Конспект на тему «Существительные в родительном и творительном падежах». Звуки «Т», «ТЬ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мартынова Татьяна Михайловна

«Существительные в родительном

и творительном падежах».

Звуки «Т», «ТЬ».

Цель: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».

Задачи:

-     Способствовать умению: выделять звук «Т» в начале слова, различать и выделять звуки «Т», «ТЬ».

-Создать условия для совершенствования грамматического строя речи (употреблять существительные в родительном и творительном падежах).

- Создать условия для развития психических процессов; мелкой и общей  моторики; речевой активности.

-    Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_t_st.gr_._frontalnoe.docx1006.41 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматическая  тема: «Существительные в родительном

и творительном падежах».

Звуки «Т», «ТЬ».

Цель: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».

Задачи:

-     Способствовать умению: выделять звук «Т» в начале слова, различать и выделять звуки «Т», «ТЬ».

-Создать условия для совершенствования грамматического строя речи (употреблять существительные в родительном и творительном падежах).

- Создать условия для развития психических процессов; мелкой и общей  моторики; речевой активности.

-    Содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной деятельности.

Оборудование: Собака Тузик, счетные палочки, 2 звуковичка, зеркала, медвежонок Топ, погремушки.

Предметные картинки  мотоцикл, автобус, самолет, электричка, такси; картинки диких животных.

Ход ОД:

1.Организационный и мотивационный момент:

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

Выставляется игрушка собачки.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (собачка).

-Эту собачку зовут Тузик. Собака -  какое животное? (домашнее). А есть еще какие животные? (дикие).

  - Почему диких животных так называют?

«Кто где живет?»

Берлога, дупло, логово, куст, нора.      

      Спит в берлоге бурый мишка,

      Под кустом дрожит зайчишка,

     Лисичка рыжая – в норе.

Ежик спит в сухой траве.

Волчица в логове сидит,

А белка из дупла глядит.

 

Сядет, тот, кто скажет:

«Кто кем был?»       

                                      Еж  был ежонком.

                                 Лиса была лисёнком.

                                 Волк был волчонком.

                                 Медведь был медвежонком.

                                 Заяц  был зайчонком.

                                 Лось был лосёнком.

                                       Барсук был барсучонком.

2. Сообщение темы занятия.

- К нам  пришёл в гости Тузик. Какой звук слышится в начале слова Тузик? Звук [т]. Сегодня мы вместе с Тузиком будем слушать, и произносить звук [т].

3. Характеристика звука [т] по артикуляционным и акустическим признакам.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, возьмите зеркало, произнесите звук [т].

-Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [т]? (стучит по бугоркам)

-Звук [т] поётся? (нет) значит, он какой? (согласный).

- В доме какого цвета он будет жить? (в синем).

-А теперь положите ладошку на горлышко, ещё раз произнесите звук [т] и определите звонкий или глухой этот звук? (глухой)

-Вместе скажем, звук [т] -согласный, глухой.

У звука [т] есть младший брат [ть].

Знакомство с буквой Т.

 

  4. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». Закройте глаза и хлопайте в ладоши, когда услышите слова со звуком [Т]. А Тузик  будет смотреть, правильно ли вы выполняете задание.

- Трактор, ток, оса, молоток, дом, салат, тапочки, мода, платок, халат.

 

 5. Произношение звука [Т] в слогах и словах. Развитие памяти и внимания.

 - Тузик  решил навестить своего друга – медвежонка Топа. Он приглашает нас с собой.

Перед детьми  выставляются картинки: мотоцикл, автобус, самолет, электричка, такси.

 - Назовите эти предметы. Ехать нам далеко, нужно выбрать, на чем мы поедем.

 - Назовите слова, в которых звук [Т] звучит в середине. (Мотоцикл, автобус, электропоезд.)

В начале слова? (Такси.)

В конце? (Самолет.) Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? (Транспорт.)

Выбор детьми вида транспорта.

 

Садитесь поудобнее. Заведем моторы:

«Та-то-ту, ту-ты-та, от-ут-ит».

Не завелся мотор. Не хватает слога.

Еще раз заведем моторы: «Та-то-ту-па». Не завелся мотор. Какой слог здесь лишний?  (Па.)

Еще попробуем. «Та-то-ту-ты». Завели мотор. Молодцы.

 

 

Физминутка.

«Три медведя»

Три медведя шли домой,                                   Идут по кругу

Папа был большой – большой,                         Руки вверх

Мама - чуть поменьше ростом,                       Руки на уровне груди

А сынок малютка просто.                                Присели

Очень маленький он был,                                Покачивание в приседе

С погремушками ходил.                                  «Звенят» погремушками

 

6. Выставляются предметные картинки  диких животных.

Употребление существительных  в родительном падеже.

-В лесу никого не видно, необходимо взять бинокли.

Упр-е «Бинокли».

«Я вижу …»

 

Употребление существительных  в творительном падеже.

Мы приехали в гости к диким животным, как вы думаете чем бы мы могли их угостить?

Зайца – морковкой, капустой (но в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки, молодые побеги).

Белку – орехами, грибами, шишками.

Медведя – малиной, медом, рыбой.

Лося – ветками. Сеном, травой.

Ежа – яблоками, грибами, молоком.

Пора попрощаться с нашими новыми друзьями.

Возвращаемся в детский сад.

 

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке            Хлопки в ладоши

Продает она орешки                 Удар кулак о кулак

Загибают по одному пальчику начиная с большого, на обеих руках одновременно

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

«Ат –от – ут - ыт». Завели мотор

 

6. Итог:

Тузик благодарит вас за то, что вы его познакомили со звуками «Т», «Ть» и за путешествие к друзьям.

 

     

     

     

     

     

     

     

     

https://i.pinimg.com/originals/1b/66/f4/1b66f41e71ee01379a2506fdcd31c78a.gif

https://mishka-knizhka.ru/wp-content/uploads/2019/01/raskraska_avtobusy5.jpg

https://www.ejin.ru/wp-content/uploads/2017/10/raskraski-samolety5.jpg

https://trainpix.org/photo/00/57/53/57535.jpg

http://img.encyc.yandex.net/illustrations/rusauto/pictures/458-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»

Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....

План-конспект занятия. Тема: «Животные и птицы холодных стран. Звуки и буквы Т-Д»

Занятие по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к овладению грамотой детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных"

конспект занятия для детей с ОНР "Творительный падеж множественного числа существительных", закрепление лексических тем "Растения, деревья, грибы, цветы"...

Творительный падеж имен существительных.Автоматизация звука [ л ] в словах.

Материал представлен в виде конспекта, отражающего работу логопеда по  теме....

Конспект НОД. Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)

Конспект содержит материал, направленный на автоматизацию звука С...

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."

Конспект занятия для старшей группы "Образование творительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе с предлогом С."...

Конспект НОД на тему "Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе." (2 занятие по теме)

В разработке подобраны игры и игровые задания для правильного употребления детьми  существительных в творительном падеже единственного числа....