Конспект НОД "Зимняя прогулка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематических процессов и лексико-граммматических категорий у детей подготовительной группы с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2108.docx | 91.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственно бюджетное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида №17 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД «Зимняя прогулка»
В подготовительной речевой группе
Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, развивающего обучения на основе развивающих игр, личностно-ориентированные, квалифицированная корекция детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель-логопед Филиппова В.Г.
Цели.
Коррекционно-образовательные: закрепление знаний и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; закрепление навыков фонематического анализ и синтеза (деление слов на слоги, синтез слов по первым звукам слов); закрепление понятия «родственные слова»; закрепление значения предлогов в предложении.
Коррекционно-развивающие: развитие зрительного гнозиса при распознавании контурных изображений, наложенных и зашумлённых силуэтов, зеркально расположенных букв, нахождении слогов в таблице Корнева; развитие фонематических процессов, слуховых дифференцировок; развитие грамматического строя речи – закрепление правильного употребления падежных окончаний(Р. п. мн. ч. сущ.), образования сложных слов из двух с опорой на зрительные символы, обозначающие части речи; развитие связной речи, умения формулировать свою мысль.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период, к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Ход НОД.
- Оргмомент.
Учитель-логопед (Л.):
- За окном сейчас зима,
И в снегу стоят дома,
И деревья, и кусты,
Реки, улицы, мосты.
А вы знаете, где лучше всего зимой? ... (На катке, на снежной горке, в тёплом доме…) Хотите отправиться за город? На чём мы можем туда поехать?
Дети:
- На машине, на электричке…
Л.:
- Занимайте места!
2. Массаж спины «Паровоз».
Дети становятся друг за другом «паровозиком».
Едет, едет паровоз –
Две трубы и сто колёс.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!»
Похлопывание ладошками.
«Так-так-так! Так-так-так»
3.Игра на движение со звукоподражанием.
Л.
- Посмотрите, как много намело снега, какие сугробы. Как же нам пройти по такому глубокому снегу?
Дети:
- На лыжах.
Л.
- Давайте их наденем: сначала на правую ногу, потом на левую, возьмём в руки палки и поедем друг за другом. И поскользили «С-с – с-с» (прерывисто), и ветер поёт такую же песенку «С-с-с-с-с-с». Ветер становится всё сильнее, начинается вьюга, песенка становится звонкой: «З-з-з-з-з-з».
4. Дифференциация звуков С, З.
Взявшись за руки, дети идут по кругу, тихо ступая на каждое слово. При звуке З – остановка и хлопок в ладоши.
- Снег, сугробы, морозы, свистит, серебристый, зима, сосулька, забавы, скользить, снежинка.
5. Распознавание букв среди зеркальных изображений.
- Посмотрите, какой узор получился на снегу. Что здесь можно увидеть?
Карточка:
Дети:
- Буквы С и З.
Л.:
- Давайте уберём буквы, которые написаны неправильно.
Дети убирают неверно написанные буквы.
6. Звукослоговой разбор слов.
Л.
- Ребята, кто же к нам прибежал?
Поднимает мягкую игрушку – собаку.
Это Шарик, умный пёс,
Шарик ночью службу нёс.
Шарик тоже учится писать. Вот он написал:
Я не могу понять. А вы?
Дети называют слов САНКИ, ЗИМА.
- Давайте напишем эти слова кружками, т.е. разберём по слогам, звукам и подпишем.
Дети выполняют задание за столами.
7. Узнавание фигур по контурам за штриховкой.
Л.
- А Шарик…
Он решил не спать с утра.
Его домик - …
Дети договаривают.
- Убежал он из конуры на фотоохоту. Эти снимки он сделал в лесу. Он выслеживал зверей как настоящий охотник, но животные от них прячутся, поэтому снимки нечёткие.
На листах в клетку – графические контуры диких зверей, на них наложена калька с различной штриховкой. Дети отгадывают, если трудно, калька снимается. Белка, кабан, дятел, лось, сова.
Л.:
- А Шарик плохо знаком с этими животными. Он хочет уточнить:
У белки есть рога?
У лося есть когти?
У волка есть копыта?
