Консультация "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов".
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация  "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_sluha.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов.

Речевой слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Речевой слух развивается с младенчества — малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка — активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Недостаточная сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов и даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка, морфологической системы, а также предпосылкой к развитию чувства рифмы и ритма, восприятия музыкально-ритмического строя речи. Умение вслушиваться в звучащие слова является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, попыток самостоятельно объяснять и толковать значения слов.

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки, которые можно проводить на занятиях по развитию речи.

Материалом для упражнений по развитию речевого слуха могут служить стихи.

Песня мухи

Зу-зу-зу! –

Пол внизу…

Я ползу по потолку

В гости к черному крючку…

Зы, как жарко, зу-зу-зу,

Ах, как чешется в глазу!

На клеенке на столе

Капля сладкого желе…

Зы-зы, мальчик, это что!!

Взял слизал, а мне-то что?!.

Зынь-дзынь!

Полечу скорей в окошко.

Там за елкой на дорожке

Много корочек от дынь…

Дзынь!

Задание:  Ты услышал, как «зудит» муха?  А теперь закончи предложения:

       Комар пищит: пи-и-и-и                  Кузнечик стрекочет: …  

       Пчела ….                                          Жук …

       Шмель …                                         Стрекоза …  

              Имена мальчиков

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,

И Патрик – парус средь простора,

И Роберт – ровный рев мотора;

Том – стук копыт издалека,

И Питер – пенье петушка,

И Чарли – чистой речки звон

По камушкам…

И просто Джон.

Задание:  Вслушайся в имена и скажи, что ты в них услышал?

Алексей - …                   Валентина - …              Евгения - …

Борис - …                       Денис - …                      Жанна - …

Задание:  Прослушай отрывки из стихотворений. Ответь, благодаря каким звукам речи мы слышим:

  - грохотание грома

  - стук барабанов

  - шелест сухих листьев

  - жужжание жука

                    ***                                                                 ***

Гром гремит на всю округу.               Пара барабанов, пара барабанов,

Грому рады  - ровно другу.                 Пара барабанов била бурю.

С треском, с грохотом гремит            Пара барабанов, пара барабанов,

Так, что все вокруг дрожит…             Пара барабанов била бой!

Ну и треск! Вот это гром!

Ох, гроза! Пожар кругом:

Так сверкнет вокруг вдруг ярко.                                   ***

От грозы на небе жарко!                 Сухие листья, сухие листья,

Гром народ благодарил:                  Сухие листья, сухие листья

Гром прохладу подарил.                  Под тусклым ветром,

                                                            Кружась, шуршат.

                                                            Сухие листья, сухие листья,

                                                            Под тусклым ветром сухие листья,

                                                            Кружась, что шепчут, что говорят?

***

Уж полночь..                                          И в жижи слов я жутко слышу:

Жуть.                                                       Я жук! Я жук! Я ночь живу.

Над желтым жгучим абажуром            Жужжу, жужжу, кружу, лежу

Жужжит, кружит окружно жук.           Над желтым жгучим абажуром,

Лежу.                                                       Я не щажу, огни лижу,

В оранже пряжу вижу                            Жизнь прожужжу, себя сожгу,

Ажурных крыл.                                       И не тужу, и не тужу,

Жужжит,                                                 Я жжжж…жук!

Кружит жемчужный круг,

Разговаривали вещи

На полке стояли,                                      И синяя чашка

На полке сияли                                         На полке опрятной

Кастрюля-чистюля,                                  Сказала:

Кофейник и таз.                                        – Ах, это ужасно приятно,  

Они восхищались                                     Когда тебя кто-нибудь

Невероятно:                                               В руки берет!

 - Ах, это чудесно!                                    Как можно без этого жить,

Ах, это приятно,                                        Непонятно!

Когда тебя кто-нибудь                             Веселая книжка

Ставит на газ!                                            С портретом Жирафа

Как можно без этого жить,                      Сказала  соседкам

Непонятно!                                                Из книжного шкафа:

И ложка, и вилка,                                      - Обложкой клянусь

И хлебная пилка                                       И картинкой  клянусь!  

