Принцип систематичности в логопедической работе
материал по логопедии (младшая группа)
В публикации рассматривается ситуация нарушения принципа систематичности в логопедической работе и её влияние на результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К чему приводит нарушение принципа систематичности в работе учителя-логопеда | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Хан Елена Юрьевна
учитель-логопед
МБДОУ города Иркутска
детский сад № 96
Принцип систематичности в логопедической работе
В группе для детей компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.
Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.
Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В группе систематически проводилась работа по коррекции произносительной (фонетической, фонематической) и смысловой (лексической, грамматической) сторон речи, проводилась профилактика нарушений письменной речи, работа по развитию связной речи. В основу коррекционной работы легла «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 4 до 7 лет)».
Решение коррекционных задач осуществлялось через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, направленные на:
- Обеспечение практического усвоения лексических и грамматических средств языка (обогащение и активизация словаря, использование различных вариантов словоизменения и словообразования);
- Формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры слов, развитие фонематического слуха и восприятия);
- Подготовка ребенка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты (ознакомление с основными понятиями: звук, буква, слог, слово, предложение; развитие навыка звуко-буквенного анализа слов, навыка анализа предложений);
- Развитие навыков связной речи (обучение разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составление разных видов рассказов (описание по серии сюжетных картин и одной сюжетной картине, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.д.);
- Совершенствование мелкой моторики, зрительно-моторной координации, пространственно-временных ориентировок;
- Развитие психических процессов, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Формирование умения планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- Овладение способностью к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Результативность коррекционной логопедической работы определяется одним из основных дидактических принципов – систематичностью. Согласно табелю учета рабочего времени учителя-логопеда, в таблице № 1 отражено количество рабочих дней, в которые проводились очные коррекционные логопедические занятия с детьми группы ТНР.
Таблица 1
Учёт рабочих дней учителя-логопеда с очными коррекционными занятиями (без учета дней диагностики детей)
Месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Дни по плану | 11 | 23 | 20 | 22 | 17 | 19 | 21 | ||
Фактически отработанные дни | 11 | 10 | 13 | 19 | 17 | 19 | 21 | ||
Дни по болезни логопеда | 0 | 0 | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Дни учебы логопеда | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | ||
Дни отпуска логопеда | 0 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Консультационные дни логопеда | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
% дней с коррекционными занятиями | 100 | 43 | 65 | 86 | 100 | 100 | 100 | ||
Средний показатель % дней учителя-логопеда с коррекционными занятиями | 85 | дистанционно | дистанционно | ||||||
IV (высокий уровень) – 100-80% III (средний уровень) – 79,9-65% II (низкий) – 64,9-50% I (очень низкий) – 49,9% и ниже |
Применение уровневой оценки процентного выражения количества дней учителя-логопеда с коррекционными занятиями свидетельствует о достаточности рабочего времени для достижения положительных результатов у детей группы ТНР. Таким образом, принцип систематичности в коррекционной работе учителем-логопедом соблюдался.
Еще одним показателем, оказывающим влияние на результативность коррекционной работы, является соблюдение регулярности посещения логопедических занятий детьми. В таблице № 2 отражен процент посещаемости логопедических занятий детьми группы ТНР.
Таблица № 2
Процент посещаемости детьми группы ТНР № 3 «Калинка» логопедических занятий
Месяц ФИО ребенка | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | Средний % посещаемости логопедических занятий | Уровень посещаемости | апрель | май | |||
Средний % посещаемости логопедических занятий по группе | 71 | 66 | 46 | 67 | 76 | 52 | 65 | 63 | III | дистанционно | дистанционно | |||
Средний уровень посещаемости логопедических занятий по месяцам | III | III | I | III | III | II | III | II | III | дистанционно | дистанционно | |||
Итого по группе ТНР % посещаемости логопедических занятий | Критерии оценки: IV (высокий уровень) – 100-80% III (средний уровень) – 79,9-65% II (низкий) – 64,9-50% I (очень низкий) – 49,9% и ниже | Показатели по группе | дистанционно | дистанционно | ||||||||||
Уровень | Количество человек | % по группе ТНР | ||||||||||||
IV | 3 | 13 | ||||||||||||
III | 8 | 33 | ||||||||||||
II | 11 | 46 | ||||||||||||
I | 2 | 8 | ||||||||||||
IV-III уровни посещаемости – 46 % II-I уровни посещаемости – 54% |
Анализ процента посещаемости логопедических занятий показал, что на ноябрь и февраль приходится очень низкий и низкий процент посещаемости логопедических занятий. Это обусловлено всплеском ОРВИ в данные периоды. Средний арифметический показатель посещаемости логопедических занятий в группе ТНР свидетельствует об отсутствии регулярности посещения логопедических занятий детьми группы ТНР (переход от III ко II уровню – от среднего к низкому уровню посещаемости занятий логопеда). Менее половины детей группы имеют высокий и средний процент посещаемости логопедических занятий (46% детей группы ТНР). В условиях отсутствия регулярности посещения логопедических занятий в группе ТНР, нельзя ожидать положительных результатов в плане преодоления речевых нарушений у детей, а, следовательно, и готовности детей успешно освоить программу ДОУ в образовательной области «Речевое развитие». В данной ситуации судить о результативности коррекционной работы учителя-логопеда в группе можно только по детям, регулярно посещающим логопедические занятия.
Учителем-логопедом разработано перспективное планирование по формированию фонетической и фонематической составляющей произносительной стороны речи, а также лексико-грамматической составляющей смысловой стороны речи. Разработано планирование по обучению грамоте и развитию речи детей. Составлено расписание групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий детей с учителем-логопедом.
В связи с эпидемиологической обстановкой, возникшей не только в РФ, но и в других странах мира, в апреле и мае данного учебного года коррекционная работа проводилась в дистанционном режиме. На официальном сайте детского сада ( https://rused.ru/irk-mdou96/ ) в рубрике «Онлайн детский сад» ( https://rused.ru/irk-mdou96/category/ds_online/ ) размещены задания учителя-логопеда по 8 темам образовательной области «Речевое развитие» в рамках АП группы ТНР: «Космос», «Правила дорожного движения», «Транспорт», «Человек», «Весенние цветы и травы. Праздник весны и труда.», «Животные жарких стран. День семьи», «Насекомые. День победы», «Флаг и герб РФ. Флаг и герб города Иркутска. Наш город.». Также даны 8 заданий, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей с ТНР, и 8 заданий по основам обучения грамоте. Отсутствие механизма и средств контроля за выполнением детьми совместно с родителями домашних занятий в дистанционном режиме, не позволяет отследить результативность работы в дистанционном режиме.
Итак, соблюдение принципа систематичности проведения логопедических занятий способствует эффективной логопедической работе по преодолению речевых нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импре...
Принципы организации логопедической работы.
Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных спосо...
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами.
Принципы организации логопедической работы с моторными алаликами. Принципы – основные положения, были разработаны Натальей Никол...
Аналитическая справка о систематичности и результативности работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Старший воспитатель Вера Дмитриевна Атяшева...
Развивающие принципы педагогики оздоровления в логопедической работе.
В статье раскрыты принципы педагогики оздоровления и использование в логопедической работе....
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....