Недетские проблемы леворуких детей
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
Одной из насущных проблем леворукости считается насильственное пе-
реучивание. Мы знаем о леворуких много и... почти ничего. На современном
этапе развития данной науки, тщательно анализируя различные исследова-
ния, ученые подтверждают, что не существует доказательств и сведений о
леворукости как патологии. Настороженность свойственна каждому челове-
ку, поэтому он относиться с опаской ко всему, что отличается от обществен-
ной картины восприятия. В наше время не настороженность, а любознатель-
ность, стремление понять и принять леворуких и узнать о них больше. Нау-
читься понимать различия и есть путь современного и цивилизованного от-
ношения к феномену леворукости. У ребенка левая рука становится ведущей
еще во время зарождения и развития плода в утробе матери. Головнoй мозг
человека состоит из левого и правого полушарий. У правшей правая рука яв-
ляется ведущей и доминирует левое полушарие. В период развития головно-
го мозга у плода в утробе матери иногда возникают некоторые изменения,
тогда левое полушарие становится более слабым, тогда правое полушарие
берет на себя ведущую функцию, и левая рука становится ведущей. Отмеча-
ется так же, что у леворуких людей лучше развиты функции левого глаза,
ноздри, уха, ноги. Ученые доказали, что левшество не является отклонением
от нормы и для беспокойства нет причин. Развитие и взросление леворукого
ребенка формируется в соответствии психологических и физических пара-
метров, а ребенок с ведущей левой рукой отличается от большинства право-
руких сверстников. При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от
переучивания, т. к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому
вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия та-
кого вмешательства невозможно проконтролировать. Переучивание считает-
ся фактором риска потому, что вызывает нарушение баланса деятельности
полушарий мозга.
В результате переучивания левшей приводит к необратимым процессам:
нарушение сна; нарушение аппетита; головные боли (боли в животе); страхи;
энурез; заикание; тики; навязчивые движения; повышенная возбудимость,
раздражительность; укачивание в транспорте: повышенная чувствительность
к жаре, духоте, запахам; двигательное беспокойство, неусидчивость; вялость,
заторможенность.
До четырех-пяти лет дети во время приема пищи могут держать чашку в
правой или левой руке, так же они держат и ложку. Ощущая неловкость или
усталость, они перекладывают ложку из правой руки в левую, иногда держат
ложку попеременно то левой, то правой, также двумя руками дети держат
чашку. Таким образом, леворукие дети действует левой рукой, заменяя ее на
правую. В данный возрастной период – это можно считать нормой развития.
До этого возраста дети как бы пробуют, какой рукой ему удобнее совершать
те или иные действия. Конечно, педагоги и родители пытаются научить ре-
бенка держать ложку в правой руке. Если это не пoлучается у него, и малыш
испытывает неловкость в движениях, то не стоит действовать настойчиво.
Пусть действует той рукой, которой ему удобно.
Итак, не стоит переучивать ребенка-левшу действовать правой рукой,
ведь не поменяешь местами действующие функции полушарий головного моз-
га. Среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов, так как за
эмоции, образы, чувства отвечает правое пoлушарие. У леворуких развито аб-
страктное мышление, им сложнее логически рассуждать. Они более воспри-
имчивы к музыке, шумовым эффектам. Такие люди быстрее усваивают ин-
формацию, но им чаще требуется опора на визуальность. Мышление у них ин-
туитивное, большинству легче дается распознание вербальных стимулов, чем
невербальных. В разговорной речи чаще всего используется мимика, жесты.
Леворукие интуитивно ориентируются в окружающей среде, используя на-
глядность и предчувствия, хотя они часто путают левую и правую руки. Среди
левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев левша. Таблицу
химических элементов он увидел во сне. Проведенные научные исследования
доказали, что: интеллектуальное развитие левшей не отличается от интеллек-
туального развития праворуких. Даже многие левши показывали более качест-
венный результат. В различных стрессовых ситуациях левша менее подвержен
отрицательному влиянию, у него лучше получается сохранять спокойствие и
самообладание, при этом не терять положительного настроя. А это очень акту-
ально в нашем беспокойном мире, когда каждый день людям приходится пе-
реживать множество стрессов. В сложных ситуациях наших будней леворукие
люди быстрее находят решение проблемы, чем праворукие.
