Ознакомление детей с понятием "ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Подготовленная презентация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon oznakomlenie_detey_s_ponyatiem_predlozhenie1.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление детей с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ Подготовила: Гахраманова Н. С. Все предложения составлены детьми старшей группы МБДОУ 14

Слайд 2

Содержание Ознакомление с предложением Ознакомление со словесным составом предложения Ознакомление со схемой предложения Речевая игра «Живые слова» Литература

Слайд 3

Какие умения приобретают дети в процессе ознакомления с предложением? ? ? ? ? ?

Слайд 4

Ознакомление с предложением Выделение предложения из речи. Определение смысловой стороны предложения. Составление предложений из двух, трёх слов, четырёх слов.

Слайд 5

Составление рассказа по картине Педагог предлагает послушать небольшой рассказ по картине (из 3-4 предложений), интонационно выделяя каждое предложение. К каждому предложению ставятся вопросы. Детям предлагается еще раз послушать рассказ, после каждого предложения выложить фишку. Сколько предложений в рассказе? Вывод. Наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что- то говорится.

Слайд 6

«Урожай» Весной Саша, Коля и Наташа посеяли семена моркови. Все лето дети поливали посадки из леек. Осенью они собрали большую корзину моркови. Дети довольны урожаем.

Слайд 7

Вопросы: Что Саша, Коля и Наташа посеяли весной? Как дети ухаживали за посадками летом? Сколько моркови собрали они осенью? Дети довольны урожаем?

Слайд 8

Мальчик рисует. Я сказала предложение. О ком говорится в предложении? В предложении говорится о мальчике. Что говорится о мальчике в предложении? В предложении говорится то, что мальчик рисует. Осознание смысловой стороны предложения

Слайд 9

Составление предложений по игрушкам Мячик весело прыгает. Мишка любит кататься на машине. Машина быстро едет . Зайка улыбается. Задайте вопросы на осмысление каждого предложения.

Слайд 10

Составление предложений по заданному слову Я придумала предложение со словом котёнок Отгадайте моё предложение. Придумайте предложение со словом девочка Придумайте предложение со словом яблоко

Слайд 11

Составление предложений по действию Дети весело танцуют. Котенок играет с мячиком.

Слайд 12

Ознакомление со словесным составом предложения Выделение слов в предложении. Составление из слов предложений. Называние слов в предложении последовательно и вразбивку.

Слайд 13

Машина везет груз. Сколько слов в предложении? Назовите первое слово… машина Назовите второе слово… везет Назовите третье слово… груз Количество слов в предложении

Слайд 14

Придумайте предложение так, чтобы слово ежик было первым. вторым . последним . Ёжик ищет грибы. Веселый ёжик гуляет в лесу. Между ёлками бегает ёжик . Придумайте предложение про ёжика из пяти слов. Мы в лесу видели ёжика .

Слайд 15

Составь предложение из слов дождем под щенок промок Щенок промок под дождем.

Слайд 16

Составьте предложение из трех слов по картинкам Из четырех слов Из двух слов

Слайд 17

Придумайте предложение из четырех слов с коротким словом на. Мальчик катается на лыжах. На горке сидит щенок.

Слайд 18

Ознакомление со схемой предложения Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем. Составление схемы предложения всеми детьми. Один ребенок произносит предложение, другой (или все дети)составляет схему. Воспитатель на доске чертит схему,дети составляют по ней разнообразные предложения.

Слайд 19

Схема предложения Мишка держит мяч. Первое слово обозначается уголком. Уголок показывает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. Между линиями есть расстояние, оно обозначает паузу между словами. В конце предложения ставится точка. Слова обозначаются линиями.

Слайд 20

Составь предложение по схеме со словом дети . Д е т и л ю б я т и г р а т ь Д е т и п о ш л и в ш к о л у Д е т и г у л я ю т

Слайд 21

Речевая игра «Живые слова» Игра «Живые слова» разработана Ф.А. Сохиным и Г.П.Беляковой.Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет.Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо,соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.

Слайд 22

Воспитатель вызывает троих детей («живые слова»), которые будут говорить слова предложений, ставит их по порядку. Таня будет слово Катя будет слово Саша будет слово рабочие строят дом Рабочие строят дом . Про кого они сказали? Что они сказали про рабочих? Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что скажут дети»

Слайд 23

Теперь еще послушайте, что скажут эти дети. По знаку воспитателя они произносят слова предложения, но не последовательно, а все вместе, одновременно. Таня будет слово Катя будет слово Саша будет слово Марина искала Слова в речи произносятся последовательно, одно за другим . Воспитатель говорит детям слова на ушко. малину .

Слайд 24

«Узнай слово» Учить детей распространять предложение, добавляя одно слово: придумать недостающее слово, угадать задуманное слово. Послушайте, что я скажу: «Валя рисует дом». Я сказала предложение из трех слов. Сначала я сказала слово Валя , потом- рисует , потом- дом . Ко мне подойдут трое детей Толя будет слово Валя рисует дом Какое предложение получилось? Валя рисует дом . Ира будет слово Коля будет слово

Слайд 25

Ира будет слово Коля будет слово Мальчик взял Мальчик взял Ко мне подойдут трое детей «Узнай слово» А каким словом будет Катя, вы должны придумать сами мяч .

Слайд 26

«Угадай, какое слово заблудилось?» Таня слово Катя слово Толя слово Аня слово кошка двери около лежит Надо помочь «живым словам» найти свое место в предложении, и тогда мы узнаем, что же эти слова говорят про кошку. Каждый ребенок,предлагающий вариант перестановки, берет названное слово и ставит его на место, которое он назвал, а дети говорят, что получилось.

Слайд 27

кошка двери около лежит кошка двери Около лежит Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение .

Слайд 28

кошка двери около лежит Кошка двери . около лежит Дети «читают» предложение

Слайд 29

«Путаница» «Послушайте стихотворение К.И. Чуковского «Путаница» и скажите, почему оно так называется.» Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают. Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.

Слайд 30

«Путаница» Летит колючий крокодил. Катя слово Толя слово Ира слово летит колючий крокодил Какие слова нужно заменить, чтобы получилось правильное предложение? плывет зеленый

Слайд 31

Плывет зеленый крокодил. Летит белый голубь. Такая игра дает возможность детям поупражняться в замене слов, составлении правильного по смыслу предложения. Бежит колючий ежик .

Слайд 32

«Составь предложение» Толя слово Ира слово Катя слово Таня слово Аня слово Коля слово рыжий рыжая кот лиса лежит бежит Что можно сказать этими словами про кота или лису?

Слайд 33

рыжий кот бежит Рыжий кот бежит.

Слайд 34

рыжая лиса лежит Рыжая лиса лежит.

Слайд 35

Вывод Дети приобретают умения членить предложения и составлять их из слов, знакомятся с речью как языковой действительностью. Перед детьми, не умеющими читать, в наглядной форме выступают обычно скрытые,основные свойства речи: линейность- временная последовательность слов, входящих в предложение, и дискретность-отдельность слов,составляющих предложение. Возникают предпосылки формирования у детей в дальнейшем навыков чтения.

Слайд 36

Литература Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников-М.: «Академия»,1998. Белякова Г.П.Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддъякова,Ф.А.Сохина.-М.,1984. Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н.В.Дуровой.-М.:Школьная Пресса,2001. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений.-М.: «Гном-Пресс»,1999. Сохин Ф.А.Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте.- «Вопросы психологии»,1974,№1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ:  «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...