Консультация для родителей :" Ошибки в речи детей".
консультация по логопедии (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oshibki_v_rechi_detey.docx | 160.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Детские ошибки речи: не обращать внимания или поправлять?
Часто у родителей возникает вопрос: как относиться к неправильно употребляемым детским словам? Ответ однозначно один: не оставаться равнодушным к речи собственного ребенка. Перечислим наиболее распространенные ошибки в речи детей, характерные для раннего возраста (2-4 лет).
Одна из известных и часто встречаемых ошибок – замена уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [С], ребенок заменяет его на звук [Ш]: говорит «шумка» вместо «сумка». Необходимо тактично напоминать о правильном произнесении звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в речь ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к специалисту.
Другой, наиболее распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки – морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.
Типичной ошибкой является также построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи заметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.
Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» - говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, - возражает тот,- здесь мало стулов».
Ошибки наблюдаются и в окончаниях и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными (всего около 3-4 % по сравнению с другими частями речи). Дело в том, что прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, маленький и пр. Следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая их с предметом или картинкой и т.д. Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к Вам доверие.
- Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный, холодный, гладкий и пр.). Качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и т.д.).
- Знакомьте малыша с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.
- Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.
- Читайте ребенку книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).
- Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы - помогайте ему высказаться.
- Играя, обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит каждое сказанное Вами во время игры слово.
- Но самое главное, СЛЕДИТЕ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ! Взрослые, которые окружают ребёнка, должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать» слогов и окончаний слов. Речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...
Консультация для родителей "Как сделать речь детей образной и выразительной".
В консультации "Как сделать речь детей образной и выразительной раскрываются причины "бедности" языка старших дошкольников, приводятся примеры практических речевых игр, которые способствуют развитию о...
Консультация для родителей:"ошибки в воспитании детей"
Консультация для родителей:"ошибки в воспитании детей"...
Консультация для родителей «Ошибки взрослых. Комплексы детей».
Какие они, дети? Любопытные, озорные, веселые, смелые... Но у каждого родителя свой ребенок. А какой он? Самый красивый, самый умный, самый-самый Нередко можно услышать: «У меня ребенок не такой...
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".
Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....
Консультация для родителей :" Ошибки в речи детей".
Если дети неправильно произносят слова, звуки следует ли обращать на это их внимание или нет?...
Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет (звуковая культура речи)
Консультация для родителейпо развитию речи детей 3-4 лет(звуковая культура речи)...