Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Август)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Николаевская Софья Николаевна

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Август) по следующим темам:Чудеса на грядках, Здоровей-ка, не болей-ка!, С праздником, любимый город! До свидания, лето!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_vospitatelem_avgust.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Август, 1 неделя. Лексическая тема: «Чудеса на грядках»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

Упражнение «Помидор». Положить руки ниже рёбер, сделать вдох и надуть живот как помидор (под счёт до 3). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку).

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук [Т] пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

               Е. Карельская

Выполнять действия

Поочередно загибать пальцы.

Дети в огород идут,

А там овощи растут,

Дети спинки наклоняют,

И горох (другие овощи – называют дети) они срывают.

Произвольные движения и имитация

Подвижная игры: «Овощи — фрукты»

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

« Вершки и корешки»

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры:  взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Перечислить слова со звуком [Т] из стихотворения «Повторяй за мной зарядку».

 

Д/и «Запомни - повтори».

- Па-ба-па, та-да-да, ка-га-ка, ва-фа-фа, жа-ша-жа, за-жа-за, са-ша-ша, ла-ра-ла (то же с гласными О,У,Ы)

Д/упр. и  Д/и:

1.Предложите детям назвать, что может быть:

  • Зелёным и круглым (яблоко, помидор, виноград и т.д.).
  • Красным и круглым (яблоко, помидор, смородина и т.д.).
  • Оранжевым и круглым (апельсин, абрикос и т.д.).
  • Зелёным и овальным (огурец, виноград и т.д.)

2. «Скажи по-другому» - подобрать синонимы к словам:

  • Вкусный – сочный, сладкий, аппетитный.
  • Поспевает – созревает, растёт, наливается.

3.«Наоборот» - подбираем антонимы:

  • Клубника сладкая, а рябина … (горькая).
  • Виноград крупный, а смородина … (мелкая).
  • Помидор гладкий, а огурец … (шершавый).

4. Согласование прилагательных с существительными – про что можно сказать:

  • Вкусный, аппетитный (абрикос, персик, виноград и т.д.).
  • Вкусная, аппетитная (смородина, клубника, малина и т.д.).
  • Вкусное, аппетитное (яблоко).

Чудеса на грядках

Чтение художественной литературы (на выбор воспитателя):

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»    

Загадки об овощах, фруктах, ягодах.


Август, 2 неделя. Лексическая тема: «Здоровей-ка, не болей-ка».

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

Плач ребёнка. Произносить звук «А» (громко, тихо, шёпотом, затем в одной тональности).

Малыш учится говорить. Произносить слоги «Мна-мно, пи-пя-пе, би-бя-бю».

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а».

- Братец, принеси дрова!     - Ты, меньшой, свари обед!

- Заболела голова!                - У меня силёнок нет!

- Средний, ты наколешь дров?  - Что же, сделаю всё сам,

- Я сегодня не здоров!            Но обеда вам не дам!

- Ну, а ты натопишь печку?  Голодать готовы?

- Ох, болит моё сердечко!       - Мы уже здоровы!

По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальцы.

Подвижные игры: «Запомни движение»

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игрывоспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

«По длинной извилистой дорожке»

Цель: формировать умение ходить по шнуру спокойно, не спеша, не боясь.

«Наперегонки парами».

Цель: формировать умение выполнять игровые действия, ориентироваться на партнера. Воспитывать смелость, развивать силовые и скоростные качества. Способность концентрировать и распределять внимание.

Ход игрыРазбившись на пары, ребята перебегают площадку. Чья пара опередит всех, та и победит. Бегать парами можно и держась за руки крест-накрест.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Д/и «Повтори слова»:

слушай внимательно и повторяй правильно.

Галка – калька, даль - дай

Клоп-клоп, шалю - шью

Шалость - жалость , веер – веял, зайка – сайка, роль – paй Коля - Толя  кошка- корка Торт - порт   паста – парта Почка-дочка  баран-банан Банк - танк    укол-укор Пыль - быль   бал – бар

Игра с мячом « Доскажи звук» 
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере... 
Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё... 
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

Перечисли части тела человека (туловище, голова, руки, ноги).

Назови:

  • Части головы (глаза, уши и т.д.).
  • Части туловища (спина, живот и т.д.).
  • Части рук (локти, ладони и т.д.).
  • Части ног (колени, ступни и т.д.).

Игра «Посчитай» (согласование числительных с существительными).

  • 1 глаз,2 глаза,3 глаза, 4 глаза, 5 глаз (ухо, рот)

Игра: «Вредная и полезная еда» с мячом

Яблочный сок- полезная еда

Капуста – полезная еда

Чипсы –вредная еда и т.д.

Здоровей-ка, не болей-ка.

  1. Д/упр. «Продолжи предложение»:
  2. Если я не буду заниматься спортом, то….
  3. Если я буду смотреть много мультфильмов, то….
  4. Если я буду кушать много сладостей, то…
  5. Если я не буду мыть руки, то….
  6. Если я не буду делать дома уборку, то…

Чтение художественной литературы (на выбор воспитателя):

В. Маяковский «Что такое хорошо»;

М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»

В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»

П. Воронько «Спать пора»….


Август, 3 неделя. Лексическая тема: «С праздником, любимый город!».

