Консультация " Развитие мелкой моторики"
консультация по логопедии

Грузилова Наталья Владимировна

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка.Именно мелкие мышцы рук обеспечивают работу мысли и функцию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_melkoy_motorike.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно: упражнение для развития мелкой моторики включаются в занятия; игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки; пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведенное в режиме дня время, а так же дома с родителями; игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях.

Эффективные приемы развития мелкой моторики рук

- Кинезитерапия. Здесь мы используем такие приемы как «Колечко», «Кулак – ребро- ладонь», «Счет», «Подъемный кран» и другие

- Гидрогимнастика — прокатывание, перекатывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т.д.

- Криотерапия – одна из современных методик педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. –

- Контрастотерапия – использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. –

- Тестотерапия– это лепка из соленого теста.

 - Бумагопластика. Используется различная по толщине и качеству бумага: салфеточная, папиросная, калька, гофрированная, тесненная, глянцевая и т.д. Из бумаги можно сделать изделия из полосок, изделия в технике аппликация, папье – маше, оригами. –

 Упражнения с предметами (пуговицами, бусами). Благодаря «пуговичному» массажу активизируется так называемый «монуальный интеллект». Эффективным пособием для тренировки руки дошкольника признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, педагоги и родители способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз – рука».

- Мозаика и пазлы – выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, всевозможные конструкторы, строительные материалы (разнообразной формы пирамидки, конусы) также очень эффективны в работе по развитию мелкой моторики.

 –Шнурки, шнуровки – это идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развитие глазомера, незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движения. –

-  Прищепки. На занятиях и во время свободных игр детей педагоги ДОУ все чаще используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы. помогая развивать мелкую моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение.

 –Пальчиковые игры. Пальчиковые игры — это инсценировка каких — либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

– Работа с природным материалом. Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность

 — Рамки М. Монтессори. Классическое пособие Монтессори — педагогики – набор различных видов застежек (пуговицы, пряжки, крючки, «молнии», булавки, кнопки, шнуровки).

 –Графические работы. Штриховки, раскрашивания и обведение фигур по контуру способствуют укреплению мышц руки, выработки умения действовать по заданным правилам. Используется так же дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов фигур; соединение точек, нанесенных на листе бумаги; обводка контуров, лекал, рисование всевозможных дорожек и линий.

– Массаж —  великолепно активизирующее речевые центры мозга.

- Су – Джок терапия - один из эффективных приемов обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика очень эффективна для активизации точек на руках при помощи шарика, грецкого ореха, карандаша, «четок», массажных эластичных колец.

Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти. Использование физкультминуток на занятиях с детьми имеет большое значение. Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минуты.

 Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с педагогами детского дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др.

Упражнения пальчиковой гимнастики

по лексическим темам

 «Детский сад»

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики            (пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики            (ритмичное касание одноименных  

                                                                                                пальцев обеих рук),                                                                                                  

Раз, два, три, четыре, пять                                              (поочередное касание одноименных    

                                                                                                пальцев, начиная с мизинцев),                                                                        

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать                                                     (руки вниз, встряхнуть кистями).

 «Игрушки»

Есть игрушки у меня:                                                           (хлопать в ладоши)

Паровоз и два коня,                                                             (загибать поочерёдно пальчики)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран-

Настоящий великан.

Сколько вместе?                                                                         (  Хлопают в ладоши и ударяют    

Как узнать?                                                                             кулачками друг о друга попеременно).

Помогите сосчитать!

 «Овощи»

«Репка»

Репку мы сажали                                     (Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали                                        (Имитируем, как льется вода из лейки

Вырастала репка                                      (Выпрямляем постепенно пальчики

Хороша и крепка!                                    (Ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как  

                                                                      крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за

                                                                      крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем,

тянем-потянем! Ух!                                 (Расцепили руки, потрясли кистями).

 «Фрукты»

  «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:                       (Левую ладошку держат "ковшиком", а

                                                                          указательным пальцем правой руки  "мешают")

Будем яблоки крошить,                             (Загибают пальчики по одному,                                                                                      

Грушу будем мы рубить.                             начиная с большого пальчика)        

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                           (Опять" варят" и "мешают" )

Угостим честной народ.

                                                                 «Осень»

«Дождик»

Меж еловых мягких лап                 (поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

дождик кап-кап-кап                         (постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох                           (касание стола первым и пятым пальцами раскрытой

                                                                   кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб                      (поднимание рук над столом, пальцы то складываются

                                                                  вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его, друзья?                      (касание указательным пальцем правой руки

                                                                   поочередно всех пальцев левой руки.)

Это я, я, я!                                              (Сжимание всех пальцев левой руки,

                                                                  кроме мизинца, его показ.)        

 «Деревья»

«Осенние листочки»

1, 2, 3, 4, 5,                                                            (Загибать пальчики по одному)

Будем листья собирать:                                    (Сжимать и разжимать кулачок)

Листья березы,                                                    (Загибать пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем!                         (Сжимать и разжимать кулачок).

 «Грибы»

1,2,3,4,5,                                                          (Загибать пальцы по одному).
Мы грибы идем искать.                              (Сжимать и разжимать кулачок)

Этот пальчик в лес пошел,                          (Загибать пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!                                       (Сжимать и разжимать кулачок).

                                                             «Семья»

Этот пальчик - дедушка (большой),          (Загибать пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

 Этот пальчик - мамочка (безымянный),

 Этот пальчик - я (мизинец).

 Вот и вся моя семья.                                             (Хлопать в ладоши).

 «Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок,                                         (Большим пальцем поочередно касаться

У гусыни есть гусенок,                                               остальных, начиная с мизинца)

У индюшки-индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши,                                          (Показать все пальчики, «играя» ими).

Все красивы, хороши!  

                                                                   «Перелетные птицы»

Эта птичка – соловей,                                                        (Загибать пальцы)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель.

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам.                                            (Махать сложенными накрест ладонями,

                                                                                               махать обеими руками как крыльями)

 «Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,                          (Разгибать пальцы из кулачка,

Овечка довольна своими ягнатами,                           начиная с мизинца)

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

                                                                «Дикие животные»

Медведь в берлоге крепко спит                                    (Сжимать пальцы в кулачок,

Всю зиму до весны сопит.                                                начиная с мизинца)

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –                                              (Показать большой палец,

Убегает от лисицы.                                                             вращая его)

Мелькает он среди кустов,                                              (Соединить большой палец правой

Напетлял - и был таков!                                                    руки с указательным пальцем левой

                                                                                                 и наоборот).

 

«Животные жарких стран»

У жирафов пятна, пятна,                                (Хлопаем по всему телу ладонями

Пятна, пятнышки везде.                                 на слово – пятна)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                  (Обоими указательными пальцами

На носах, на животах,                                     дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

На коленях и носках.

У слонов есть складки, складки,                  (Щипаем себя, как бы собирая складки)

Складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                 (Обоими указательными пальцами              

На носах, на животах,                                     дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

На коленях и носках.  

А у зебры есть полоски,                                (Проводим ребрами ладони по телу -

Есть полосочки везде.                                   рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,                 (Обоими указательными пальцами

На носах, на животах,                                     дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)

На коленях и носках.

 «Части тела»

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки!                             (Указательными пальцами поглаживать глаза,

Вы проснулись?                                              сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него)

С добрым утром, ушки!                               (Ладонями поглаживать уши,

Вы проснулись?                                              приложить ладони к ушам "Чебурашка" )

С добрым утром, ручки!                              (Поглаживать то одну, то другую ручки.)

 Вы проснулись?                                             (Хлопки в ладоши)

С добрым утром, ножки!                             (Поглаживание коленок)

Вы проснулись?                                              (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся! (проснулась)                         (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце –

 (Мы – проснулись!)                                       посмотреть вверх)

 «Зима»

«Снежок»

Раз, два, три, четыре –                                       (Загибать пальцы)

Мы с тобой снежок слепили.                           (Лепить ладонями)

Круглый, крепкий, очень гладкий                  (Показать круг, сжать ладони вместе,

                                                                                  гладить  одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.                           (Погрозить пальчиком)

Раз – подбросим.                                                 (Смотреть вверх, подбрасывать снежок)

Два – поймаем.                                                    (Присесть, поймать снежок)

Три – уроним                                                        (Встать, уронить снежок)

И… сломаем.                                                         (Топать.)

 «Новый год»

«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,                                         (Хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.                                         (Удары кулачками)

После добрый Дед Мороз                                     (Шагать двумя пальцами по столу)

Нам подарки преподнес.        

Дал большущие пакеты,                                          (Рисовать руками большой круг)

В них же - вкусные предметы:                                (Хлопки)

Конфеты в бумажках синих,                                    (Загибать пальцы)

Орешки, рядом с ними

Груша,яблоко и

Один золотистый мандарин.

 «Зимние развлечения»

Раз, два, три, четыре, пять –                                     (Загибать пальцы)

Мы во двор пришли гулять.                                     (Шагать двумя пальцами по столу)

Бабу снежную лепили,                                               (Лепить комочек двумя руками)

Птичек крошками кормили,                                     (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,                                     (Провести указат. пальцем правой руки

                                                                                          по ладони левой)

А еще в снегу валялись.                                             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                          то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,                                       (Отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли.                                           (Движения воображаемой ложкой;

                                                                                           руки под щеку)

 «Зимующие птицы»

«Птицы»

Сколько птиц к кормушке нашей                              (Сжимать и разжимать кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                                  (Загибать пальцы)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                                             (Сжимать и разжимать кулачок).

«Одежда. Обувь»

«Гномики-прачки»

 Жили-были в домике                                     (Сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:                                      (Правой рукой загибать на левой руке пальчики,

Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.                 начиная с большого пальчика)        

Раз, два, три, четыре, пять,                           (Правой рукой разгибать на левой руке пальчики,

                                                                              начиная с большого)

Стали гномики стирать                                  (Трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки, Пики - платочки,               (опять загибают пальчики на левой руке,

Лики - штанишки, Чикки - носочки,            начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку подносил.

 «Дом и его части»

На поляне дом стоит,                                         (Пальцы обеих рук делают "крышу")

Ну, а к дому путь закрыт.                                   (Руки повернуты ладонями к груди,

                                                                                  средние пальцы соприкасаются,

                                                                                  большие - вверх - "ворота")

Мы ворота открываем,                                       (Ладони разворачиваются)

В этот домик приглашаем.                                 (Пальцы обеих рук делают "крышу")

 «Мебель»

Мебель мы начнем считать:                              (Пальцы обеих рук поочередно зажимать

Кресло, стол, диван, кровать,                             в кулачок)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали -                                      (Поднимать зажатые кулачки вверх).

Десять пальчиков зажали!

 «День Защитника Отечества»

Сегодня праздник всех отцов,                         (сжимать и разжимать пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов,                          (хлопать в ладоши)

Свой дом и маму защитить,                             (из ладошек делать «домик», руки  

                                                                                  прикладывать к сердцу)

Всех нас от бед отгородить!                             (сжимать и разжимать пальцы)

 «Транспорт»

Будем пальчики сгибать -                                      (Сжимать и разжимать пальчики)

Будем транспорт называть:

Машина,вертолет,                                                    (Поочередно разжимать пальчики,

Трамвай, автобус, самолет.                                    начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,                         (Сжать пальцы в кулачок,

Пять видов транспорта назвали.                            начиная с большого).

 «Профессии»

Много есть профессий знатных,                           (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных.                                          (Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,                                 (Последовательно соединять пальцы

Продавец, шахтёр, строитель…                              обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,                                                (Сжимать и разжимать кулачки.)

 Вам продолжить предлагаю.                                     (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх).

 «Мамин праздник»

Мамочка, мамочка,                                                   (Поочерёдно загибаем пальчики

Любимая моя,                                                          правой руки, начиная с большого,

Ведь ты знаешь, мамочка,                                    затем то же на левой руке)

Как я люблю тебя.                                                  Правую руку сжать в кулак,  ладошкой

                                                                                     левой крепко его обхватить).

 «Почта»

«Что принес нам почтальон?»

Что принес нам почтальон?                                (Сжимать и разжимать кулачки)

С толстой сумкой ходит он.                                 («Шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,                                   (Загибать пальчики по одному).

В бандероли – две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

 «Продукты питания»

«Оладушки»

Если мама месит тесто –                                 (левая рука сжата в кулачок,

это очень интересно!                                       словно держит кастрюльку, правой делаем  

                                                                                движения как будто месим)

Ладушки, ладушки                                            (хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки                                      (правой рукой держим воображаемую

                                                                                сковородку, левой - льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы,                              (раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для папы,

Три – оладушек для деды,

Четыре – для бабули,

А Сереженька (имя малыша) дружок

Получает пирожок!                                             (сцепить кисти рук).

Ах, как вкусно!

 «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:                 (показать большой палец)

Салфетки должны быть в салфетнице,       (поочередно соединять большой палец

Масло должно быть в масленке,                  с остальными)

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!

 «День космонавтики»

В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

 Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)

 Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)

 А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)

Посмотрите – луноход                                    (Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих  

По Луне легко идет.                                         рук, переносят на руки часть веса,

Он шагает очень важно,                                 а затем как бы шагают по очереди

В нем сидит герой отважный.                       правой и левой рукой)

 «Весна»

Ласточка, ласточка,                                       (На каждую строку большой палец «здоровается» Милая ласточка.                                             дважды с одним пальчиком, начиная

Ты где была,                                                    с указательного на правой, затем на левой руке.)

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну.

 «Инструменты»

Мы рубили,                                                            (Делают рубящие движения) .

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали.                             (Выполняют движения руками вверх и вниз) .

Мама очень нас хвалила                                    (Хлопают в ладоши) .

И печеньем угостила.                                         (Поглаживают живот ладошкой) .

«День Победы»

Аты — баты, аты — баты!                       (Сжимать и разжимать кулачки)                

На парад идут солдаты!                         (Поочерёдно «шагают» указательным и средним    

Вот идут танкисты,                                   пальцами правой и левой руки)

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

 «Цветы»

Наши алые цветки                                         (Ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки.                                   (Пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит,                                     (Производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                                         (Пальцы медленно закрываются,

Закрывают лепестки.                                     приобретая форму цветка)

Тихо засыпают,                                               (Производятся покачивания головой цветка).

Головой качают.

 «Насекомые»

Дружно пальчики считаем,                          (Сжимать и разжимать кулачки)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,                              (Поочередно сгибать пальцы в кулачок)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?                                   (Вращать мизинцем)

Ой, сюда комар летит! Прячтесь!               (Спрятать руки за спину).

 «Лето»

Кто радуется солнышку?                          (Сжимать и разжимать кулачки)

Радуется дедушка,                                     (Загибать пальчики по одному)

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь и я.

Рада солнцу вся семья!                              (Сжимать и разжимать кулачки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

Консультация "Развитие мелкой моторики рук"

Значение развития мелкой моторики рук детей. Какие игры можно изготовить своими  руками и использовать дома....

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ посредством конструирования из бумаги»

Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста вот уже на протяжении ни одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее ...

Консультация "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА"

            Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов этого является формирование мелко...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...