Индивидуальное занятие по дифференциации звуков ш-ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Черных Татьяна Васильевна

Автоматизация   Ш-Ж в слогах, словах. Упражнять в дифференциации   согласных звуков  по звонкости-глухости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_sh-zh_2.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели.

1.Уточнение правильной артикуляции звуков Ш-Ж,  закрепление изолированного варианта звуков. Автоматизация   Ш-Ж в слогах, словах. Упражнять в дифференциации   согласных звуков  по звонкости-глухости.

 2.Развитие навыков звукового анализа и синтеза: учить выделять первый и последний звук слова, определять  местоположение звука.

 3.Закрепление навыков счёта в пределах 10,   знаний количественных и порядковых числительных; умения определять пространственные отношения: верх, низ, слева, справа, рядом,  между, перед, после.

4. Совершенствовать навыки употребления в речи слов с противоположным значением.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики зрительной памяти.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятиях.  

Оборудование:

картинки:   карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь,  лимон.  

Зеркало, колокольчик,  аудиозапись стихотворения,  перфокарта (7 прорезей).

Картинка с наложенными изображениями животных, предметов посуды, инструментов, птиц, конфет.

Задание 1."Слова-неприятели".

Сегодня к нам в гости пришёл мальчик, который всё делал наоборот. (Педагог показывает ребёнку картинку с изображением мальчика).  Мама просит его подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает. Ему говорят холодно, а он  жарко.

Ему говорят большой, а он -….

здоровый-…

твёрдый-…

глухой-…

грязный-…

можно-…

трудно-…

редко-…

рано-…

входить-…

спрашивать-…

          Этого мальчика так и назвали  Мальчик-Наоборот. Так как он говорил и делал всё неправильно, жилось ему очень тяжело, трудно.  Вот послушай, что с ним произошло. (Прослушивание фонограммы.  Записаны выделенные курсивом слова ).

Задание 2. "Следи за словами".

Непослушные вещи.

- Новый жилет   поутру от меня убежал?

Случайно не знаете, с кем он сбежал?

- Жаба сегодня надела   его

И поскакала в  болото своё.

-Вчера на столе карандаш мой лежал.

Куда он, скажите, сегодня сбежал?

-Серая мышь  писала карандашом,

И  закатила   куда-то потом.

шапка? Куда моя шапка пропала?

Неужто и шапка сегодня сбежала?

Быстрый  жук, залетев на минутку,

Взял твою шапку и сшил себе шубку.

Посмотри, пожалуйста,  на эти картинки. Давай я назову их. Это карандаш, лиса, жук, шуба, шапка, жаба, мышь,   лимон.  А вот это   жилет, запомни.   Послушай ещё раз, что произошло с мальчиком. И как только услышишь в стихотворении   название предмета, изображенного на одной из этих картинок, возьмёшь её и положишь рядом с собой. Будь внимателен, следи за словами.

 (Логопед читает, выделяя голосом слова: жилет, жаба, карандаш, мышь, шапка, жучок, шуба. Затем проверяет правильность выбора).

Назови, какие картинки остались. Послушай названия, отобранных картинок: шапка, жук, жилет, жаба, карандаш, мышь, шуба.

Сегодня на занятии мы будем с тобою говорить о звуках Ш, Ж. Будем их правильно произносить.

 

Задание 3. "Положи, как я скажу".

  А теперь разложи  эти картинки, как я скажу.

-На середину полоски положи шапку.

-Справа от шапки положи картинку с жабой.

-Перед шапкой  - жилет.

-В начале полоски положи жучка.

-Между жучком и жилетом -  шубу.

-В конце полоски - карандаш.

-После жабы и перед карандашом  положи картинку с мышью.

Молодец, разложил, так как я сказала.

-Посчитай сколько картинок на полоске.

-Покажи первую…, третью…, последнюю.

-Какая по счёту жаба?

-Покажи картинку, которая находится между шапкой и мышью.

Отлично справился с заданием!

Задание 3. Артикуляция звуков Ш, Ж.  

А сейчас давай вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук –Ш-: (Педагог показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука –Ш-):

-губы округлить и слегка вытянуть вперёд;

-широкий язычок поднять вверх и сделать «чашечку»;

-тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

-горлышко «молчит»: Ш-Ш-Ш.

Звук Ш - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, и глухой  (горлышко не работает).

 А как же мы произносим звук –Ж-:

-губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

-широкий язычок наверху и образует «чашечку»;

-тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

-горлышко «работает»: Ж-Ж-Ж

Звук Ж - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), всегда твёрдый, и звонкий  (горлышко работает, как колокольчик).

Задание 4. «Горлышко болит».

А) Я попросила Мальчика-Наоборот повторить названия предметов на картинках, а он сказал:  «Горлышко болит…». И говорил вот так: произносил только первый звук слова, а остальные звуки только губами, без голоса. Попробуй и ты сказать так же -  произноси только первый звук.

(Педагог показывает картинки, лежащие на полоске:  жук,  шуба, жилет,  шапка, жаба).