Дети отвечают полными предложениями: «У белки нет рогов. У лося нет когтей. У волка нет копыт.»
8. Задания по таблицам Корнева.
Л.:
- А этих зверей Шарик в лесу не нашёл. Они пришли к нам сами. Соедините первые звуки слов: лев, игла, собак, арбуз. Что получилось?
Дети:
- Лиса.
Л.:
- Правильно. Она спряталась за квадратом, на котором написан второй слог слов «лиса».
Дети находят слог СА.
Л.:
-Скажите, где он?
Дети:
- В правом верхнем квадрате.
Л. показывает лисичку.
- Найдите слоги с таким же звуком.
Дети:
- СО – в левом верхнем , СЫ – в среднем нижнем, СУ – в правом нижнем, ЗА – в центральном квадрате.
9. Образование сложных слов с опорой на символы слов.
Л.:
- Лисичка хочет загадать вам загадки. Она будет называть вам два слова, а вы вместо него одно, вот такое:
- что означает белый квадратик?
Дети:
- Неживые предметы.
Образование слов: сам летит – самолёт, пыль сосёт – пылесос, снег падает – снегопад, голый лёд – гололёд.
Аналогично со словами:
- живой предмет.
Лес рубит – лесоруб, свиней пасёт – свинопас, сад разводит – садовод.
- какой?
Острый нос – остроносый, острые уши – остроухий, тонкие лапы – тонколапый,
рыжий хвост – рыжехвостый.
Л.:
- А кто это – остроносый, рыжехвостый…?
Дети: - Это лиса.
Л. – А сейчас про кого лиса будет спрашивать?
Длинные уши - длинноухий, короткий хвост – короткохвостый.
Дети:
- Это заяц.
Л.
- Он тоже спрятался за волшебным квадратом. Замените в слоге СА звук С на З. Что получится?
Дети:
- ЗА.
Л.
- Где находится этот слог?
Дети:
- В центральном квадрате.
Л.:
- ЗА какой это слог в слове «заяц»?
Из-за квадрата появляется зайчиха с зайчатами.
10. Подбор родственных слов.
Л.:
- Здесь не один заяц, а целая семья. Мы с вами составляли семейки слов. Шарик тоже учится их составлять, но у него бывают ошибки.
Л. называет серии слов, дети исключают лишнее слово и вместо него подбирают родственное.
Лиса, лесной, лисёнок, лисий.
Белка, белая, беличий, белочка.
Ленивый, олень, лень, ленивец.
11. Физминутка.
- Ребята нам надо подвигаться, чтоб не замёрзнуть.
Ком большой, затем второй,
Третий маленький такой.
Получился снеговик.
Очень он хорош на вид!
Лепим мы ещё комки –
Поиграем мы в снежки.
Мы на лыжах в лес пойдём,
На каток коньки возьмём.
Ну-ка, ласточкой прогнись!
Ногу выше, не ленись!
И на саночках гурьбой
Мы прокатимся с тобой.
12. Называние пропущенного предлога в предложении.
- У лисички есть ещё одна фигурка Что она означает?
Дети:
- Маленькое слово.
Л.:
- Скажите, какого маленького слова не хватает.
Олень пасётся поляне.
Сова сидит сосне.
Волк воет луну.
Сосной стоит скамейка.
Белка скачет ёлки ёлку.
13. Подбор слов-действий.
- Ребята, а какую фигурку ещё не показывала лиса?
Дети:
- Треугольник, слово-действие -
Л.:
- Назовите по одному слову-действию про каждого зверя.
Лиса – крадётся, раскапывает, мышкует.
Белка – шелушит, сушит, прячется.
Волк – воет, рыщет, охотится.
Заяц - скачет, петляет, спасается.
14. Окончание.
- Ребята, Шарик с вами прогулялся, узнал много интересного. И мы нагулялись. Шарик даёт нам на память изображения животных, чтоб вы попробовали сделать такие же.
Дети становятся «паровозиком» и «уезжают».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»
Конспект оздоровительной прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...
Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"
Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...
Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»
Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...
Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».
Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....
Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Звёздочки». Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку».
Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-след...
Конспект организации прогулки в первой младшей группе Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку»
Цель: 1. Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать.2. Учить устанавливать пр...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...