Консультация для педагогов на тему: "Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
консультация
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их признаки, производимые с ними действия. Поэтому нужно использовать метод мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konultatsiya_po_mnemotehnike.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Колокольчик»
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Консультация для педагогов на тему:
«Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Балиахметова Ю.А.
2022 - 2023 уч. год
«Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.
Проведя ряд наблюдений и бесед, мы сделали вывод, что в речи детей существуют множество проблем:
- Речь состоит в основном из простых предложений, сложные предложения выстроены грамматически неправильно.
- Недостаточный словарный запас.
- Глаголы и прилагательные очень часто не согласованы с существительными.
- Детям тяжело правильно сформулировать вопрос и ответ на вопрос.
Исходя из таких результатов, мы считаем необходимым развивать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, последовательно составлять описательные рассказы и пересказы.Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Поэтому нужно использовать метод мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает детям образовывать дополнительные ассоциации.
На занятиях по развитию речи я использую мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для изготовления этих схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса - состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Работа по мнемотехнике начинается от простого к сложному. Дети проводят ассоциативные связи.
Принцип работы с мнемотаблицей:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Например: при заучивании стихотворения мы берем заранее подготовленную мнемотаблицу, читаем стихотворение, показывая на ассоциативные картинки. Другой метод, не менее эффективный: читаем стихотворение, при повторном чтении стихотворения вместе с детьми зарисовываем ассоциативные картинки.
Зрительный образ, сохранившийся у детей после прослушивания, сопровождающегося просмотром ассоциативных рисунков, позволяет намного быстрее запомнить стихотворение.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом при обучении составлению описательных рассказов. Мы предоставляем детям готовую мнемотаблицу, разбираем её (очень важно, чтобы дети понимали значение каждого символа), затем составляем описательный рассказ (вначале все вместе, затем индивидуально каждый).
При составлении рассказов мы придерживаемся определенных этапов:
1. развивать умение детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами.
2. учить самостоятельно заполнять таблицу, используя символы, используем таблицу, как план рассказа.
3. закрепление изученного материала путем повторения рассказа с опорой на составленную таблицу.
Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Так же активному развитию речи и обогащению словарного запаса способствует отгадывание загадок. Отгадывание загадок предполагает наличие представлений о целом ряде предметов и явлений. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен – хорошо ли он уже познакомился с окружающим миром? Методика проведения работы с загадками по мнемодорожкам такая же что и по составлению рассказа.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
• мощное развитие визуального мышления;
• выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
• формирование способности к эффективному самостоятельному обучению (самостоятельная работа участников) - индивидуальные карточки.
Таким образом, использование мнемотаблиц дало положительный результат:
• появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появился интерес к заучиванию стихов;
• словарный запас вышел на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...
Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Работа по самообразованию на тему"Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
2016-2017; 2017-2018 уч год...
Консультация для педагогов на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все ...