Семинар - практикум для родителей "Развиваем пальчики-развиваем речь"
консультация (средняя группа)

Позднякова Ольга Ивановна

Консультации для родителей "Развитие мелкой моторики", игры, помогающие заговорить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_palchikami.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

     

Семинар-практикум для

родителей на тему:

                        «Играем пальчиками»

                               Подготовила: учитель-логопед Позднякова О.И.

                               

             

                           

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
.

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  2. Научить элементам пальчиковой гимнастики.
  3. Познакомить с элементами кинезиологии.

Ход семинара-практикума:

I. Беседа с родителями.

II. Рассматривание вопросов значения развития мелкой моторики, в частности пальчиковой гимнастики и элементов кинезиологии, в психофизическом развитии ребенка.

III. Практические игры.

IV. Заключительная часть.

V. Анкетирование родителей по итогам семинара-практикума.

Оборудование: пальчиковые игры «Пальцеход», «Нитяные узоры», шнуровки, «Сухой бассейн»(с разными наполнителями: крупа, зернобобовые), мешочек с предметами.

Ход:

I. Беседа с родителями. 

Вопросы:

  1. Занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
  3. Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?

II. Рассматривание вопросов значения развития мелкой моторики, в частности пальчиковой гимнастики и элементов кинезиологии, в психофизическом развитии ребенка.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность.

Как проводить занятия дома?

  • Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
  • Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
  • После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день. Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

В по

 III. Практическая часть.

(Проведение пальчиковых игр с родителями.)

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

  • Игра «Волшебный мешочек».

Родителям предлагается взять любой предмет из мешочка и придумать игры с ним для развития мелкой моторики рук.

  • На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте

выложить из них любой рисунок — солнышко, домик, цветок. Выкладывание

узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

  • Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие:

- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

  • Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки, соломинками.

Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое.

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников дня Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке — пирожное,

Ну а мне — мороженое.

  • Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
  • 6. Игры с прищепками:

Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы.

Можно чередовать цвета.

«Кус – кус» – поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.

Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда – сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что- нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь от наших лап!

  • Игры с бигудями:

Использовать как массажёр, катая их между ладошками.

Цепляем друг за друга – получается конструктор

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

  • Игры с зубными щётками

Растираем зубной щёткой сначала подушечки пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.

Я возьму зубную щётку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

  • Игры с пуговицами

«Лыжники» - вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника

Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

  • Игры с резиночками

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки»

  • Игры с мячиками - ёжиками

Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Пальчиковые игры.

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.)
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики

Мальчик-пальчик.

(Пальцы сжаты в кулачок)
– Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
– С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

Элементы кинезиологии.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма, развивают мышцы руки.

  Сказка «Два котёнка»

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения 
«Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения«Кошка» левой рукой со словами).Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнениеупражнения «Кошка» в быстром темпе).
Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (
выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции. И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо» поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»),он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.
Тогда Уголек стал его примерять (
Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним(упражнение 
«Кошка»).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.
Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру
(упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка» положение правой и левой : левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить рук; ускоряя скорость).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд 
(упражнение «Лягушка»:(смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

IV. Заключительная часть.

Логопед подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

V. Анкета.

  • Интересна ли была тема семинара-практикума?
  • Что полезного для себя Вы узнали?
  • Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  • Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?




   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....

Мастер-класс для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь»

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики...

Семинар-практикум для родителей «Играя пальчиками, развиваем речь»

Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли развития мелкой моторики рук на развитие речи детей....

Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»

Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»...

Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.

Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...

Мастер-класс для родителей "Развивая пальчики - развиваем речь"

Практически все знают понятие «мелкая моторика», и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальч...