Викторина "Разноцветное лето"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Сценарий тематической викторины "Разноцветное лето" для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_leto.docx | 713.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 69»
г. Энгельса Саратовской области
Сценарий тематической викторины
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему:
«Разноцветное лето»
Составил учитель-логопед
Ропотова А.А.
2020 г.
Викторина «Разноцветное лето» может быть использована воспитателями коррекционных и общеобразовательных групп с детьми старшего дошкольного возраста, воспитателями групп продленного дня, учителями-логопедами детского сада.
Вопросы и задания в конкурсах подобраны от простого к сложному, от вопросов репродуктивного характера к вопросам познавательно-поискового направления. Простые вопросы используются для активизации мыслительной деятельности детей, а также создания ситуации «успеха». Более сложные вопросы позволяют выявить уровень познавательно-речевой компетентности детей по теме: «Лето». Если дети дают неверный или неполный ответ, педагог может обратиться за ответом к другой команде, переформулировать вопрос, использовать наводящие вопросы. Оценивать ответы детей может как сам ведущий, так и жюри. В части заданий вводится регламент времени. За каждый верный ответ начисляется один балл (можно использовать карточки «солнышки»).
Цель: Закрепление знаний о летнем времени года, развитие фонетико-фонематических представлений, лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Задачи: Закрепить названия предметов, групп предметов, явлений.
Закреплять умение находить общий звук в словах с разной звуковой позицией, подбирать слова с заданным звуком. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закреплять навыки словоизменения, словообразования. Развивать умение строить сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
Развивать навыки владения мыслительными операциями обобщения, исключения, умения делать выводы и аргументировать свой ответ.
Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, образное и логическое мышление, вербальную память, творческое воображение.
Создать радостное настроение, воспитывать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные навыки.
Оборудование:
•эмблемы команды на каждого участника; фонограмма песни из мультфильма "Вот оно какое наше лето...";
•картинки с изображением крапивы, подсолнуха, одуванчика, подорожника и еще нескольких растений (или презентация с изображением названных растений); указка; магнитная доска, (или наборное полотно, или мольберты, или мультимедиа);
•воздушные шарики по количеству участников;
•магнитная доска для наглядного материала и для учета боллов («Солнышков»), проектор.
Содержание: Звучит фонограмма песни "Вот оно какое наше лето...".
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители! Ребята и взрослые! Вы приглашены на викторину "Разноцветное лето", посвященную этому прекрасному времени года.
Сегодня в летней викторине соревнуются 4 команды с летними названиями: команда «Пчелки», команда «Ягодки», команда «Ромашки» и команда «Васильки». Давайте поприветствуем их.
Входят команды. У каждого участника прикреплен бейдж с эмблемой команды.
Ведущий: А теперь ребятки есть для вас загадки. Вам предстоит отгадать, о каком растении говорится, и найти изображение этого растения среди картинок.
I. «Назови растение»
Детям предлагаются иллюстрации растений, которые выставляются на магнитные доски или демонстрируются с помощью проектора.
Ведущий:
1) Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво? Это же ...
Ответ : Крапива
2)Посадили зернышко –
Вырастили солнышко
Ответ: Подсолнух.
3)Он широк и неказист,
У него в прожилках лист,
Он прослыл как травка-лекарь,-
Скажет каждый вам аптекарь.
А растет он вдоль дорожек,
Потому что …
Ответ: Подорожник.
4) На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерок прошуршал
И развеял это шар.
Ответ: Одуванчик
II. «Подбери признаки»
Ведущий: Лето – это прекрасное время года! Давайте сейчас попробуем описать подробно, какое же оно, лето?
Ведущий задает вопрос и каждая из команд называет по одному из признаков
А какое солнце летом? (яркое, теплое, горячее, ласковое).
Небо - голубое, высокое, светлое, безоблачное …,
Трава - мягкая, нежная, свежая, молодая, зеленая ...,
Птицы - сытые, веселые, радостные, проворные ... ,
Вода в реке - голубая, прозрачная, теплая, приятная ... .
III. «Воздушный шар»
Ведущий: Ребята, вы наверняка все любите воздушные шары. Они такие же яркие, красивые и пестрые, как само лето. А кто вам их обычно надувает? Сейчас мы посмотрим, как вы сами справитесь с этой задачей.
Ребята надувают воздушные шары, которые в конце забирают с собой.
IV. Игра «Скажи ласково»
Ведущий: Ребята, я буду говорить каждой команде слово, а вы в ответ называете его ласково. Например, я говорю вам «туча», вы отвечаете – «тучка».
Малина – малинка,
Калина – калинка,
Брусника – брусничка,
Ежевика – ежевичка,
Цветок – цветочек,
Гриб – грибочек,
Солнце – солнышко,
Боровик – боровичок,
V. «Четвертый лишний»
Ведущий: Следующее задание «Четвертый лишний». Ребята, вам нужно из четырех слов выбрать одно «лишнее» слово, которое «не дружит» с остальными тремя словами и объяснить свой выбор.
1) Клен, тополь, сосна, ива.
Ответ: Лишнее слово – «сосна», потому что сосна – хвойное дерево, а тополь, клен и ива – лиственные деревья.
