Профилактика дисграфии
статья по логопедии (старшая группа)
В статье представлен опыт работы по профилактике нарушения письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с использованием авторской разработки – рабочей тетради на подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих логопедических занятиях. С помощью тетради учитель-логопед создает игровую ситуацию в рамках лексической темы, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_beznosikova_a.m._-_kopiya.docx | 21.64 КБ |
beznosikova_a.m._-_kopiya.ppt | 2.62 МБ |
statya_beznosikova_a.m._-_kopiya.docx | 337.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Безносикова Анастасия Михайловна
Учитель-логопед
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: В статье представлен опыт работы по профилактике нарушения письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, с использованием авторской разработки – рабочей тетради на подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих логопедических занятиях. С помощью тетради учитель-логопед создает игровую ситуацию в рамках лексической темы, решая при этом коррекционно-развивающие задачи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи (далее ОНР); нарушение письма; дисграфия; профилактика; фонематическое восприятие; зрительный гнозис; графомоторные навыки.
Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.
На сегодняшний день вопросы, связанные с выявлением предпосылок формирования нарушений письма в дошкольном возрасте недостаточно изучены.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития в структуре дефекта наблюдается качественное своеобразие ряда речевых и неречевых психических функций, это дает основание утверждать, что дети с общим недоразвитием речи должны быть занесены в «группу риска» по возникновению дисграфии. Важно выявить таких детей еще в дошкольном возрасте и как можно раньше начать с ними разностороннюю, систематическую, профилактическую работу.
В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления работы:
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
2. Развитие межанализаторного взаимодействия (слуходвигательных, зрительнодвигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
3. Развитие психических функций (зрительного и слухового восприятия, памяти).
4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).
Базовые направления работы определили основу для разработки системы коррекционно-логопедических занятий и рабочей тетради направленной на профилактику возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Целью данной системы занятий является устранение предпосылок дисграфии и формирование функционального базиса процесса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
В основе рабочей тетради лежит принцип деления материала по лексическим темам. Пособие рассчитано на 20 занятий. По 2 занятия на каждую лексическую тему. Всего охвачено 10 лексических тем.
Каждое занятие включает четыре основных направления профилактики дисграфии:
-Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, работа над слоговой структурой слова;
-Формирование графомоторных навыков;
-Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса;
-Развитие зрительного внимания, памяти, а также операций мышления;
Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, слоговой структуры слова предлагаются детям в первой части каждого занятия.
Данные игры и упражнения способствуют развитию умений узнавать и различать звуки, входящие в состав родного языка, фиксировать верное произношение звуков и их различение в свободной речи, совершать звуко-слоговой анализ слов, что в будущем поможет ребенку избежать стойких ошибок в ходе усвоения письменной речи.
Все следующие игры и задания помогают в усвоении грамматических категорий, обогащают словарный запас ребенка, расширяют знания и кругозор, что, несомненно, служит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, развивается целенаправленное внимание, операции мышления, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.
Упражнения и игры, направленные на развитие пальцевого праксиса (мелкой моторики), пространственной ориентации, графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, способствуют усвоению умений правильно держать кисть руки при письме, видеть и различать очертания фигур и символов, ориентироваться на ограниченном пространстве листа.
При выполнении упражнений нужно придерживаться следующей последовательности:
-объяснить ребенку, что такое штриховка и обведение по точкам;
-обратить внимание на то, что направление штриховки обычно указано стрелкой;
-штриховка не должна выходить за границу рисунка; мелкие штрихи должны проводиться на одинаковом расстоянии друг от друга;
-линию рисунка по точкам нужно проводить без отрыва руки от бумаги, если линия не прерывается.
Упражнения на разлинованной части листа могут выполняться по образцу педагога.
Обязательно нужно обратить внимание на то:
- какой рукой ребенок рисует;
-как он работает с образцом. Часто ли смотрит на него или рисует по памяти;
-быстро или медленно проводит линии;
-попадает ли линиями в уголки клеток.
Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3-4 минут с перерывом на пальчиковую гимнастику, так как концентрация внимания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи снижена.
Тексты пальчиковой гимнастики и речи с движениями представлены по каждой лексической теме.
Материал пособия подобран с учетом воспитательной направленности. Содержание иллюстраций, текстов позволяет более успешно проводить социализацию ребенка, развивать коммуникативные навыки, ориентироваться в явлениях общественной жизни.
