Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия
Направление деятельности: коммуникативная
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Тема непосредственно - образовательной деятельности:
автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия
Направление деятельности: коммуникативная
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Тема непосредственно - образовательной деятельности:
автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель — автоматизация звука (Р).
Задачи:
1. уточнение артикуляционного уклада звука [р];
2. развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики;
3. закреплять правильное произношение звука (Р) изолированно, а также на уровне слога, слова, предложения;
4. развивать фонематический слух и навыки звукового анализа, формируя умение слышать звук на фоне слова, а также определять место заданного звука в слове;
5. обогащать словарный запас через формирование представлений о составных частях парусниках и называние их;
6. тренировать навык правильного согласования существительных с числительными «два» и «пять»;
7. развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений;
8. практическое освоение слов с противоположным значением;
9. развивать внимание, воображение, мышление, пространственную ориентацию.
Методы и приемы:
1.Методы активизации практической деятельности детей: игровые задания, подбор предметных картинок;
2.Методы стимулирования поведения (поощрение, сюрпризный момент);
3.Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности).
4.Методы здоровьесбережения (чередование различных видов деятельности).
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Подготовка и организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности: карта «Острова в океане»; зеркало; игрушечный парусник; магнитная удочка и рыбки для игры «Рыбалка»; набор картинок «Угощение»: пирожок, два пирожка, пять пирожков, груша (две груши, пять груш), ватрушка (две ватрушки, пять ватрушек), персик (два персика, три персика); набор «Кокосы» (кружки из картона с картинками: ромашка, ракетка, ручка, карандаши, картошка, горох, забор, топор, помидор); раскраски «Фрукты», «Ягоды»; сундучок с конфетами.
Планируемые результаты:
Личностные: откликается на эмоции педагога. Принимает активное участие в деятельности. Умеет самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Интеллектуальные: умеет работать по правилу, по инструкции. Развитие восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Физические: сформированы двигательные навыки мелкой моторики.
Работа над словарем: уточнение и закрепление словаря.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровищ. А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах Рыба, матРос, моРской, штоРм, коРабль. Ты догадался, что это за звук?
Ребенок. Р-р-р.
-Когда произносим звук р, губы округлены, а язык много раз ударяет за верхними зубами, горлышко работает.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Звук (Р) сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил все звуки красиво и правильно.
Ребёнок выполняет упражнения «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка».
- Теперь поднимем якорь и заведём «Моторчик»: д-р-р-р. Ребенок, повторяя за логопедом, произносит изолированный звук (Р). Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта (рассматривают карту «Острова в океане»).
3. Проговаривание слоговых цепочек со звуком (Р).
- Берем курс на первый остров! Нарисуй на карте наш путь.
Ребенок пальцем ведет линию к первому острову — прокладывает курс.
- Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра
Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком (Р).
4. Проговаривание слов и словосочетаний, содержащих звук (Р) (Игра «Рыбалка»).
- Первый остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума.
Ребёнок вылавливает пластмассовых рыбок с помощью магнитной удочки и произносит фразы «первая рыбка», «вторая рыбка» и т.д.
- Молодец рыбак, много рыбы поймал
5. Согласование существительных с числительными «два», «пять» (Игра «Угости крокодила»).
- А на втором острове живет зубастый, голодный крокодил. Давай накормим его из наших запасов. Угощай крокодила — дай ему один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками.
Ребенок сначала отражённо проговаривает за логопедом словосочетания с числительными «два» и «пять». Затем самостоятельно продолжает составлять словосочетания.
6. Отражённое и самостоятельное проговаривание слов и фраз, содержащих звук (Р) (Игра «Что есть у парусника»).
- Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Почему? Они испугались огромного корабля с чужеземцами. А как можно назвать наш корабль? (парусник). Давай расскажем жителям острова, какие части есть у нашего корабля. Слушай внимательно и повторяй за мной: корпус, палуба, мачта, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал.
Ребенок повторяет за логопедом слова со звуком (Р).
- А теперь расскажи сам, что есть у нашего корабля. Например, так «У парусника есть корпус», «У парусника есть палуба» и т.д.
Ребёнок самостоятельно строит и проговаривает фразы.
7. Определение положения звука (Р) в слове (Игра «Разложи кокосы»).
- Мы отправляемся к четвёртому острову, на котором живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с картинками. В первой кучке кокосы, где на картинке слово со звуком (Р) в начале, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помоги обезьянам разложить кокосы.
Картинки: Ромашка, Ракетка, Ручка, каРандаши, каРтошка, гоРох, забоР, топоР, помидоР.
Ребенок проговаривает слова и раскладывает картинки на три группы.
8. Антонимы из числа прилагательных (Игра «Скажи наоборот»)
- Отправляемся к пятому острову. Этот остров захватили пираты. Пираты нам скажут, где находятся сокровища, если мы выиграем в игру «Скажи наоборот»
Ребенок произносит слова наоборот.
Медленный — быстрый, веселый — грустный, , смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий, , новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
9. Развивать мелкую моторику рук при раскрашивании контурных изображений;
- Пират сказал мне, что сокровища зарыты на последнем острове, и их охраняет абориген. Отправляемся туда.
Нас встречает абориген, он нас проводит к сокровищам. Только сначала нужно угостить его фруктами и ягодами со звуком (Р). Раскрась их.
Ребенок раскрашивает рисунки.
- А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?
Ребенок открывает сундучок — в нем конфеты.
- Наверное, это проделки аборигена. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.
10. Итог занятия.
Рефлексия, самоанализ деятельности ребенка.
-Чем мы сегодня занимались?
-Что делали?
-Какое задание было для тебя сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что тебе понравилось больше всего?
- Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным. Конфетами угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р
Презентация конспекта по звукопроизношению...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.
ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...
Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"
Тема: Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....
Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.
В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С] подготовительный этап.
Конспект индтвтдуального занятия....
Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"
Конспект индивидуального занятия...