" Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-х лет"
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

Макарова Татьяна Сергеевна

" Развитие фонетико-фонематического слуха у детей 3-х лет".

Развитие фонематического слуха ребенка происходит постепенно в процессе его общения с близкими взрослыми. Поэтому с самого рождения старайтесь как можно чаще разговаривать со своим ребёнком, читать ему потешки, пестушки, прибаутки, стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки. В период 3-х лет фонематический слух активно развивается. Ребёнок начинает самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. 

Предлагаю игры для развития фонематического слуха.

«Угадай что звучит?» -  включите ребёнку звук и попросите ответить на вопросы. Кто смеется? (девочка), что гудит? (машина), что льется? (вода), что шуршит? (бумага).

«Весёлые ладошки» - запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания. Ребёнок слушает и воспроизводит серии простых ударов, где I – удар; «Чей это голос?» Взрослый предлагает ребенку узнать на предложенных картинках, чей голос он услышал: - овца и ягнёнок, Бе-Бе-Бе – чей это низкий голос? (Овцы). А кто говорит тоненько? (Ягнёнок); - коза и козлёнок, Ме-ме – чей это грубый голос? (козы) А кто говорит тоненько? (Козленок); - корова и теленок, Му-у-у – кто так мычит? (Корова) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок? - мышка и мышонок, Пи-Пи-Пи - чей это низкий голос? (Мышки). А кто пищит тоненько? (Мышонок) - волчица и волчонок, Ау-Ау-Ау. Кто это воет? (Волчица). А тонким голоском кто воет? (Волчонок) - собака – щенок.- Ав-Ав-Ав. Кто это лает? (Собака) А кто лает тоненьким голоском? (Щенок). Он как лает (Тяф-тяф-тяф); 5 - кошка и котенок. – Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка) А тонким голоском кто мяукает? (Котенок) У мамы-кошки есть детеныш. Он как мяукает? (Мяу-мяу); - курица и цыплёнок. - Ко-Ко-Ко. Кто это кудахчет? (Курица) А тонким голоском кто пищит? (Цыпленок). У мамы курицы есть детеныш. Он как пищит? (Пи-пи).

«Угадай игрушку» - взрослый предлагает 5 игрушек, ребёнок угадывает, какой звук из них он услышал, предварительно продемонстрировав их звучание: погремушка, бубен, дудочка, трещотка, свисток.

" Поезд" - " Сейчас мы поедем к матрешкам, они хотятс нами поиграть." Звенит колокольчик. Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания : чу - чу - чу  - отправление поезда; у - у - у - поезд гудит; чух -чух -чух - поезд останавливается около стула, на котором стоит большая матрешка. Воспитатель и дети здороваются с матрешкой, просят поехать с ними в детский сад. Матрешка присоединяется к детям. Поезд едет дальше. На следующей остановке детей ждет маленькая матрешка. С ней дети тоже здороваются и приглашают поехать с ними. Когда поезд останавливается, матрешки предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Воспитатель:   " Матрешки устали и хотят спать. Давайте споем им песенку: " Ааа-ааа..." (Дети имитируют укачивание матрешек.) Матрешки уснули, а вы садитесь на стульчики."

" Подуем на пушинку" - дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Воспитатель:" Давайте подуем на пушинки, вот так: " Фу-у-у", - и посмотрим, как они летают. Дети повторяют за воспитателем , затем поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5-6 раз. 

" Медвежата едят мед" - воспитатель говорит детям, что они будут межвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту ( пальцами от себя) и "слизать" мед. Дети высовывают язычки и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончики язычков, убирают его. ( Обязательно предварительный показ всех действий воспитателем.) Игра повторяется  3-4 раза. Воспитатель: " Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу  (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говорят: " У-у-у". Дети повторяют за воспитателем 2-3 раза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционной работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР

·         Вводится понятия звук, гласный звук .·         Происходит знакомство с обозначением гласного звука.·...

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Система авторских заданий для родителей по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста с ТНР

Задания предназначены для зарепления простейших навыков фонематического анализа, сформированных на логопедических занятиях в старшей группе. Может применяться как родителями, так и воспитателями речев...

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...

Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Перспективный  план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...