Конспект ОД в подготовительной группе "Мамина буква"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Морозова Ольга Борисовна

Образовательная деятельность по обучению грамоте и формированию лексико-грамматических средств языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_mamina_bukva.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

в подготовительно группе компенсирующей направленности

Тема: «Мамина буква»

Задачи:

  • закрепить у детей знания о звуках [м], [м’];
  • уметь давать характеристику звукам с опорой на таблицу;
  • закрепить навык различения на слух мягких и твёрдых звуков;
  • учить употреблять существительные в именительном и родительном падежах;
  • продолжать упражнять детей в составлении звуковых схем и определении места звука в слове;
  • закрепить зрительные представления о букве М;
  • развивать умение работать с кассой букв, составлять и читать слова с изученными буквами;
  • совершенствовать у детей просодические компоненты речи;
  • продолжать учить составлять связные высказывания, говорить распространёнными предложениями;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать чувства сопереживания, любви к близким людям.
  • Оборудование:

Таблица для характеристики звуков, «звуковая волна», индивидуальные картинки на звуки М, М’, модели слов, кружки для составления звуковых схем, схематичное изображение человечков для проговаривания скороговорок в разном темпе, разноцветные палочки для выкладывания букв, кассы букв, шарики су-джок, грецкие орехи.

Ход образовательной деятельности:

  1. Дорогие дети, к нам сегодня пришли самые дорогие гости, а какие – вы узнаете, отгадав загадку:

 Кто на свете всех милее

 И теплом своим согреет,

 Книжки вечером читает

 И всегда всё понимает?

Никогда не унывает,

Что вам надо  -

Точно знает.

Если вдруг случится драма,

Кто же вас поддержит?  (Дети: «Мама!»)

  1. - Дети, с какого звука начинается  слово «мама»?   (Ответы детей).

- Верно, со звука М. Сегодня у нас в гостях не только наши мамы, но и звук и буква, с которого начинается слово «мама».  

- Пожалуйста, расскажите всё, что вы знаете об этом звуке   с помощью таблицы-помощницы.

(Дети дают характеристику звуку [м] – согласный, звонкий, твёрдый).

- Назовите  пару звука М. Правильно, это звук [м’].

- Скажите, пожалуйста, чем он отличается от звука М? (Ответы детей.)

  1. -Давайте произнесём эти звуки с помощью «звуковой волны». (Дети произносят поочерёдно звуки М и М’, следя глазами за движением указки и повторяя в воздухе указательными пальцами это же движение.
  2. - Дети, ваши мамы с удовольствием послушают, как вы умеете различать звуки М и М’. Поиграем в игру «Внимательные ушки».  Возьмите в левую руку зелёный сигнальчик, а в правую – синий.   Какой сигнальчик вы покажете, если услышите слово с мягким звуком М’? Правильно, зелёный. А если в слове будет слышаться твёрдый звук М? Конечно, синий.

(Логопед называет слова: мост, ком, место, мир, мышка, медведь, марш, милый, мазать, мяч, мой, март.)

  1. -Молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А сейчас давайте поиграем в игру «Есть – нет.»   Я начну, а вы продолжайте.  

Логопед: «У меня есть марка». Следующий ребёнок: «У меня нет марки, но зато есть миска».  И так далее: «У меня нет миски, но зато есть …».

Динамическая пауза «Как живёшь?»

Как живёшь – Вот так! (Большой палец вверх)

Как плывёшь? –  Вот так! (выполняют соответствующие движения)

Как бежишь? – Вот так!   (---- // ----)

Вдаль глядишь? – Вот так! (ладонь козырьком над бровями)

Ждёшь обед? – Вот так!  (подпереть щёку кулачком)

Машешь вслед? – Вот так! (помахать)

Ночью спишь? – Вот так!  (ладошки «лодочкой » под щёку)

А шалишь? – Вот так!  (Хлопнуть ладошками по надутым щекам)

  1. - Ребята, давайте определим, какие звуки и где слышатся в названиях ваших картинок. Возьмите модели слова и с помощью синих и зелёных кружков покажите, где находятся звуки М и М’.
  2. - Дети, скажите, а что мы ещё можем сделать с помощью синих, зелёных и красных кружков? (Составить звуковые схемы). Я предлагаю мальчикам составить звуковую схему слова «маки», а девочкам – «мама». (Дети составляют звуковые схемы).

-Проверьте друг у друга, правильно ли вы справились с заданием. Если кто-то ошибся, помогите своему товарищу. (Дети проверяют друг у друга правильность составления звуковых схем.)

- Вы прекрасно всё выполнили!

  1. - Посмотрите на мольберт, кого вы видите? (Дети отвечают, что видят изображения трёх человечков: первый идёт, второй бежит, третий медленно «плетётся.») С помощью этих человечков мы с вами и мамами сейчас проговорим скороговорку «Мама с Машенькой гуляли и малинку собирали». Если я покажу первого человечка – скороговорку произносим в спокойном темпе, второго – в быстром, а третьего – в медленном.

(Предлагаю детям произнести скороговорку в спокойном темпе, а мамам сначала в быстром, а потом в медленном).

- Все молодцы!

  1. - Дети, какой буквой мы обозначаем оба звука М и Мь? (Ответы детей). Выложите букву М из разноцветных палочек, которые лежат у вас на столах. (Дети выполняют задание).

- Дорогие мамы, посмотрите, какие красивые, разноцветные буквы выложили ваши дети!

  1. - А ещё мы знаем стихотворение про букву М. Сейчас мы его повторим и одновременно будем массажировать ладошки шариками су-джок, а мамы нам будут помогать и перекатывать в ладонях грецкие орехи. Катаем шарики и орехи сначала по кругу, а потом вдоль ладошек и говорим:

Палочка и палочка,

А между ними – галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М!

А теперь, дети, откройте кассы букв и составьте уже знакомые вам слова «мама», «маки». (Дети выкладывают заданные слова из букв разрезной азбуки.) Проверяем правильность выполнения, читаем слова.

  1. - Ребята, о самом дорогом нашему сердцу слове «мама» я хочу, чтобы вы послушали небольшое стихотворение:

На свете добрых слов живёт немало,

Но всех важнее и нужней одно:

Из двух слогов, простое слово – «МАМА»,

И нет на свете  слов, дороже, чем оно!

А сейчас, в конце нашего занятия, давайте встанем, и каждый скажет для своей мамочки самые ласковые слова.

(Занятие завершилось трогательным моментом, когда мамы со счастливыми улыбками слушали своих детей, а варианты добрых слов даже трудно перечислить. Одни из самых задушевных  – Лизы Р.: «Мамочка, я тебя люблю, ты самая красивая. Я хочу, чтобы ты никогда не болела,  и жила долго-долго!»)

 

 

 

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"

Согласный звук"Ж" и буква "Ж".     Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

Образовательная деятельность в ДОУ. Конспект занятия в подготовительной группе по звукопроизношению. Тема: Звук и буква Ш.

Занятие по закреплению произношения звука Ш. Дети дают полную характеристику звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам, определяют позицию звука Ш в словах. Упражняются в образовании относит...

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...