автобус переезжает .... мост. (через)
- Машина остановилась ... гаража. (у)
- Мотоцикл съезжает ... моста. (с)
- Регулировщик стоит ... перекрёстке. (на)
Игровое упражнение "Из чего - какой?"
Средний и старший дошкольный возраст
Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные.
Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.
Ход игры.
Педагог предлагает детям послушать и закончить предложения:
- Колесо из резины. Оно (какое?) ... (резиновое).
- Дверца машины из металла. Она (какая?) ... (металлическая).
- Руль автобуса из пластмассы. Он (какой?) ... (пластмассовый).
- Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое?) ... (кожаное).
- Жезл из резины. Он (какой?) ... (резиновый).
- Остановка из железа. Она (какая?) … (железная).
- Свисток из пластмассы. Он (какой?) … (пластмассовый).
- Фары из стекла. Они (какие?) … (стеклянные).
Игровое упражнение "Есть - нет"
Старший дошкольный возраст
Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
Материал: предметные картинки по теме "Правила дорожного движения" (два жезла, пять светофоров, пять дорожных знаков, три фуражки и т.д.)
Игровые действия. Сосчитать предметы на картинке и назвать их.
Ход игры.
Педагог: "Я предлагаю поиграть в игру "Есть - нет". Первый игрок назовёт, что есть у него на картинке. Например: "У меня есть два жезла". Следующий игрок продолжит: "А у меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров". И так далее по кругу".
Подвижная игра "Машины"
Средний и старший дошкольный возраст
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.
1. На улице нашей 1. Дети двигаются из одного конца
Машины, машины. группы в другой, держа в руках
Машины малютки, воображаемый руль.
Машины большие.
2. Спешат грузовые, 2. Делают разворот, двигаются
Фырчат легковые. в противоположную сторону.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
3. - Эй, машины, полный ход, 3. Когда все "машины проехали",
Я - примерный пешеход: один из детей - пешеход -
Торопиться не люблю, переходит улицу и произносит
Вам дорогу уступлю. эти слова.
Я. Тайц
Пальчиковая гимнастика "Гонки"
Старший дошкольный возраст
Цель: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, закрепить умение координировать речь с движением.
Материал: маленькие модели машинок на каждого ребёнка.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог приглашает детей пройти на коврик, предлагает им встать в круг, раздаёт маленькие модели машинок и говорит: "Ребята, давайте превратимся в шофёров гоночных автомобилей. Выполним упражнение "Гонки""
1. Раз, два, три, четыре, пять. 1. Возят машинку по каждому
пальчику вперёд и назад, начиная с
большого пальца.
2. Можно гонки начинать. 2. Теперь то же самое, но
начиная с безымянного пальца.
3. По кругу, по кругу. 3. Теперь - по кругу в одну и
Вперёд и назад, другую сторону.
4. Но пальцы машинку мою 4. Вновь катают машинку по
тормозят. пальчикам, которые слегка согнуты.
5. Закрылись. 5. Сжимают кулак.
Машинка стоит в гараже.
6. И фары погасли, не светят уже. 6. Заглядывают в маленькую
Н. Нищева щелочку в кулаке.
Подвижная игра "Шофёр"
Средний и старший дошкольный возраст
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг и выполнить упражнение.
1. Качу, 1. Дети бегут по кругу, крутят
Лечу воображаемый руль.
Во весь опор.
Я сам - шофёр
И сам - мотор.
2. Нажимаю 2. Останавливаются, нажимают на
На педаль - воображаемую педаль правой ногой,
И машина бегут по кругу в противоположную сторону.
Мчится вдаль.
Дидактическая игра "Переход"
Средний и старший дошкольный возраст
Цель: закрепить знания правил дорожного движения.
Материал: полоски бумаги ("переход"), магнитный светофор.
Игровые действия. Вспомнить правила дорожного движения и выполнить движения по тексту стихотворения.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, внимательно слушать текст стихотворения и выполнять соответствующие действия.
1. Утром встаёшь ты, 1. На полу полосками бумаги
выходишь из дома - обозначен переход, на светофоре
На перекрёстке красный свет. Дети стоят у "пе-
твой старый знакомый. рехода".
Он огоньком тебе
красным мигнёт,
Скажет: "Опасно.
Закрыт переход.
2. Жёлтый зажегся - 2. На светофоре - жёлтый свет.
Чуть - чуть подожди.
3. Вспыхнет зелёный - 3. Дети идут по "переходу";
Свободно иди". сначала смотрят налево, потом -
направо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).
Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора; совершенствование знаний детей о дорожных знаках "Пешеход...
Конспект НОД по правилам дорожного движения: «Научим Буратино правилам дорожного движения»
Конспект НОД по правилам дорожного движения в средней группе.В ходе занятия дети учатся в игровой форме переходить улицу по пешеходному переходу; закрепляют знания о правила дорожного движения ,...
Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...
Конспект развлечения по правилам дорожного движения в средней группе. «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные знаки. Воспитывать у детей желание изучать и соблюдать правила дорожного движения...
Конспект НОД по правилам дорожного движения «Научим Незнайку правилам дорожного движения»
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать и расширять представления о правилах безопасности дорожного движения...
Занятие по правилам дорожного движения «Путешествие Незнайки по правилам дорожного движения»
Закрепление и уточнение знаний детей по правилам дорожного движения....
Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения.
Памятка для родителей по правилам дорожного движения и по обучению детей правилам дорожного движения....