ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Предлагаются дидактические игры для детей с нарушением речи по формированию фонематического слуха.Применять можно в НОД, в совместной и индивидуальной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие - залог успешного овладения навыком чтения и письма.» Д.Б.Эльконин
Изучение проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста освящено в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др. Г. А. Каше Т. Б. Филичева Г. В. Чиркина Р. Е. Левина
Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем(звуков) и установление звуковой структуры слова.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, среди которых значительную часть составляют дошкольники, у которых не сформирован или недостаточно сформирован фонематический слух. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для них составляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращённой речи может приводить к снижению понимания её смысла. У детей с ОВЗ нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять звуковой анализ и синтез, что ведёт к затруднениям овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. 1. Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. 3. Различение слов, близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Этапы формирования фонематического восприятия
1. Узнавание неречевых звуков. Звуки окружающего мира. Звучащие игрушки. Игра «Что звучало?»
2. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. Игры «Узнай по голосу». «Лягушка» Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара, Закричала ...КВА-КВА-КВА По голосу водящий должен определить, кто лягушка. «Улиточка» «Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я.» Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
4. Дифференциация слогов.
5. Дифференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие фонематического слуха у ребёнка – важная составляющая формирования личности, так как оно формирует правильную речь, а также умение «слушать и слышать». Кроме того, незамысловатые упражнения на тренировку речевого слуха не только пробуждаютпознавательную активность малыша,но и позволяют выработать условную двигательную реакцию на звуки. Всё это является залогом эффективного достижения качества образования в будущем.
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать ЗВУК: Шум дождя и сердца стук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Презентация для педагогов по развитию фонематического слуха у дошкольников....
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Актуальность. Возрастные нормы. Направления работы....
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...
Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...