2) Сарафан, шуба, майка, шорты.
Ответ: Лишнее слово – «шуба», потому что это зимняя одежда, а сарафан, шорты и майка – летняя одежда.
3) Пчела, ласточка, муравей, комар.
Ответ: Лишнее слово - «ласточка», потому что это птица, а пчела, муравей, комар – насекомые.
4) Клевер, малина, крыжовник, смородина.
Ответ: Лишнее слово – «клевер», потому что это растение, а малина, крыжовник, смородина – ягоды.
VI. Физ. минутка «Речка»
Ведущий: Ребята, давайте немного подвигаемся и представим, что мы пришли на речку искупаться.
Дети выходят в круг.
К речке быстрой мы спустились (маршируют на месте),
наклонились и умылись.(наклон и жестами умываются)
Раз, два, три, четыре вот как славно освежились.(встряхнули кистями рук)
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз, это брасс.(движения рук в стороны)
Одной, другой это кроль.(попеременно каждой рукой)
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой. (маршируют на месте и расходятся по местам)
VII. «Найди общий звук»
Ведущий: Дорогие конкурсанты, вам необходимо услышать и назвать общий звук в трех «летних» словах, которые я произнесу. Готовы?
1) Какой звук объединяет слова «солнце», «сад», «песок»?
Ответ: Звук «С».
2) Какой звук «живет» в словах «лето», «пляж», «калина»?
Ответ: Звук «Ль».
3) Какой общий звук есть в словах «луч», «речка», «чайка»?
Ответ: Звук «Ч».
4) Звук, который звучит в словах «радуга», «загар», «жара»?
Ответ: Звук «Р».
VIII. «Скажи наоборот»
Ведущий: Летом много насекомых и паучков и они все такие разные. Давайте их сравним.
Стрекоза большая, а мошка (маленькая).
Жук летает быстро, а муравей ползает (медленно).
У бабочки усики длинные, а у пчелы (короткие).
У осы крылья узкие, а у шмеля (широкие).
Муха вредное насекомое, а пчела (полезное).
У шмеля спинка мохнатая, а у осы (гладкая).
Божья коровка охотится днем, а пауки (ночью).
У пчелы ножки толстые, а у комара (тонкие).
IX. Блиц-опрос «Ответь быстро»
Ведущий: А теперь блиц-опрос. Ответ на вопрос необходимо давать быстро, одним словом, чтобы за минуту успеть ответить на все вопросы.
I команда
1) Освещает и согревает Землю?
Ответ: Солнце.
2) Растут на клумбе?
Ответ: Цветы.
3) Насекомое, похожее на пчелу?
Ответ: Оса, шмель.
4) Предмет для ловли бабочек?
Ответ: Сачок.
5) Наступает после весны?
Ответ: Лето.
II команда
1) Без ног идет?
Ответ: Дождь.
2) Сильный дождь?
Ответ: Ливень.
3) Появляются на асфальте после дождя?
Ответ: Лужи.
4) После дождя на небе?
Ответ: Радуга.
5) Ягода черного цвета?
Ответ: Ежевика, черная смородина.
III команда
1) На нем у воды играют, лежат, загорают?
Ответ: Пляж.
2) Птица, летающая над морем?
Ответ: Чайка.
3) Летние коньки?
Ответ: Ролики.
4) Наземный транспорт с педалями?
Ответ: Велосипед.
5) Продавщица цветов?
Ответ: Цветочница.
IV команда
1) Вода, падающая с высоты?
Ответ: Водопад.
2) Головной убор от солнца?
Ответ: Панама, бейсболка.
3) Тот, кто рыбу ловит?
Ответ: Рыбак, рыболов.
4) Пчел разводит?
Ответ: Пчеловод.
5) Работает под водой?
Ответ: Водолаз.
Ведущий: Подходит к концу наша викторина «Разноцветное лето». А теперь подведем итоги.
Идет подсчет заслуженных «солнышков», обратная связь, и под композицию «Вот оно какое наше лето…» завершаем мероприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Лето, лето, лето..."
Сценарий музыкально - спортивного праздника ко Дню защиты для детей саршего дошкольного возраста....
Развлечение- «Лето, лето, сказочное лето!
«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голов...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –16.05. 2016.- 20.05..2016) Группа средняя Тема: «Лето, лето, ты какого цвета?» Цель: Формировать обобщенные представления о лете как времени года, признаках лета. Расширять и обогащать предст
Планирование работы на неделю...
Фотовыставка для родителей «Лето, лето, лето – это много света»
Оформление выставки в летний период...
Прогулка "Снег летает, летает, летает..."
Зимняя прогулка в подготовительной группе...
Летний досуг в подготовительной группе на тему: Лето. Признаки лета. Летняя экскурсия «Лето красное пришло...» для детей подготовительной к школе группы.
Цель — уточнение и дальнейшее расширение первичных естественно-научных представлений (времена года. Лето. Признаки лета).Оборудование: коврики, панамки, схема плетения венка.Предварительная...
Динамическая игра-разминка на развитие звуковысотного слуха «Лето яркое, лето теплое, лето звонкое…» (авторская разработка)
Игра разминка для детей младшего и среднего возраста...