Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников
методическая разработка по логопедии на тему

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_prakticheskikh_tekhnologiy.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование практических технологий

по развитию речевого слуха у дошкольников

методические рекомендации

Семенова Альбина Иванова,

учитель-логопед

 

 Содержание

Введение

1. Возрастные нормы развития фонематического слуха

2. Использование «логопедической лесенки» для развития речевого

слуха

 Заключение

Список литературы

Приложения

  1. Памятка по развитию фонематического слуха
  2. Логопедическая лесенка

Введение

     Изучение специальной литературы, анализ периодических изданий, опыт профессиональной деятельности помогает прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией. Работа в дошкольном учреждении только подтверждает растущий год от года процент плохо говорящих и не говорящих детей, которые с трудом понимают обращённую к ним речь, не могут связать название предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами.

      Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности,

    Дети, недостатки речи которых, не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.

    Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки (фонемы). Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

    Понятно, что без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает как обязательное условие развитие фонематического восприятия и слуха.

Цель: ознакомление воспитателей, родителей  с технологиями по формированию фонематического (речевого) слуха у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

1.  Способствовать осмыслению детьми фонематической системы русского языка используя в процессе обучения игровые практические технологии.

2. Повышать эффективность обучения детей звуковому и слоговому анализу и синтезу, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

3. Развивать связную речь, расширять словарный запас.

   4. Способствовать развитию любознательности, познавательной активности.

1 Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни. Уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение 
третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

  1. Правильно произносить звуки;
  2. Четко произносить слова;
  3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
  5. Успешно освоить письмо и чтение.

2 Использование «логопедической лесенки»

для развития речевого слуха

Для развития речевого слуха у ребенка педагоги широко используют «логопедическую лесенку».

Первая ступенька - узнавание неречевых звуков

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки и так далее.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно относиться к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом, не забывая, что занятия должны стать эмоциональными и интересными для ребенка.

Игра «Молчанка»

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

1. Послушать звуки за окном.

Что шумит?              (деревья)

Что гудит?                (машина)

Кто кричит?             (мальчик)

Кто смеется?          (девочка)

2. Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся:

- из коридора?

- из помещения соседней группы?

- из музыкального зала?

Игра «Найди игрушку»

Выбираем водящего, предлагаем закрыть глаза. Прячем игрушку (за штору, за спину ребенка, в шкаф) и предлагаем найти ее, ориентируясь на силу ударов в бубен (барабан). Если водящий подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Сила звука должна меняться плавно – от сильного к среднему и тихому.

Игра «Найди колокольчик»

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Игра «Два зайчика»

На столе два игрушечных зайчика – большой и маленький. Педагог объясняет и показывает, как играет на барабане большой зайчик, у которого много силы – громко и сильно, и как маленький зайчик – тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны определить и показать, который из зайцев только что играл (эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, разной величины, мишками, обезьянками)

Игра «Что ты слышишь?»

Познакомить детей со звуками, которые издают различные предметы:

- мяч, ударяясь о пол

- шарик, перекатываясь в стеклянной банке

- газета, если ее разрывать

- перелистывание книги

- резание ножницами и т.д.

Затем эти же действия, но в другой последовательности, педагог производит за напольной ширмой.

Дети должны как можно полнее и точнее рассказать, что они слышат каждый раз.

Вторая ступенька – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

 На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова; воспроизводить слова и доступные фразы – громко, тихо, вполголоса, медленно, умеренно, быстро;  учить пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. Для этих целей служит целый ряд игр:

Игра «В лесу»

Дети по очереди называют имя водящего (водящий стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

Затем игра усложняется: все дети зовут водящего (Ау!), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры в том, что водящий произносит (Ау!), то тихо, то громко, а дети определяют, далеко или близко он находится.

Затем каждый ребенок по очереди произносит (Ау!), то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог:

«Далеко ушел в лес»

«близко зовет, от самой опушки».

Игра «Кто сказал, мяу?»

(Игрушечный котенок показывается детям, педагог просит запомнить, послушать внимательно, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети определяют, близко или далеко мяукает котенок

Затем сами дети мяукают по сигналу педагога: «близко», «далеко».

  • Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагог объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха.
  • Каждый ребенок по очереди мяукают, изображая страх, а водящий отгадывает. Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход (у-у-у) – далеко (тихо), или близко (громко);
  • Какая дудочка играет, большая (у-у-у) – произносится низким голосом) или маленькая (у-у-у) – высоким голосом.
  • Кто плачет? – мальчик (а-а-а) – низким голосом, или девочка (а-а-а) – высоким голосом и т.д.

Игра «Кто, позвал?»

Дети встают в круг, водящий в центре круга. Кто-то из детей называет его имя, водящий узнает по голосу, кто его позвал, и подходит к нему.

Игра «Три медведя»

Перед детьми выставляются три медведя – большой, средний и маленький. Затем рассказывается детям сказка «Три медведя» - в сокращенном варианте.

Произносятся соответствующие реплики то:

Очень низким голосом;

Средним по высоте;

Высоким голосом.

Дети угадывают медведей.

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

- Кто брал мою ложку и сдвинул ее с места?

- Кто трогал мою чашку и ел из нее суп?

- Кто ложился на мою постель и помял ее? И т.д.

Игра "Узнай по голосу".

Перед детьми выкладываются картинки с изображением домашних животных и их детенышей:

- коровы и теленка (му-му);

- козы и козленка (бе-бе);

- свиньи и поросенка (хрю-хрю);

- гуся и гусенка (га-га);

Кошки и котенка (мяу-мяу) и т д

Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Дети, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находят и поднимают соответствующую картинку    
(например, коровы или теленка).

Третья ступенька – дифференциация слов близких по звуковому составу

На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра "Правильно-неправильно".

Педагог показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон".

Затем объясняет:

"Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.                

Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д.

(вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные).

Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет:

Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага

Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.

Игра "Слушай и запоминай".

Перед детьми выкладываются картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

Рак, лак, мак, бак

Сок, сук

Дом, ком, лом, сом

Коза, коса

Лужи, лыжи

Мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Доскажи словечко".

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Зовут его... (белка).

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда
Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:
- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:
- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)

Как звучат слова?».

Педагог называет слова и просит детей сказать, как они звучат: похоже или непохоже? Например:

-мышка - мишка (похоже);

-рак - мак (похоже);

-лошадь - корова (непохоже);

-шапки - лапки (похоже);

-стол - шкаф (непохоже);

-дом - ком (похоже);

-миска - киска (похоже).

 Четвертая ступенька – дифференциация слогов.

К четвертой ступени дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки.

Игра «Четвертый лишний»

Педагог произносит несколько слогов, например:

На-на-на-па

Дети определяют, что здесь лишнее (па).

Затем слоговые ряды усложняются:

На-но-на                                       ма-ма-мо-ма

КА-ка-га-ка                                   ти-ки-ти-ти

Па-ба-па-па                                  ва-ва-ву-ва

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за). 

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

Пятая ступенька – дифференциация звуков.

Основной задачей на данном этапе является  формирование представления детей о том, что звуки в слове расположены в определённой последовательности. Необходимо ввести понятия: гласный, согласный звук, ударный звук, твёрдые - мягкие звуки, звонкие - глухие.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, далее проводить работу по дифференциации согласных фонем.

Упражнения на гласные звуки

• Упражнение «Поймай звук». Педагог  произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав заданный звук. Например, задан звук  а. Звуковой ряд - о,у,а,и,э, а  и  т.д.).

•Игра   «Запретный звук». Например, запрещено произносить звук У.

Педагог: «Кто крякает?».

Дети: «…тки».

Педагог: «Кто свой домик носит на себе?»

Дети: «.... литка».

Педагог: «Чем мы слушаем?»

Дети: «.. .. шами».

Педагог: «Как называется суп из рыбы?»

Дети: «. . . .ха».

  • Упражнение  на определение  первого  гласного звука в словах (Аня, Оля, уши, окунь, утки,
    Ира и т.д.).
  • Упражнение  на протягивание звуков.  Педагог просит потянуть тот звук в слове, который тянется удобнее
    всего (кошка, корова, книга, стульчик, молодцы).
  • Упражнение на фонематическую память. Детям повторяют ряд из нескольких звуков. Они должны запомнить и воспроизвести ряд. Например: ау, иа, уи, уаи.

• Игра «Поменяй ударение».

-Хлопок – хлопок;

- полки – полки;

- атлас атлас;

- замок – замок;

- стрелки – стрелки;

- кружки – кружки.

•Игра «Добавь один звук».
У - рок, дар, точка, кол;

О - лень, враг и др.

 Упражнения на согласные звуки

•  Игра «Звукоподражание». Как шипит змея? Ш - ш -ш -ш -ш.

Как жужжит жук? Ж-ж-ж-ж-ж и др.

  • Упражнение «Добавь к слову один звук». (В начале слова.)
    С - мех, клад, порт, наряд;

Г - ром, розы, речка, рад.

  • Упражнение «Добавь к слову один звук».

(В конце слова). Например: звук К - вол, пол, пар.

  • Игра «Различай и повторяй». Дети должны повторить за педагогом только слоги с глухим звуком (па - ба, ка - га, да - та, жа - ша, са - за).

•        Игра «Повтори слово шёпотом».

Голос (колос), гость (кость), жить (шить), горка (корка), зуб (суп), дочка (точка), бочка (почка), год (кот). Какой звук изменился?

•        Игра «Позовём звук в слово».

Мяч волшебный, помоги!

Звук к нам в слово позови!

Скажем ласково - и вот,

Звук к нам в слово и придет!

Педагог кидает ребёнку мяч, называя слово. Ребёнок возвращает мяч, произнося слово в ласковой форме. Например: палец - пальчик, заяц - зайчик, птица - птичка, кольцо - колечко; друг - дружок, круг - кружок, флаг - флажок, берег - бережок и т.д.

•        Упражнение. Педагог произносит слоги с твёрдыми звуками, дети должны преобразовать в слоги с мягкими звуками (па - пя, та - тя, кы - ки, на - ня и т.д.)

•        Упражнение. Педагог  произносит слова с твёрдыми звуками, дети должны преобразовать в слова с мягкими звуками (нос - нёс, быть - бить, рад - ряд, лук - люк, ров - рёв, вол - вёл, мыл - мил).

  • Упражнение. Педагог предлагает детям заменить первый звук в слове на другой. Например, на звук ль: мёд (лёд), вес (лес), пень (лень), печь (лечь), печенье (леченье), бить (лить) и др.
  • Упражнение. Педагог просит детей хлопнуть, если слово начинается с мягкого звука (вата, перина, пух, кирпич, диван, матрац, дерево, подушка, весло, мебель).

• Упражнение на разделение гласных и согласных звуков (гласные обозначаются красными фишками, твердые согласные – синими, мягкие согласные – зелеными. Педагог  произносит ряд звуков, а дети должны поднять фишку определенного цвета.

 Шестая ступенька – формирование навыков элементарного звукового анализа

   Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.

Как научить детей делить слова на слоги? Предложите ребенку внимательно посмотреть, как вы произнесете слово «мама». Спросите, заметил ли он, сколько раз при этом вы раскрыли рот. Теперь пусть он произнесет слово «папа», а вы посчитайте, сколько раз открыл рот он. Таким же образом «исследуйте» слова «молоко», «собака» и т. д. Ну а потом самое время рассказать «секрет» - сколько раз нужно открыть рот для произнесения слова, столько в нем и слогов. Потренируйтесь в определении количества слогов в словах, предложите игру “Кто внимательнее?”. Познакомьте ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Для деления сначала подбираются слова, состоящие из двух слогов типа “слияние”: ма-ма, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си –во.

Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек.

Необходимо напомнить  детям, что бывают слова длинные (корзина, матрешка, машина) и короткие (дом, слон, шар), что в длинных словах — несколько слогов, а в коротких только один. Объяснить им, что слова можно прохлопать, прошагать по количеству слогов. Для закрепления материала можно провести игру «Сколько слогов  в словах?».

Например: кор-зи-на - 3 слога, 3 хлопка;

мат-реш-ка - 3 слога, 3 хлопка;

а в слове  дом - 1 слог, 1 хлопок;

слон - 1 слог, 1 хлопок.

Предложите детям посчитать количество слогов в названных вами словах и затем прохлопать или прошагать их.

  • Упражнение «Раздели правильно». Дайте задание - поочередно называть рисунки и класть столько палочек, сколько слогов в слове. Спросите, сколько слогов в названии каждого нарисованного предмета.

Дом - один слог, одна палочка.

Часы - два слога, две палочки и т.д.

Далее мы формируем умение  при освоении  которого, дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки. Ребенку необязательно называть количество звуков в слове. В процессе выделения отдельных звуков не следует требовать сразу дать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.). Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному называнию звуков, надо убедиться в том, что дети правильно соотносят это слово с конкретным предметом. Ознакомление с новым звуком и буквой лучше начинать с выполнения заданий по лексическим темам более знакомых детям: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и т.д. Вычленив звук из слова, знакомьте  детей с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха). И на этой основе учите характеризовать его, используя схемы: гласный звук, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, глухой и звонкий согласный.

На данном этапе работы нужно проводить следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в словах; членение предложений на слова.

Упражнения выполняются в игровой и занимательной форме с использованием различного дидактического материала.

•        Упражнение «Анализ и синтез обратных слогов».
Например: ик, ат, ут, оп и т.д.

  • Упражнение «Выделение ударного гласного звука из положения после согласного». Например: мак, лук, сом, дым.
  • Упражнение «Анализ и синтез открытых слогов». Например: са, пу, мо, ка и т.д..
  • Упражнение «Анализ и синтез односложных слов». Например: дом. Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук в слове? Какой последний?

•           Игра «Дом звуков». В  домах живут звуки. В каждой комнате по звуку. Прилетела в свой дом муха. В её доме четыре комнаты. Каждый звук живёт в отдельной комнате. Даём детям в руки четыре фишки (две красные, две синие).

Педагог: «Какой звук в первой комнате?».

Ребёнок: «М - м - м». И закрывает синей фишкой первую комнату.

Педагог: «Какой звук живёт во второй комнате?».

Ребёнок: «У- у- у». И закрывает красной фишкой вторую комнату и т. д.

•        Упражнение. «Деление слова на слоги».
Педагог даёт слово, напечатанное на бумаге, а ребёнок должен выложить столько полосочек  из бумаги, сколько слогов в слове (5, 6 слогов.) Необходимо научить изображать слово с помощью условных знаков (фишек) на модели, и эти предварительные действия станут надежной основой для грамотного (без пропусков и замены букв) письма.
•        Игра «Покажи какое слово». Педагог произносит слова разной длины, а ребёнок раздвигает ладони соответственно длине слова (ёж, слон, молоко, милиционер, лук, погремушечка, йод, велосипедисты, мультипликационный, парфюмерно-косметический и т.д.).

•        Упражнение «Дифференциация звуков». Например: л, р. Педагог задаёт задание: закончить слово либо слогом ла, либо слогом ра. Например: шко...., шку...., ска...., жа...., пи...., мет....,  смо        …, ды…., иг…, фа…, ко…… и т.д.

 Игра «Позовем слово»

         Учим детей определять ударный слог в слове. Перед детьми на столах лежат картинки. Каждый называет свое слово, например:

- У меня «Машина».

Педагог:

- Давайте позовем это слово: ма-ши-на.

Игра "Сколько звуков?"

На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа).

  • Детям раздаются по несколько – одноцветных кружков или палочек. Педагог произносит один, два или три гласных звука, например:

А, ау, иау и т.д. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес педагог.

  • У детей на столах лежат по три кружка. Уславливаемся, что красный кружок обозначает звук (а), желтый (у), зеленый (и). Затем педагог произносит сочетание из этих звуков, сначала по два звука – ау, уа, уи, аи… Затем по три звука – ауи, иау, аиу…..

Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке. Дети должны отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышали.

Игра «Последний звук, отзовись!»

(сначала учим детей определять в слове последний звук – глухие, взрывные, согласные легче всего даются детям).

Дети по одному выходят к столу педагога и вынимают из конверта картинки (подобраны заранее). Громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем повторяет этот звук отдельно. Могут быть следующие картинки: кот, мак, лук, паук, веник и т.д.

Эту игру можно варьировать, постепенно усложняя задание, например:

  • Дети раскладывают на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук (т), а в другой – на звук (к).
  • Педагог показывает детям по одной картинке и называет их, опуская последний звук, например:

Тан…, пау…, вени…., потоло… и т д.

Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил педагог.

  • Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Заключение

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует индивидуального подхода к каждому ребенку и рассчитан на длительный период обучения. Весь период обучения проводится с опорой на наглядность.

Разнообразные дидактические и логопедические игры, речевые задания и упражнения помогают разнообразить занятия по формированию фонематического восприятия и должны проводиться живо, интересно, с моментами юмора.

К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Список литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.:Детство-пресс.-2005.-98с.
  2. Арушанова А., Рычагова Е. Игры со звучащим словом.- М.:Владос, 2008.-115с.
  3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме/методическое пособие.- СПб.:Детство-пресс.-2005.-112с.
  4.  Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Владос, 2005.-300с.
  5. Ильякова Н.Е. Звуки, я вас различаю.- М.: Гном,2006.-116с.
  6. Репина 3. А. Исследование фонематического (речевого) слуха.- М.:Владос, 2007. – 80с.
  7. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма.- М.:Владос, 2010. – 100с.
  8. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.:Владос,2010.- 68с.

Приложение 1

Памятка по развитию фонематического слуха

  • Фонематический слух развивается в процессе коррекционного обучения на занятиях под руководством взрослых.
  • При  проведении коррекционной работы учитываются индивидуальные особенности ребенка.
  • Коррекционное обучение проводится «снизу вверх», (то есть от простых упражнений к более сложным), в игровой форме с многократным повторением.
  • Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Логопедическая лесенка

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников...

статья "Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников на занятиях по развитию слухового восприятия"

В статье описываются условия, направленные на формирование устной речи детей....

Консультация "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов".

Консультация  "Развитие речевого слуха у дошкольников на материале стихов"....

Развитие речевого слуха у дошкольников

Развитие речевого слуха у дошкольников ...

Развитие речевого слуха у дошкольников

Речевой слух- это слух способный осуществлять операции различения и узнавания флнем, составляющих звуковую оболочку слова....

Развитие речевого слуха у дошкольника. Методическая рекомендация

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...

Использование практических технологий по развитию речевого слуха у дошкольников 

Речевые трудности ребенка могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определенной мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ори...