Этапы формирования фонематического восприятия
статья по логопедии
Онтогенез фонематического восприятия. Игры на развитие фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития фонематического восприятия.
⠀
☘ Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи.
Как происходит формирование фонематической системы ребёнка?
Сначала для него это непонятный звуковой поток, потом в этом потоке он начинает различать звук [а], потом другие гласные, а затем согласные в определенном порядке.
⠀ Сначала формируется слуховое сосредоточение, слуховое внимание.
Параллельно с этим появляются и совершенствуются навыки различения интонации и темпа. Семантическое значение на этом этапе имеет именно интонация!
⠀
Дальше ребёнок учится различать ритмы. Он накапливает словарь, опираясь на контур слова и ритмический рисунок.
⠀
Начинается фонематический анализ. Но важно помнить, что даже при норме, в год, ребёнок, который уже способен различать определённые звуки, опирается, в первую очередь, на ритмико-интонационный рисунок слова и фразы.
⠀
Первая фонема, которую ребёнок учится отличать: А! На этом этапе для ребёнка существует чёткая классификация-звук А и все остальные.
⠀
Далее ребёнок учится различать у - и, а - э, у - э, о - и.
⠀
И, в последнюю очередь, различаются гласные у-о, и-э. ⠀
Когда ребёнок уверенно научился различать неречевые звуки, характеристики звучания (темп, интонация, тембр, интенсивность, продолжительность, прерывистость, ритм) и гласные звуки, он готов к различению согласных.
Н.Х. Швачкин описывает последовательность в книге «Возрастная психолингвистика», с небольшими своими пояснениями.
Итак, овладев всеми навыками, ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных звуков слове, т.е. начинает понимать, что есть гласные, а есть и другие звуки.
Только потом ребёнок начинает различать согласные в следующей последовательности:
- различение сонорных- остальных звуков (шумных согласных) в первую очередь артикулируемых;
- различение твердых-мягких;
- различение сонорных между собой;
- различение губных и язычных;
⠀
- различение взрывных и щелевых;
⠀
- различение переднеязычных и заднеязычных;
⠀
- различение глухих и звонких согласных;
⠀
- различение шипящих и свистящих;
⠀
- различение звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ
⠀
- различение двойных звуков ЙА,
ЙЕ, ЙЁ, ЙУ и звук Й. ⠀
☘ Например, для маленького ребёнка слова «крыша» и «крыса» могут звучать абсолютно одинаково.
⠀
Полное формирование фонематического восприятия происходит к 2 годам, но при речевых нарушениях для этого требуется целенаправленная работа специалистов.
⠀
☘ К 5 годам у ребёнка формируется способность к звуковому анализу и синтезу. Самые простые его формы формируются самостоятельно. Сложный анализ и синтез формируется при целенаправленной работе в школе.
⠀
☘ Рассмотрим простой анализ и синтез для того, чтобы вы могли проверить, насколько готов ребёнок к овладению чтением и в дальнейшем письмом.
⠀
1. Дифференциация слов. Ребёнок должен показать правильно слова на картинке, отличающиеся одним звуком.
▪ кит-кот
▪ крыса-крыша
▪ губы-зубы
▪ бочка-почка-дочка-точка
▪ суп-зуб
▪ мука-муха
⠀
2. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит цепочку из разных звуков, ребёнок должен хлопнуть, когда услышит определенный звук.
⠀
3. Игра «Шлагбаум». Ребёнок преграждает путь автомобилю или поезду. Взрослый запускает машину, сопровождая каким-то звуком. Ребёнок либо пропускает машину, либо нет.
⠀
❗Вторую и третью игру можно также использовать для дифференциации слов.
⠀
4. Определение наличия или отсутствия звука в слове. «Я произнесу слова, а ты скажи, в каком слове есть звук М».
⠀
5. «Назови слова, которые начинаются со звука П».
⠀
6. «Какое слово я произнёс: к, о, т?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников».
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произно...
Оформление папки-передвижки "Этапы развития фонематического восприятия. Второй этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз "
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на втором этапе развития фонематического восприятия - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых зв...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на третьем этапе развития речевого слуха: различение слов, близких по звуковому составу"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на третьем этапе развития фонематического восприятия: различение слов, близких по звуковому составу...
Оформление папки-передвижки: "Формирование фонематического восприятия на четвертом и пятом этапе развития речевого слуха: различение слогов и различение звуков"
Познакомить родителей и воспитателей с играми и упражнениями, применяемыми на четвертом и пятом этапе развития фонематического восприятия: различение слогов и различение звуков...
Презентация "Этапы работы по формированию фонематического восприятия "
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
Консультация для воспитателей по теме: «Этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников»
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и п...
Мастер-класс по теме 3-5 этапы логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей среднего возраста, имеющих ТНР"
Цель мастер-класса:распространение опыта своей работы по формированию фонематического восприятия через слова близкие по звуковому составу...