Сказали:                                                     Ах, это чудесно,

 - Кастрюля-чистюля                                Ах, это приятно,

Не врет!                                                     Когда тебя хочется

                                                                    Знать наизусть!

Задание:   А вещи действительно могут разговаривать?

Если  - нет, то почему?

Если – да, то скажи, как может разговаривать:

             - диван,

 - дверь,

 - книга,

 - лампа,

 - спички,

 - вода,

 - стул,

 - печатная машинка,

 - часы,

 - холодильник,

 - пол,

 - блюдце с чашкой?

Будущий летчик

Я стиральную машину.                         На него легко вскочил,

Завожу, завожу.                                       А потом мотор включил.

А стиральная машина                           Пылесос забормотал

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.                             Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Зажужжала, покатила,                           Пыль по полу разметал  

Пол водою окатила.                                Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

А потом как заревет                               Со стола и с этажерки

Словно в небе самолет,                          Все бумаги поднял кверху,

Задрожит, запыхтит…                           А потом как заревет

Вот возьмет – и полетит!                       Словно в небе самолет,

Но она вдруг задымилась                      Загремит, засвистит…  

И совсем остановилась.                         Сразу видно – полетит!

Взял тогда я и принес                            Только вдруг он задымился

Из кладовки пылесос.                            И совсем остановился.

Задание:  Закончи предложения.

Жужжать может машина, ……..(жук, пчела, ж-ж).

Реветь может самолет, … .

Пыхтеть может ежик,  … .

Бормотать может  … .

Греметь может  … .

Свистеть может … .

Хохотать может … .

Скрипеть может  … .

Тарахтеть может  … .

Гудеть может  … .

Тише всех

Кто прошел так тихо-тихо?                   Но никто из вас не слышал,

Ну, конечно, не Слониха.                      Как листок из почки вышел.

И конечно, Бегемот                                И конечно, и конечно,

Тихо так пройти не мог.                         Поутру порою вешней

Дождь идет –                                           Вы услышать не могли,  

Стучит по крыше.                                   Как зеленые травинки,    

Ход часов мы тоже слышим.                 Сняв зеленые ботинки,

У часов обычный шаг:                            Тихо вышли из земли.

Тик-так, тик-так.

Задание:  Раздели звуки на тихие и громкие.

              Это тихие звуки

Это громкие звуки

Тиканье часов

Шелест листьев

     Шум проезжающей машины

Стук молотка

   

Выбери:     - скрип двери,

 - гудение самолета,

 - шелест страниц,

 - топот копыт,

 - журчание воды,

 - шум аплодисментов,

 - крик петуха,

 - мяуканье кошки,

- грохот грома,

- стук мяча об асфальт.

Утренние звуки

С утра, спозаранку                                         Подков лошадиных

Я слышу во сне,                                              Размеренный звон,

Как с улицы звуки                                          Скрипучих повозок  

Стучатся ко мне:                                             Кряхтенье и стон,

Шаги почтальона,                                           И голос молочницы

Шуршанье газет,                                             Издалека,

И ветра, и веток                                              И грохот бидонов,

Привет и ответ,                                               И плеск молока.

Задание:  Когда просыпаешься ты, какие звуки с улицы стучатся к  тебе?   Нарисуй их.

Снегопад

Снег идет, снег идет,

Снег по свету бродит.

И откуда он идет

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идет наугад,

Словно сновиденье.

Сны земли, сны небес

Видит, засыпая,

Белый сад, белый лес

Снегом засыпая.

Задание:  Ты услышал, как падает снег?  Теперь вспомни, когда ты               ступаешь (идешь) по снегу, он:

 - скрипит,

 - трещит,

 - поет,

 - жалуется?

Имена девочек

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,

И Сильвия – листва лесная,

И Стела – звездочка ночная,

И Флора – щедрая весна,

И Лола – плавная волна,

И Линда Белл – звонок у двери:

«Дин-дон!» - «Кто там?..»

И просто Мери.

