Выступление на педагогическом совете «Использование ИКТ в логопедической работе с детьми»
консультация по логопедии

Воробьева Олеся Валерьевна

Данный материал содержит материал,доказывающий эффективность использования ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ в логопедической работе.24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Звездочка» комбинированного вида»

Выступление на педагогическом совете

«Использование ИКТ в логопедической работе с детьми»

                                                                                                                   Учитель-логопед

                                                                                                                    Воробьева О.В.

Ноябрь

2019 г.

   Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений – необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления нашей профессиональной деятельности.

   Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем — такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ» (В.В. Путин)

   Современная педагогическая наука и практика ориентирует педагогов на осуществление деятельности по активизации познавательных способностей детей, для чего применяются различные педагогические средства и технологии, среди которых следует выделить информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), чье применение непосредственно связано с техническими устройствами. При использовании ИКТ повышается интенсивность образовательного процесса, его информационная насыщенность, возрастает активность обучающихся - это объясняется тем, что средства визуализации информации включают большее число механизмов чувственного восприятия, чем традиционные средства.

Преимущества ИКТ:

− ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

− движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

 − обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно- образное мышление детей дошкольного возраста;

 − слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

 − также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (звуки природы, работа транспорта и др.);

− побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

− ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших дошкольников.

   Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применяемые информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

   В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

   Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

    Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По данным исследований, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации.  

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного материала — одна из веских причин задуматься об использовании компьютерных технологий.    

         Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике.

     Компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

    Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

       Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является - мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

       С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников в детских садах учителя-логопеды стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению интереса к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Учитель-логопед не только использует компьютерный материал на своих занятиях, но и дает возможность родителям, которые имеют дома компьютер, продолжить с ребенком занятия в выходные дни. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

     Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, ведение документации (анкеты, речевые карты, индивидуальные карточки с заданиями, конспекты занятий по темам) в электронном виде, создание презентаций по лексическим темам: «Одежда», «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные» и т.д., облегчает работу, сокращает время, затрачиваемое учителем-логопедом на ведение необходимой документации.

         Осознанное отношение ребенка к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить – одна из центральных задач в логопедической работе. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить компьютерные программно-методические средства. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать логопед, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», которые предназначены для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста и позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.    

     В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

- звукопроизношение

-просодические компоненты речи

-фонематический анализ и синтез, фонематические представления

- лексико – грамматические средства языка

- артикуляционная моторика

- мелкая моторика

- связная речь

На логопедических занятиях в речевой группе   работа с использованием компьютера проводится фрагментарно, т.е. отрывочно. При этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья детей: использование новых моделей компьютера; работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); включение в работу зрительной гимнастики и игр, направленных на профилактику нарушений зрения.

Для работы над звукопроизносительным компонентом речи используются презентации, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с дошкольниками.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала для детей с нарушениями речи, считается мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

   На логопедических занятиях я активно использую авторские презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

Использование презентации позволяет на лексических, фронтальных и индивидуальных занятиях привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Она позволяет не только предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации.

Применение презентаций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и существенно сократить время на дифференциацию смешиваемых звуков. Разработанные таким образом занятия применяются мной для: развития речевого дыхания; автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи; дифференциации звуков; пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем; развития связной речи и познавательных способностей.

 В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ. Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идет лучше. Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т.д.). В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной.

При проведении артикуляционной гимнастики на лексических и индивидуальных занятиях используется презентация с демонстрацией артикуляционных упражнений и презентация «Сказка о веселом язычке» и «Азбука в картинках», «Уроки тетушки Совы», «Логопедические игры» (диск), и др.

Не каждая игра подходит для комплексно-тематического построения образовательной деятельности с детьми-логопатами. Поэтому создаются на каждом занятии презентации, разработанные с учётом особенностей развития дошкольников с нарушением речи, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Создавая и используя мультимедийные презентации, учитывается своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных.

При разработке занятий чаще всего используются герои сказок и мультфильмов, которым дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь (Машенька, Незнайка, Гномы, Добрый Друг Ёжик и др.).

Преимуществом применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности.

Этап автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала и вызывает у детей утомление однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков. При автоматизации звуков в словах я использую задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, например, «4-й лишний», «Что изменилось», «Чей детеныш», «Времена года», «Веселый язычок», и др.

       При проведении артикуляционной гимнастики дети быстро устают от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений. Поэтому   им  предлагаются презентации, в которых после правильно выполненных упражнений на экране происходит какое-либо поощряющее действие.

   Упражнения на выработку правильного диафрагмального дыхания, направленной воздушной струи определённой длительности выполняем с помощью игр «Мыльный пузырь», «Шарик лопнул» и т.д.

Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительную усталость, позволяет переключиться с одного вида деятельности на другой.

На любом занятии должно быть обязательное переключение видов деятельности, обеспечение двигательного режима (требования ФГОС). Как сделать это интересно, с пользой и без особой специальной подготовки? Для этого нужно включить в систему занятий динамические упражнения с использованием музыкальных презентаций – музыкальных физминуток.  Использование данной современной технологии актуально, так как здесь совмещается ИКТ + здоровьесбережение. Вы предлагаете ребёнку (детям) повторять движения за двигающимися на экране персонажами (и можете сами показывать ребёнку образец движений).  Во время выполнения данного упражнения включаются все виды анализаторов: зрительный, слуховой, двигательный. Развивается чувство ритма, общая координация движений, повышается тонус и настроение, сбрасывается общее напряжение. В общие движения под музыку можно включить артикуляционные и мимические – открывать рот, имитировать жевание и глотание, щёлкать зубами, хмуриться и т.д. По сути, это не только логоритмическое упражнение, но и психогимнастика. Психологические моменты: дети самовыражаются через движения, снимаются зажимы, регулируют свои эмоции. Ребёнок учится передавать движениями характер персонажей песенки.  Немаловажна и мотивационная составляющая данных упражнений – дети с удовольствием ждут следующих занятий, спрашивают, будет ли сегодня новая песенка или просят включить уже знакомую, полюбившуюся им музыкальную презентацию, подпевают.  Такие упражнения хорошо действуют и на  неговорящих детей, плохо идущих на контакт. Воздействие музыки и движений творят чудеса!

     Важное место в моей коррекционно-логопедической деятельности занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.

     Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.  Компьютерные программы и игры, используемые в моей коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи: «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Звуковой калейдоскоп» и др.

    Информационные технологии существенно помогают логопеду в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей с нарушениями речи.

Таким образом, я считаю, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

   Вывод: использование ИКТ на занятиях по логопедии позволяет разнообразить и оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, решая одновременно несколько задач, направленных на разностороннее развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Выступление на педагогическом совете. Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.

Выступление на педагогическом совете.Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП....

Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...

Выступление на педагогическом часе «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»

Одним из важнейших направле­ний коррекционно-развивающей ра­боты является формирова­ние представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нару­шениями интеллектуального разви...

Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также  активизировать речь ребенк...

Выступление на педагогическом совете «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже вр...