Наряду с этим, у ребенка левши при переучивании, часто возникают
проблемы с речью: задержка формирования лексико-грамматических катего-
рий, фонематического восприятия, умения производить звуко-буквенный
анализ (не узнавание буквы и звука на фоне слова, затруднение в определе-
нии последовательности звуконаполняемости слова), звукопроизношения.
Давно известно, что развитие речи напрямую связано с двигательной
подвижностью пальцев рук. Рекомендуется как праворуким детям, так и лево-
руким развивать пальцы рук уже с первого года жизни с помощью массажа.
Далее учить детей сгибать и разгибать пальчики, вращать кистями рук. Так же
полезны для развития различные пальчиковые гимнастики и игры.
В настоящее время существует множество различной детской и методической
литературы с такими играми. Нам всем хорошо знакома с детства народная
игра «Сорока-белобока». Также для развития мелкой моторики рук очень эф-
фективны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирaмидки, нанизыва-
ние бус, пуговиц и т. д. Необходимо в дошкольном возрасте детям больше ри-
совать, лепить, конструировать, вырезать. Кстати, сейчас продаются специ-
альные ножницы для левшей. Эти ножницы помогут ребенку-левше быстро
научиться правильно резать бумагу. Дело в том, что обычными ножницами
ребёнку с ведущей левой рукой очень трудно работать. Бумага у них не режет-
ся, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.
В дальнейшем, у ребёнка-левши возникают трудности при обучении
письму. Левая рука принимает неправильное положение, закрывается обра-
зец написания, а затем рука движется по написанному, и ребенок не видит,
что уже написал. Так как они держат ручку под другим наклоном, то не все
ручки пишут у ребёнка, а просто царапают бумагу. Поэтому на начальном
этапе дети-левши пишут не так аккуратно и медленно. Не рекомендуется
требовать от них быстрого и безотрывного письма. Необходимо помнить, что
для левшей освещение должно быть с правой стороны. Наклон тетради дол-
жен быть направлен вправо. Ручку необходимо научить держать примерно на
расстоянии 4-х см от наконечника, и ручка должна принимать направление
руки, т. е. быть ее продолжением. При организации рабочего стола необхо-
димо учесть индивидуальность и все особенности ребёнка-левши при письме
и чтении. При письме ребенок может изображать буквы и цифры зеркально,
то есть ребёнок пишет справа налево, еще левша может и читать справа на-
лево. Однако такие моменты возникают только на начальном этапе обучения
грамоте и достаточно быстро проходят. Так что надо запастись вниманием и
терпением к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.
Конечно, сложно родителям и педагогам с правой ведущей рукой обучать
леворукого ребенка, т. к. такие дети испытывают определенные трудности при
обучении и развитии. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помогать ма-
лышам не чувствовать себя подавленными, тревожными, не такими как все.
Хотелось бы порекомендовать, не заострять внимание на леворукости
ребёнка и не совершать никаких действий, что-либо изменить. Главное это
развить в ребёнке уверенность в собственных силах и возможностях. Взрос-
лым необходимо создать благоприятные условия для полноценного развития
маленького человечка, такого особенного и, наверняка, творческого и очень
талантливого.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...
Проблемы леворукости у детей
Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, постоянно притягивающей внимание....
Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними
Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...
Проблемы леворукости. Что делать, если ребенок – левша?
Консультация для родителей...
Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей. Особенности речевого развития устной речи у леворуких детей.
Леворукость ребенка отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Часто переученные дети имеют склонност...
Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"
Семинар-практикум для родителей воспитанников "Детская игрушка - недетская проблема"...
Проблемы переучивания леворуких детей
Автором представлен материал по проблемам, возникающим при переучмвании левшей....