В пособии представлены упражнения разной степени сложности. При организации занятий следует использовать вопросы и задания (их читает сам педагог), соответствующие возможностям ребенка, и заранее определять, какие из них он может выполнить самостоятельно, а какие с помощью педагога.
Результаты апробации системы коррекционно-логопедических занятий по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития свидетельствуют о ее эффективности.
Разработанная система коррекционно-логопедических занятий может использоваться для оптимизации логопедической работы в условиях коррекционных и общеразвивающих дошкольных образовательных организациях, для своевременного выявления детей старшего дошкольного возраста, предрасположенных к нарушению письма, и осуществления профилактики дисграфии.
Список литературы
- Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Текст: сборник домашних заданий для преодоления нарушений фонематической стороны дошкольников / З. Е. Агранович. СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 150 с.
- Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007 -340 с.
- Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи Текст. : пособие для логопеда / Г. А. Каше. М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
- Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи Текст. / Р. Е. Левина. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 115 с.
- Парамонова, Л. Г. Упражнения для развития письма Текст. / Л. Г. Парамонова. СПб.: Дельта, 2001. – 206 с.: ил
- Юрова, Е. В. 250 упражнений для развития устной речи Текст. / Е. В. Юрова. -М.: ACT: Астрель, 2000. - 255 с.: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо Один из базовых школьных навыков. Это сложный интегративный навык. Процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций.
Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом обозначает – такую форму речевого дизонтогенеза, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Функции речи: коммуникативная, регулятивная, указательная, номинативная, эстетическая
Цель: устранение предпосылок дисграфии и формирование функционального базиса процесса письма.
Основные направления Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, работа над слоговой структурой слова. Формирование графомоторных навыков. Развитие зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса. Развитие внимания, памяти, а также операций мышления. совершенствование лексико-грамматического оформления речи
Используемые ресурсы :
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для профилактики дисграфии.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия | "Угадай кто это"; "Где позвонили"; "Часовой"; "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!"; "Улавливай шёпот"; ритмический рисунок. |
Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики. | Массаж, самомассаж; Пальчиковая гимнастика; Пальчиковые игры; Игры со счетными палочками; «Воздушное письмо»; «Чудесный мешочек»; «Телесные фигуры»; Ниткография; «Рисуем фигуры на спине и ладонях». |
Игры и упражнения для развития высших психических функций | Развитие внимания и мышления «Назови предмет»; «Четвертый лишний»; «Найди фигуру» (выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур); «Узнай по контуру»; «Силуэты»; «Найди отличия»; «Наложенные предметы»; «Зашумленные предметы»; «Найди пару» (найти одинаковые предметы, объекты); «Что не дорисовал художник?»; «Что неправильно нарисовал художник»; «Прятки» (найти спрятанные в рисунках предметы); «Эталоны» (найти и соотнести предмет с геометрической фигурой); «Разрезные картинки»; «пазлы»; «заплатки» (синтезировать реальные изображения предметов); «Лабиринты». Развитие зрительной памяти. «Цветные фигуры» (запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги); «Волшебные палочки» (запомнить расположение палочек затем восстановить порядок их расположения на столе); «Найди отличия»; «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Сделай, как было» (восстановить порядок расположения). |
Пример двух коррекционно-логопедических занятий по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития. (выписка из перспективного плана)
Тема занятия | Содержание | Задачи |
Новый год |
| - Закреплять умение рисовать наклонные линии в ограниченном пространстве (клетке); - Развивать навыки звукового анализа: выделение согласного в конце слова; -Отрабатывать навыки ориентировки в микро - пространстве (на листе); - Развивать чувства ритма; - Развивать координацию движений пальцев рук, произвольность; - Развивать зрительное внимание; операции мышления – сравнение. - Закреплять словарь по теме: новый год, елка. |
Зимующие птицы |
| - Развивать направленные движения руки; - Развивать умение штриховать в разных направлениях одним движением руки не выходя за контур изображения предмета; - Развивать фонематическое восприятие; - Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги; - Развивать операции мышления - умение находить закономерность; - Закреплять словарь по теме: ворона, снегирь, сорока, голубь, синица, зимующие птицы. |
Рис. 1. Пример занятия из рабочей тетради по теме: «Новый год».
Рис. 2. Пример занятия из рабочей тетради по теме: «Зимующие птицы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....