Конспект непосредственной образовательной деятельности " Прогулка с Владиком и Милой" Автоматизация звука Л в предложениях, стихотворениях и скороговорках"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект логопедического занятия с подгруппой детей, имеющих нарушение произношения звука Л. В данной разработке использованы активные методы обучения (АМО-технология)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_amo_puteshestvie_s_vladikom_i_miloy.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука Л в предложениях, стихотворениях и скороговорках.
Тема: «Прогулка с Владиком и Милой»
Цель: закреплять навыки правильной артикуляции звука “Л”
Программные задачи:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- формирование кинестетического образа звука Л (ощущения положения органов артикуляции);
- уточнение и расширение словарного запаса по теме “Лес и его обитатели”: уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- устранение дефектного произношения звука Л, автоматизация звука в предложениях и стихотворной речи;
- развитие фонематического слуха и восприятия: совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук Л, упражнять в нахождении слов со звуком Л;
- развитие грамматического строя речи: развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа;
- закреплять навыки ориентировки в пространстве;
- развитие общей моторики и координации движений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре;
- воспитывать интерес к художественной литературе (стихи, скороговорки).
Материал и оборудование: Ноутбук, экран, медиапроектор, карточки – символы звуков Р,Л,Ч – машина, пароход, поезд, схема артикуляции звука Л; Снежинки из салфеток, шишки, корзинки, крупные вырубные картинки: «камешки», «веточки» и «сугробы»., предметные картинки со звуком Л: дятел, белка, пила, лопата, лось, волк, желудь, елка, лыжи, флажок; символы действий - предметные картинки «рука», «глаз», «рот», папки - «Игровизор», маркеры, бумажные салфетки, карточки с картинками для составления предложений по количеству детей; фишки, сюжетные картинки по знакомым скороговоркам, картинки для зрительной гимнастики – снег, мел, заяц, белка, мячи.
Ход НОД:
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Этап: приветствие и выяснение ожиданий и опасений
АМО «Отправляемся на прогулку»
Цель: Поприветствовать всех участников и гостей, самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Технология проведения: Логопед знакомит детей с гостями, просит всех друг другу улыбнуться, взяться за руки в кругу и слегка пожать ладошки своим соседям. Логопед: «Мы сегодня будем гулять вместе с мальчиком Владиком и девочкой Милой. А кого можно встретить в лесу?» Дети предлагают свои варианты. На столе стоят игрушки волка и белки, логопед просит отдать шишку белке и сказать, чего дети ждут от занятия и что их может порадовать. Отдать шишку волку и сказать, чего они боятся, опасаются.
Этап: целеполагание, погружение в тему
АМО «Послушаем звуки»
Цель: развивать умение выделять звук Л из потока речи и давать ему правильную характеристику.
Технология проведения: Логопед предлагает посмотреть на экран и определить, символы каких звуков они видят: Р - Машина рычит, Ч- паровоз пыхтит, Л – пароход гудит. «Какой из этих звуков встречается в именах наших детей?» (звук Л). Затем необходимо послушать слова и поднять символ звука Л («пароходик»), если в слове есть такой звук. Если дети угадывают - эта картинка на экране мигает. Делается вывод о том, что сегодня на прогулке с Владиком и Милой надо стараться правильно и красиво говорить звук Л. Дети рассказывают о положении языка при правильной артикуляции Л.
АМО «Идем в лес» ( Психогимнастика «Превращения в лесу». Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки».)
Цель: настроить детей на занятие, создать положительную мотивацию, активизировать внимание
Технология проведения: Перед детьми на экране появляется фотография зимнего леса. Логопед: «Представьте себе, что мы с вами пришли в лес. Холодно здесь. Покажите, как вы замерзли (Дрожим, Обнимаем себя). Деревья высоко-высоко тянутся ветвями в небо (потянулись). А еще они качаются на ветру (машем поднятыми руками в стороны). А вот зайка быстро-быстро пробежал и сжался в комочек под кустиком. Давайте присядем на коврик-полянку и послушаем звуки леса (Включается фонограмма). Дети успокаиваются и расслабляются. Что вы услышали? (дятел стучит, сова ухает, лось ветками хрустит, белка орешками шуршит). А как свежо в лесу! Как пахнет морозом! Давайте вдохнем глубоко и подуем на снежинки плавно и легко. (снежинки подвешены на рейке перед детьми). И еще раз! И еще!»
Логопед следит, чтобы на вдохе дети не поднимали плечи и выдох был плавным и целенаправленным.
Фаза 2 «Работа над темой»
Этап: проработка материала
АМО «Шутка» (по мотивам стихотворения Л.Н. Смирновой)
Технология проведения: Логопед предлагает детям взять корзинки и походить по воображаемому лесу. Кое-что можно найти под кустиком, под камешком, под снежным сугробом. (на полу разложены в хаотичном порядке по 2 предмета, прикрытые «камешками», «веточками» и «сугробами». Дети вспоминают слова из «Шутки» Л.Н. Смирновой и правило, что надо стараться всегда выговаривать правильно звук Л: «Владик шел, шел, шел и лопату нашел, Мила шла, шла, шла и пилу нашла». Дети по очереди идут по «тропинке», каждый останавливается у «веточки» и продолжает договаривать данные фразы, называя найденные предметы (предметные картинки со звуком Л: дятел, белка, пила, лопата, лось, волк, желудь, елка, лыжи, флажок).