          Б) Затем Мальчик-Наоборот сказал: «У меня горлышко болит ещё сильнее. Я буду произносить только последний звук слова. Попробуй и ты сказать так же -  произноси только последний звук слова.

(Педагог показывает картинки, лежащие на полоске:  мышь, карандаш).

        Затем Мальчик-Наоборот прошептал, что у него так разболелось горлышко, что ему надо отдохнуть. Давай и мы с тобой немного отдохнём.

Разминка.

А сейчас я предлагаю тебе немного отдохнуть.  

-встань-дотронься правой рукой до левого уха - 3 раза подпрыгни;

-сядь-встань-попрыгай на одной ноге;

-попрыгай на одной ноге - подними руки вверх - сядь;

-закрой глаза - дотронься левой рукой до правого плеча - затем хлопни в ладоши;

-встань – подпрыгни - сделай наклон право;

-подпрыгни - сделай наклон влево - сядь.

 Встань  и сделай то, что  я  скажу: если услышишь слово со звуком –ш- подпрыгни и  подними левую руку, когда услышишь слово со звуком –ж- подпрыгни и подними правую руку. Давай попробуем: шапка, жук, карандаш, жаба, мышка,

 

 Задание 6. Глухие - звонкие звуки Ш-Ж.    Изолированный вариант.

А) Перфокарта.  Послушай следующее задание: я буду произносить слова со звуками: Ш, Ж. А ты,  услышав слово с  звуком Ш,  обозначишь этот глухой звук таким знаком  (педагог показывает синий кружок без колокольчика), услышав  слово со  звуком  Ж, обозначишь этот звонкий звук вот так  (педагог показывает синий кружок с колокольчиком. Слова: шок, кожа, ножи, кашка, лужа,  жало, шутка).

Давай проверим, правильно ли ты выполнил задание. Вынем листок из карточки.

Посмотри,  у нас получились два ряда знаков. Покажи верхний ряд…, в нём твои знаки.  А в нижнем мои ответы. Давай,  их сравним, если все знаки одинаковы, значит, ты не ошибся и правильно выполнил задание. Сравним первые знаки в обоих рядах…, теперь вторые… они одинаковы? и т.д.

Молодец. Ты правильно справился с этим сложным заданием.

Б) Попеременное произнесение.

Итак, ты обозначал звук Ш - вот таким знаком (показ синего круга без колокольчика), а звук Ж - вот таким (показ синего круга с колокольчиком).

(Педагог привлекает внимание ребёнка к предыдущему заданию). Смотри на эти знаки и произноси звуки, которые ты обозначал (Ш Ж Ж Ш Ж Ж Ш).

В) Перфокарта. Самостоятельное выделение звуков.

Давай возьмём карточку с картинками, которые мы отобрали в начале занятия. Попробуй сам обозначить с помощью  знаков (синий кружок с колокольчиком и без него) звуки Ш Ж в этих словах.

Задание 7. Глухие-звонкие звуки  Ш-Ж.  Слоги.  

Мы с тобой узнали, что:

Есть звонкие звуки и звуки глухие.

И те и другие совсем неплохие.

Глухие – без голоса можно шептать,

А с голосом звонкие громко кричать.

Сейчас мы будем повторять слоги   с глухим звуком Ш и звонким Ж.  

Будь внимателен:

ша-жа    жа-жа-ша   жа-ша-ша      жа-ша-жа

жа-ша    ша-жа-жа   ша-ша-жа      ша-жа-ша      

Задание 8. «Живое-неживое». Глухие-звонкие звуки  Ш-Ж. Слова.

Посмотри на эти картинки и подумай, есть ли здесь предметы,  о которых можно спросить: кто это? Назови эти картинки, выделяя голосом звуки –Ш-  -Ж-. К каким предметам, изображённым здесь подходит вопрос: что? Назови их, выделяя голосом звуки –Ш-, -Ж-.

  Задание 9. «Определи место звука в слове».

                Скажи, где находится звук Ш  в слове шапка, а в слове мышь?    (Аналогично ряд слов).

Итог.                      

 Мальчику-Наоборот очень понравилось,  как ты занимался. Особенно ему понравилось то, что ты всегда правильно выполнял задания и не делал всё наоборот. И он решил тоже измениться и стал вот таким. (Педагог показывает рисунок мальчика - весёлого, доброго, опрятного).          

Наш гость приготовил  тебе сюрприз. Послушай и догадайся, что он принёс: «Они бывают большие и маленькие, круглые и квадратные, овальные и прямоугольные, мягкие и твёрдые, кисленькие и сладкие. Их очень любят дети и взрослые… Догадался о чем я говорю?» (В случае затруднения ребёнку предлагается картинка с наложенными изображениями животных, инструментов, посуды, одежды, среди которых есть контурное изображение конфет).                                              

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж  с испльзованием звуковых схем - таблиц...

Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж

Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж ...

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков р-л. Младший школьный возраст.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков р-л. Младший школьный возраст....