Конспект индивидуального логопедического занятия: "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего возраста: "Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».
Цель: Автоматизация, четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
- Дать развернутую характеристику звука Р;
- Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
- Расширять словарный запас;
- Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мягкая игрушка “пес – Барбос”; картинки «Артикуляционная гимнастика» Е. Косиновой; кубики Зайцева; лото со звуком Р; предметные картинки со звуком Р; схемы слов.
Ход занятия:
- Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. Давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
- Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
- Произнесение звука Р
- Изолированное- с использованием дорожки (Пособие Азовой). Параллельно анализируется артикуляция звука: положение губ, зубов, языка.
- В слогах: ра-ра-ра, ро-ро-ро, и т.д.(Чтение слогов. Пособие Азовой)
- Характкристика звука и закрепление его связи с буквой
Ребёнок вместе с логопедом даёт характеристику звуку Р: согласный, твёрдый, звонкий. Затем логопед: демонстрирует букву (кубики Зайцева), чтение слогов по кубику.
- Фонетическая ритмика.
Проговаривание слогов со звуком Р с движениями.
- Развитие фонематического слуха:
Логопед читает слова. Ребёнок хлопает в ладоши, если в слове есть звук Р:
Рак, рыба, лак, лыжи, Родина, руки, ложка, лук.
- Игра “Отгадай – ка”
Логопед загадывает загадки, после каждой отгадки выкладывает соответствующую предметную картинку.
- Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
- Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
- Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
- Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
- Он высокий словно шкаф,
А зовут его ... (жираф).
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р). Определение позиции звука Р в словах по схеме.
- Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
- Игра “Лото. Чего не стало?”
Логопед проводит игру лото. Затем выкладывает 5 картинок и ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
- Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
Логопед просит это слово обозначить цветовыми символами звуков.
- Игра “Исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
- Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Вспомнить чистоговорку.
Вечером над озером ходит белый пар,
Это рыбки в озере ставят самовар.
Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/28/picture-9172.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-358839-1386170763.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-455323-1411819196.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-104942-1584450191.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах,словах, предложениях."
Конспект индивидуального логопедического занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-464201-1411038828.jpg)
Конспект индивидуального логопедического по автоматизации звука [ч] в слогах, словах и предложениях по теме «Лето. Насекомые»
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, развитие предпосылок к обучению грамоте, автоматизация звука [ч] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательные: расширять словарный запас,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/30/picture-394027-1391109401.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1208283-1579367392.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»Цель:- правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Коррек...