Задание:  Произнеси свое имя. Что ты в нем услышал?

                 Как ты думаешь, что может означать твое имя?

  Дождик

Летний дождик хлещет в крышу

По железным по листам.

Слышу, слышу!

Тра-та-та-та, трам-там-там!

Скину тесные сапожки

И штанишки засучу…

По канавке вдоль дорожки

С визгом рысью поскачу.

Эва! Брызги, словно змейки!

Вся канава в пузырях,

Дождик пляшет на скамейке,

Барабанит в лопухах.

Поливалкою колючей

Промочил меня насквозь…

Солнце вылезло из тучи!

Солнце высушит -  небось!

Задание:  Во время чтения стихотворения попробуй простучать ладошками по столу, представить себе, что ты – Дождик.

Скажи или покажи, чем различаются:

 - шум дождя,    - стук дождя,     - шорох дождя.

Сказка про песенку

Все козлята любят петь,                          А вот песенка в один присест

Все телята любят петь,                           Ой-ёй-ёй! – даже волка съест!

Все кудряшки на барашке                       По причине, молодчине такой

Любят песенки свистеть!                        Все лягушки поют за рекой,

А кто песенку поет иногда,                     Все кузнечики поют на лугу!  

Тот от страха не умрет никогда!            И могу ли я не петь? Не могу!

А кто песенку всегда поет,                      Все козлята любят петь,

Тому лапу даже волк подает!                  Все телята любят петь,

Потому что – ай-яй-яй! –                         Все кудряшки на барашке

Ни за что слопать песенку                       Любят песенки свистеть!

Не сможет никто!  

Задание:  Закончи предложения.

Лягушка квакает ква-ква.

Козленок  … .

Медведь  … .

Теленок  … .

Собака  … .

Кошка  … .

Мышь  … .

Волк  … .

Слон  … .

Тигр  … .                

Чик – чирик!

Самый храбрый воробей – чик-чирик!

Хлеб стащил у голубей – чик-чирик!

И от кошки улетел – чик-чирик!

И за домом в луже пел – чик-чирик!

И стоит все утро крик – чик-чирик! Чик-чик-чирик!

Задание:  прочитайте стихотворение вместе с ребенком, предложите ему изобразить воробья движениями и воробьиным чириканьем, вы начинаете строчку, он заканчивает.

Шумный Ба-бах

В очень громких сапогах                     Чик-чиришка в листья -  порх!

Ходит по лесу Ба-бах!                          Шебуршонок в норку – шорх!  

И заслышав этот звук,                           Тихо-тихо все сидят

В ветках спрятался Тук-тук,                 И, хихикая, следят,

 

На сосну взбежал Цок-цок,                  Как шумит в лесу Ба-бах

В чащу кинулся Прыг-скок;                В очень громких сапогах.

Задание:  Предложите ребенку догадаться, кто это -  Тук-тук,   Цок-цок, Прыг-скок,  Чик-чиришка,  Шебуршонок,  Ба-бах.

Прочитайте стихотворение вместе: вы начинаете строчку - ребенок заканчивает.

Ррры!

Вышел лев из-за горы

И, подумав молвил:

 - Ррры!

Подлетели какаду:

 - Что имели вы в виду?

Рразорву и ррастерзаю?

Разнесу и раскидаю?

Распугаю всех подряд?

Лев сказал:

 - Я просто ррррад!

Задание:  Предложите ребенку повторять за вами по строчке, подражая голосу льва и попугаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства активизации речевого общения у дошкольников с нарушением слуха.

В статье освещается  теоретический и психологический аспекты коммуникативной системы обучения языку неслышащих детей.  Развитие всех видов речевой деятельности и правильное их сочетание...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

Развитие речевого слуха у дошкольников

Развитие речевого слуха у дошкольников ...

Развитие речевого слуха у дошкольников

Речевой слух- это слух способный осуществлять операции различения и узнавания флнем, составляющих звуковую оболочку слова....

Развитие речевого слуха у дошкольника. Методическая рекомендация

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников 

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...