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

     Приколачиваем оконные рамы.       Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды».

     Шагаем по этажам. Произносить слова «первый, второй, третий, четвёртый, пятый», повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!»

По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальцы.

Тук, тук молотком,                         Этот – для Наташи.

Строим, строим новый дом.         Этот дом – для Ксюши,

Этот дом – для Маши,                   Этот – для Андрюши.

Этот дом – для Саши,                    Все соседи, все друзья.

Этот дом – для Даши,                    Жить без дружбы им нельзя.

«Облако».

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Д/и «Сколько звуков в слове»;

Д/и «Назови гласные звуки в слове».

Слова: дом, город, парк, улица, дорога. ([дарога] - дорога).

Упражняемся в словообразовании:

  • В доме один этаж – одноэтажный дом.
  • В доме два этажа - … (двухэтажный дом).
  • В доме пять этажей - … (пятиэтажный дом).
  • В доме много этажей - … (многоэтажный дом).
  • Дом из кирпича - … (кирпичный).
  • Дом из дерева - … (деревянный).

Упражняемся в подборе родственных слов

  • Дом – домик, домишко, домище, домовой, домовёнок, домашний и т.д.
  • Город – городок, городишко, городской и т.д. 

С праздником, любимый город!

Побеседуйте с ребёнком о нашем городе:

  • Как называется наш город? В честь кого он так назван?
  • Какие улицы города ты знаешь?
  • Назови достопримечательности нашего города.
  • Назови заводы и предприятия нашего города.
  • Во время прогулки по городу обратите внимание на разные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, кирпичные).

Август, 4 неделя. Лексическая тема: «До свидания, лето!»

Артикуляционная гимнастика – каждый день.

Дыхательные упражнения.

Игры и упражнения с пальчиками.

Физкультурные минутки.

«Подыши одной ноздрёй, и придёт к тебе покой».

И.п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. 1 – правую ноздрю закрыть указ. пальцем правой руки, левой ноздрёй делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки.

«Прогулка»

Вышли пальчики гулять (руки сжаты в кулаки, большие пальцы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (указательные пальцы «бегут») 

Третьи пальчики бегом (средние – в быстром темпе)

А четвертые – пешком. (безымянные медленно «идут» по столу)

Пятый пальчик поскакал. (мизинцы скачут) 

И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по столу)

Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур.

Встал на цыпочки один,

Закружился в вальсе.

А второй споткнулся и нос расквасил.

Третий прыгал до небес

С неба звезды цапал.

А четвертый топал как –

Мишка косолапый.

Пятый пел до хрипоты,

Песенку за песенкой.

Этой ночью домовым очень было весело.

Имитация движений.

Подготовка к звуковому анализу.

Грамматический строй речи.

Лексика.

Связная речь.

Д/и «Запомни и повтори»

запомни слова, которые я скажу, и повтори их в том же порядке.

Лапа   смола   лодка   стекло ласточка

Лама  скала ложка седло  лапочка

Лампа шкала  кошка  весло  лампочка

Д/и «Закончи строчку»

Очень зелены, густы

В нашем садике...(кусты) 

На столе лежала сайка,

А по лесу бегал ... ( зайка )

Зреет красная калина,

Соберет ее... ( Галина )

Лиза пробовала суп.

Заболел у Лизы ... ( зуб )

Самолет гудит, поет

Собирается в ...( полет )

 - Как нам хочется суметь

 Спать спокойно, не ... ( шуметь )

Все бывает: то шалю.

То наряды куклам ... ( шью ) 

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил ... ( дом )

Щиплет травушку коза.  

Косит травушку ... ( коса )

Зазеленели в парке ветки.

И на прогулку вышли ... ( детки )

Игра «Хлопаем — топаем»

Воспитатель   предлагает   детям   послушать  предложения о лете. Если  они согласны с выражением,  пусть

хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

 Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

Игра «Исправь ошибки»

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ... 

Игра «Составь предложение из слов»

Ярко, лето, светить, солнце. — Летом ярко светит солнце.

Мы,  земляника,  найти,  душистая,  поляна, на. — На поляне  мы нашли душистую землянику.

До свидания, лето!

Повторить названий летних месяцев, выучитьотрывок   из  стихотворения   «Двенадцать   месяцев», провести

Беседу по содержанию.

Не спит всю ночь болотный лунь,

Светлей всех месяцев июнь.

Варенье варится буль-буль,

Из ягод,  что собрал июль.

 Всем дарит яблоки  на радость

Последний летний месяц  август.

                              В. Степанов

Вопросы и задания:

Чем примечателен месяц июнь (июль, август)?

Назови первый (второй, третий) летний месяц.

Перечисли летние месяцы по порядку.

Чтение художественной литературы (на выбор воспитателя):

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июль)

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июль)Представленно взаимодействие по летним лексическим темам:Ивана Купала,Собираемся в поход,Песочные фантазии,Олимпиада в детском саду...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в летний период. (Июнь)

Представленн материал по взаимодействию по летним лексическим темам:Пусть всегда будет солнце!Азбука безопасности.там, на неведомых дорожках.Детский экологический театр....

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период. Средняя группа

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать об этих проблемах. Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего разв...

Рекомендации учителя-логопеда родителям и воспитателям на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и воспитателям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение ...