РМО от 12 ноября,2019 г. "Актуализация направлений работы РМО в соответствии с введением профстандарта учителя – логопеда"
материал по логопедии

Методобъединение логопедов Краснокаменска

Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Рекомендации

 по внедрению профессионального стандарта в ДОУ»

В последнее несколько лет педагогические коллективы детских садов уделяли серьезное внимание изучению закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Безусловно, это важнейшие документы, регламентирующие нашу деятельность. Реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт предстоит педагогам. Сейчас требования к профессиональным качествам педагогов, работающих с дошкольниками также возросли.

Понятие профессионального стандарта было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов, утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. До 2018 года Минобрнауки РФ проводило работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:

 - Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.

 -  Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года

 -  Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года

 - Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года

 - Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.

В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандарты ранее никогда не применялись. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог, как центральная фигура образовательного процесса, столкнулся с новыми вызовами общества. Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.

Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации.  Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость, или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами, логопедами и т.д.

В 2015 году Министерство образования и науки Российской Федерации организовало второй этап внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога на базе 21 стажировочной площадки.

В процессе внедрения профстандарта педагога апробируются:

  • персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с точки зрения требований профессионального стандарта;
  • должностные обязанности педагогических работников с использованием перечня трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных действий;
  • новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований профессионального стандарта
  •  модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с реализацией профессиональных действий стандарта.

Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.

 - В содержание профессионального стандарта включены общие сведения (цели деятельности, группы занятий и т.д.), характеристика трудовых функций, в нем определяются основные требования к квалификации педагога, отражена структура профессиональной деятельности педагога, требования к личностным качествам педагога

 Но стоит учесть, что Профстандарт

 - Может дополнятся региональными требованиями

 - Может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения

 - Является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы

В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции учителя – логопеда, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые действия, умения и знания.

 Профстандартом перед учителем - логопедом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от учителя - логопеда требовать того, что он не умеет.

На первом этапе подготовки задача администрации образовательной организации – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Технологии здесь известны:

 - Самостоятельное ознакомление с профстандартами под роспись, ибо это нормативный документ, обязательный к исполнению.

 - Рассмотрение содержания профстандарта на методических объединениях, педчасах.

 - Обсуждение путей реализации профстандарта на педсоветах, круглых столах и др.площадках.

 - Информирование органов самоуправления, родительской общественности о переходе педагогов на профстандарты.

Во-вторых, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. А именно: устава, должностных инструкций учителей и воспитателей, Трудовых договоров, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения об оплате труда, Положения о стимулирующих выплатах, портфолио воспитателя и др. Все эти локальные акты ОО должны быть подготовлены и утверждены в ДОУ в соответствии с разработанным и утвержденным планом по внедрению профстандарта.

В-третьих, Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи педагога. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. В образовательных организациях можно поступить следующим образом:

 - Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение и т.д.

 - Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решениях их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещения НОД, мероприятий, передача опыта и т.д.

 - Анализ подготовки педагога курирующим администратором. На основе анализа посещенных занятий, мероприятий, результатов мониторинга анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.

 - Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога – составление т.н. индивидуальной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за чей счет.

Если проблемы несоответствия профстандартам есть у многих педагогов, то можно воспользоваться командными и групповыми формами работы, когда специалисты методических служб приглашаются непосредственно в образовательную организацию для работы с педагогами по заданной теме (направлению), в т.ч. и на платной основе.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить, например, посредством внутреннего и внешнего аудита.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых занятий, результатов   мониторинга обучающихся, результаты аттестации.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка, например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами обучающиеся и их родители.

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования? Во – первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; в-третьих, профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Подготовила учитель – логопед: Маркина Т.С . МАДОУ детский сад №14 « Дельфинчик » Педагог-дефектолог ( учитель-логопед , сурдопедагог, олигофренопедагог , тифлопедагог) Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ в 2016г

Слайд 2

Содержание: 1 Общие сведения 1 II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3 III . Характеристика обобщенных трудовых функций 7 3.1. Обобщенная трудовая функция « Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи » 7 3.2. Обобщенная трудовая функция « Обучение, воспитание , коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся » 16 3.3. Обобщенная трудовая функция « Обучение, воспитание , коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости» 27 3.4. Обобщенная трудовая функция « Обучение, воспитание , коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся » 38 IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта 48 V Глоссарий

Слайд 3

Общие сведения Наименование вида профессиональной деятельности: Педагогическая деятельность в обучении п о адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; Оказание коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; Методическое обеспечение процессов образования, оказания коррекционной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 4

Группа занятий: 2330 Педагогические работники в средней школе 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья (код ОКЗ 1 ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Слайд 5

85.11 85.12 85.13 85.14 85.21 85.30 85.41 (код ОКВЭД 2 ) (наименование вида экономической деятельности) Образование дошкольное Образование начальное общее Образование основное общее Образование среднее общее Образование профессиональное среднее Обучение профессиональное Образование дополнительное детей и взрослых Отнесение к видам экономической деятельности:

Слайд 6

II . Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Обобщенные трудовые функции Трудовые функции (наименование) Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений - Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся - Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости - Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации слепых, слабовидящих обучающихся

Слайд 7

III .Характеристика обобщенных трудовых функций Обобщенная трудовая функция Обучение , воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Возможные наименования должностей, профессий Учитель-логопед (логопед) Требования к образованию и обучению Высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии В ысшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области логопедии Требования к опыту практической работы - Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица : лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда 3 ; имеющие или имевшие судимость за преступления , состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации 3 ; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке 3 ; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем 3 Другие характеристики -

Слайд 8

Дополнительные характеристики Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности ОКЗ ( Общероссийский классификатор занятий) 2330 Педагогические работники в средней школе 2341 Педагогические работники в начальном образовании 2342 Педагогические работники в дошкольном образовании 2352 Преподаватели, работающие с инвалидами или лицами с особыми возможностями здоровья ЕКС 4 ( Единый квалификационный справочник должностей ) - Учитель-дефектолог, учитель-логопед(логопед) ОКПДТР 5 ( Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) 27250 Учитель-логопед ОКСО 6 ( Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО): код VI.6 050715 Логопедия

Слайд 9

Обобщенные трудовые функции Трудовая функция Происхождение труд. функции Трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания Обучение, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Трудовые действия 1 Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи 2Планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий и т.д. Необходимые умения: 1 Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи 2 Определять формы, методы, приемы и средств а организации деятельности и т.д. Необходимые знания 1Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов 2 Законы и иные нормативно правовые акты , регламентирующие образовательную деятельность и т. д. Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Трудовые действия 1Определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи и т.д. Необходимые умения: 1 Определять целевую направленность образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов и т.д. Необходимые знания 1 Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов 2 Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность и т .д. Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Трудовые действия 1Выявление факторов риска возникновения нарушений речи 2 Своевременное выявление детей с нарушениями речи и т.д. Необходимые умения: 1 Определять содержание диагностики 2 Определять формы, методы, приемы и средства диагностики и т. д. Необходимые знания 1Региональные и локальные нормативно-правовые акты , 2 Закономерности и этапы речевого онтогенеза , языковые нормы т.д. Таблица Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт учителя – логопеда (логопеда)

Слайд 10

Трудовая функция : Организация деятельности лиц с тяжелыми нарушениями речи по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также программ логопедической помощи Трудовые действия: 1 Определение типа образовательной программы и (или) варианта оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи 2 Планирование уроков, логопедических групповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи 3 Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи и развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе 4 Организация основных видов деятельности лиц с нарушениями речи в процессе освоения ими образовательных программ , программ логопедической помощи с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния 5 Организация деятельности лиц с нарушениями речи по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе,на основе планомерного введения в более сложную социальную среду , расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с другими людьми 6 Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками , за счет постепенного расширения образовательного пространства, ознакомления с социокультурной жизнью 7 Осуществление систематического контроля и оценки достижения лицами с нарушениями речи планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития 8 Корректировка организации, содержания и технологий реализации программ образования и (или) оказания логопедической помощи с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов их освоения, мониторинга результатов их реализации

Слайд 11

Необходимые умения: 1 Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами и (или) программами логопедической помощи 2 Определять формы, методы, приемы и средств а организации деятельности 3 Определять объем, содержание, целевую направленность и условия реализации образовательной программы и (или) программы логопедической помощи 4 Организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в индивидуальной или групповой форме 5 Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с нарушениями речи с учетом его возраста, инд. возможностей 6 Использовать ИКТ-компетенции , необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной и логопедической работы 7 Применять современные образовательные и логопедические технологии, включая информационные ресурсы 8 Планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности лиц с нарушениями речи 9 Использовать технологии формирования у л иц с нарушениями речи мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации 10 Использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, определять дальнейшие траектории образования 11 Применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями речи 12 Использовать технологии инклюзивного образования 13 Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов

Слайд 12

15 В заимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями речи, их семьям 16 Использовать грамотную, четкую, выразительную , орфоэпически правильную речь 17 Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот 18 Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики

Слайд 13

Необходимые знания : 1 Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов 2 Законы и иные нормативно правовые акты , регламентирующие образовательную деятельность 3 Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 4 Требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам 5 Правила по охране труда 6 Требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи 7 Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями речи, с овременные тенденции развития образования ли ц с нарушениями речи, оказания им логопедической помощи 8 Основы поликультурного образования , методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ 9 Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья 10 Структура речевых нарушений , в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья 11 Закономерности и этапы речевого развития , языковые нормы, варианты их нарушения 12 Содержание и технологии проведения логопедических занятий 13 Современные педагогические технологии реализации деятельностного , компетентностного , индивидуально-дифференцированного подходов 14 Пути достижения и способы оценки результатов освоения образовательных программ и ( или) программ логопедической помощи лицами с нарушениями речи 15 Требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами , дидактическими средствами, средствами логопедической помощи

Слайд 14

16 Нормы современного русского литературного языка 17 Особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи

Слайд 15

Т рудовая функция: Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ для лиц с тяжелыми нарушениями речи и программ логопедической помощи Трудовые действия 1 Определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи 2 Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи 3 Планирование уроков, групповых (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий при реализации образовательных программ 4 Разработка системы контроля и оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптациии (или) программ логопедической помощи 5 Корректировка содержания программ, планов занятий по результатам анализа их реализации, обновление фондов оценочных средств 6 Оформление программно-методической документации, определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными а ктами и отражающей реализацию образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи

Слайд 16

Необходимые умения: 1 Определять целевую направленность образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи 2 Определять содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, а также их компонентов с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи 3 Использовать технологии реализации образовательных программ и (или) программы логопедической помощи, 4 Определять методы, средства контроля и оценки достижений лиц с нарушениями речи в освоении ими образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, 5 Анализировать эффективность реализации образовательных программ и (или) программ логопедической помощи 6 Корректировать содержание образовательных программ и (или) программ логопедической помощи, планов уроков (занятий), фондов оценочных средств по результатам анализа их реализации 7 Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот 8 Находить и использовать источники профессиональной информации Необходимые знания: 1 Законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов 2 Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность 3 Федеральные государственные образовательные стандарты 4 Региональные и локальные нормативно-правовые акты , регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда) 5 Клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 17

6 Структура речевых нарушений, в том числе специфика нарушений речи у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья 7 Задачи, содержание и технологии разработки и реализации образовательных программ обучения , воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи 8 Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания , коррекции нарушений развития, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями реч 9 Современные требования к осуществлению обучения, воспитания , коррекци и нарушений развития, социальной адаптации 10 Технологии планирования программ обучения, воспитания , коррекции нарушений развития, социальной адаптации и (или) программ логопедической помощи 11 Технологии разработки программно-методических материалов , обеспечивающих реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи для лиц с нарушениями речи 12 Требования к текущей и отчетной документации , определяемой в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными актами и отражающей реализацию образовательных программ и (или) программ логопедической помощи

Слайд 18

Трудовая функция : Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений Трудовые действия: 1 Выявление факторов риска возникновения нарушений речи у лиц разного возраста 2 Своевременное выявление детей с нарушениями речи , испытывающих трудности в обучении для организации их индивидуального психолого-педагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута 3 Анализ документов лиц с нарушениями речи 4 Выбор методик для диагностики состояния речи у детей и взрослых с 5 Проведение диагностики нарушений речи , логопедического обследованияс 6 Осуществление анализа и оценки результатов диагностики нарушений речи, логопедического обследовани 7 Подготовка логопедического заключения по результатам диагностики , логопедического обследования лиц с нарушениями речи 8 Составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с нарушениями речи 9 Разработка рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации и (или) к реализации логопедической помощи лицам с нарушениями речи 10 Консультирование лиц с нарушениями речи по вопросам образования, развития, овладения средствами коммуникации, профессиональной ориентации, социальной адаптации 11 Консультирование родителей (законных представителей)и членов семей лиц с нарушениями речипо вопросам семейного воспитания, выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах образования, социальной адаптации, профориентации, проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи

Слайд 19

12 Консультирование педагогических работников и специалистов , участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи 13 Реализация мер по профилактике нарушений речи , а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи Необходимые умения: 1 Определять содержание диагностики 2 Определять формы, методы, приемы и средства диагностики нарушений речи у детей и взрослых, особенностей общего развития лиц с нарушениями речи 3 Применять технологии логопедического обследования 4 Организовывать и осуществлять диагностику нарушений речи у детей и взрослых 5 Проводить логопедическое обследование лиц с ограниченными возможностями здоровья 6 Анализировать и оценивать результаты диаг ностики нарушений речи, логопедического обследования 7 Разрабатывать рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению 8 Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту , реабилитации лиц с нарушениями речи 9 Составлять логопедическое заключение по результатам логопедического обследования 10 Применять психолого-педагогические технологии общения с родителями (законными представителями), членами семей при обсуждении с ними результатов диагностики, рекомендаций к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования и реабилитации 11 Определять индивидуальный маршрут образования , реабилитации и (или) оказания логопедической помощи 12 Определять условия реализации индивидуального маршрута образования, реабилитации и (или) оказания логопедической помощи совместно с педагогическими работниками и специалистами,

Слайд 20

13 Разрабатывать и (или) выбирать , применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи 14 Разрабатывать и внедрять комплексы мер по профилактике нарушений речи, 15Осуществлять консультирование родителей(законных представителей), членов семей лиц группы риска, а также заинтересованных участников образовательного процесса по вопросам профилактики нарушений речи, а также заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации лиц с нарушениями речи 16 Осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот 17 Соблюдать правовые , нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики Необходимые знания 1 Региональные и локальные нормативно-правовые акты , регламентирующие работу учителя-логопеда (логопеда) 2 Закономерности и этапы речевого онтогенеза , языковые нормы и варианты их нарушения 3 Современные классификации нарушений речи 4 Научно-методические подходы к оценке результатов комплексной диагностики нарушений речи 5 Современные методики выявления нарушений речи, особенностей общего развития лиц с нарушениями речи 6 Технологии выявления нарушений речи и обнаружения факторов риска их возникновения у детей и взрослых, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования 7 Технологии логопедического обследования разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования 8 Современные требования к организации и осуществлению логопедической помощи, коррекционно-педагогического сопровождения процессов образования и реабилитации лиц с нарушениями речи

Слайд 21

IV . Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта Ответственная организация – разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Московский педагогический государственный университет», город Москва Ректор Семенов Алексей Львович Наименования организаций – разработчиков ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», город Москва ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Московская область ФГАУ «Федеральный институт развития образования», город Москва ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», город Москва ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», город Тамбов ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 102», город Москва ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», город Ярославль

Слайд 22

Глоссарий: Профессиональный стандарт- характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнении трудовой функции (ч.2 ст 195.1 ТКРФ) квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 Кодекса); • вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда (приказ Минтруда России № 170н от 29.04.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» (далее – приказ Минтруда № 170н); • обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе (приказ Минтруда России № 170н); • трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции (приказ Минтруда России № 170н);

Слайд 23

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (Закон № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) ) Поликультурное образование Система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность , уважение к представителям иной лингвокультурной общности. Поликультурное образование — ( – многокультурное ) – это образование , построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей Профессиональная ИКТ-компетентность - квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо

Слайд 24

Почитать о стандарте можно… http://минобрнауки.рф/документы/3071 На сайте Общественного совета ( http://sovet-edu.ru/web/main/discussions/-/message_boards/message/38005 ) На официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале ( http://mon-ru.livejournal.com/58390.html ) Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? ( Околоправительственный доклад) http://www.novayagazeta.ru/society/55194.html Справочная система «Образование»

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе в соответствии с ФГОС ДО учителя-логопеда

МКДОУ «Детский сад № 5»  г. Пласта     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной образовательной деятельности в старшей логопедической группе  в соответствии с ФГОС ДОучителя-л...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...

Перспективный план по лепке в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда в компенсирующей группе детского сада

Уважаемые коллеги! Сегодня Вашему вниманию хочу представить перспективный план по лепке в группе компенсирующей направленности в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда (учтены концептуаль...

Перспективный план по аппликации в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда в компенсирующей группе детского сада

Перспективный план по аппликации в группе компенсирующей направленности в соответствие с лексическими темами учителя-логопеда (учтены концептуальные положения используемой в дошкольном учреждении &laq...