АМО «Составь предложения»
Цель: учиться составлять предложение по опорным словам, распространять его второстепенными членами.
Технология проведения: Дети садятся за столы. Логопед предлагает детям вспомнить, какие действия обозначены символами «Рука», «рот» и «глаз». («рука» - нашел или взял, «рот» - съел, «глаз» - увидел). Каждому ребенку необходимо с опорой на символы придумать предложения о том, что могли Владик и Мила делать в лесу. На карточках перед каждым ребенком силуэты Владика и Милы, затем картинка-символ, нужно провести «дорожку» к подходящей предметной картинке и проговорить получившееся предложение.
Условия: 1) из предметных картинок необходимо выбирать только те, в названиях которых есть звук Л.;
2) надо постараться придумать длинное предложение: чем больше слов в предложении, тем больше фишек получает ребенок.
Примеры предложений: Мила ела вкусное яблоко. Владик ел спелую клубнику.
Мила нашла длинную палку под кустиком. Владик взял пластиковые лыжи. И т.п.
АМО «Всё белое»: зрительная гимнастика с использованием приёма мнемотехники.
Цель: переключить зрительное внимание, дать возможность отдохнуть глазным мышцам.
Технология проведения: Сначала логопед просит детей сказать, чего зимой много в лесу. После того, как дети догадаются, что это снег, им даётся задание придумать слова-признаки к слову «снег»: «Какой бывает снег?» (варианты ответов: белый, пушистый, легкий, холодный, серебристый и т.д.). А затем предлагается вспомнить стихотворение «Всё белое», которое выучили на занятиях. Необходимо по предметным картинкам, закрепленным на магнитной доске, проследить глазками по «Стрелочкам», идущим от одной опорной картинки к другой, рассказывая при этом стишок «Всё белое»:
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,
а вот белка не бела - даже белой не была.
АМО «Узнай скороговорку»
Цель: автоматизировать произношение звука Л, развивать долговременную память, ассоциативное мышление.
Технология проведения: Дети делятся на две подгруппы: команда Милы и команда Владика (девочки и мальчики). Логопед дает каждой команде напечатанные слова: по 4 на каждую команду. Дети должны, прочитав эти слова (или послушав педагога), посовещаться в команде и догадаться из каких скороговорок они взяты, выбрать участника, который проговорит скороговорку, сочетая удары мяча об пол и стихотворный ритм. После угадывания дети должны быстро найти подходящую сюжетную картинку среди тех, что закреплены на магнитной доске. (логопед может озвучить эти слова, если дети не смогли прочитать).
Слова-подсказки: 1 команда: Ёлка-иголочка (Ёлка-ёлка-ёлочка – колкая иголочка), Аленка-дела (В уголок Аленка села – у Алёнки много дела).
2 команда: Дятел-елка (Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки), Клубок-уголок (Котик ниток клубок укатил в уголок).
Этап: релаксация
АМО «Расскажи стихи руками»
Цель: повысить уровень энергичности в подгруппе, прийти в бодрое настроение.
Технология проведения: дети встают в круг и выполняют движения, соответствующие стихотворному тексту.
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И, как раз, вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Заяц вышел, как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни,
Из соломинок они.
АМО «Все спят в лесу»
Цель: снять напряжение и признаки гиперактивности у детей, дать возможность расслабиться и успокоиться
Технология проведения: Логопед напоминает, что в лесу зимой есть обитатели, которые впадают в спячку, и предлагает детям их вспомнить. Дети могут актуализировать словарь по теме: ёж, медведь, барсук. Проводится психогимнастика «Все спят в лесу» под тихую спокойную музыку: нужно лечь на ковер, скрутиться в «клубочек» или наоборот, лежать спокойно, раскинув руки и ноги.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Этап: рефлексия
АМО «Смайлики»
Цель: оценить собственную работу на занятии и соблюдение правильного произношения звука Л, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у детей в начале занятия, понравилось ли само занятие.
Технология проведения: Логопед говорит, что у неё есть сюрприз для ребят: наклейки-смайлики, но на них разное настроение (веселое, грустное и задумчивое). Детям предлагается выбрать тот смайлик, который, по их мнению, соответствует их настроению после «путешествия». Можно предложить детям рассказать, почему они выбрали именно этот смайлик.
Подводится итог: Что больше всего понравилось на занятии? Что интересного запомнили? Чему научились? Что старались делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»
Логопедическое занятие в подготовительной группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»
Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе....
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «Прогулка в осенний лес» для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) по образовательной области «Речевое развитие»
КОНСПЕКТ образовательной деятельности Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОС ДО: ОО «Речевое развитие» интегрируется с ОО «Познавательное...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе Тема: Заучивание стихотворения «Петушки распетушились»
Цель: Помочь детям запомнить стихотворение.Задачи:• Обучающие: способствовать формированию умения понимать смысл художественного произведения, совершенствовать выразительность речи, д...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников 4 – 5 лет по речевому развитию «Заучивание стихотворения А. Береснева «Свинушки»
Цель: формирование умений разучивать стихотворение с помощью мнемотаблицы....