Конспект занятия на тему: "Семья.Звук и буква Ж."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия учителя-логопеда ГБДОУ д/с № 135 Долгобородовой О.М (Подготовительная к школе группа)
Тема: Звук и буква [Ж]. Семья. (Подготовительная к школе группа)
Цели и задачи:
- Закрепление артикуляции, характеристика звука [Ж].
- Закрепление навыков чёткого произношения звука [Ж ] в слогах, словах и предложениях.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие фонематических представлений.
- Упражнение в звуковом анализе и синтезе слова «жуки».
- Составление предложений и их схем.
- Развитие коммуникативных функций.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация на тему «Семья»,
мяч, листочки бумаги, простые карандаши, графическая схема предложения;
Используемые технологии: развивающие.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
«Ребус»
Отгадывание ребуса: изображена цифра 7 и буква Я. Слайд 1
-Какая это цифра?
-Назовите букву.
-А теперь скажите все вместе: «Семья».
- Какое слово получилось?
- Сегодня поговорим о семье.
II. Основная часть.
1. Рассматривание картины «Семья» Слайд 2
- Кого вы видите на картине?
- Как одним словом назвать их?
- Сколько человек в этой семье?
- Кто по-вашему самый старший?
-Кто самый младший в семье ?
-Как вы думаете, это дружная семья? Почему?
-Чем они занимаются ? Давайте составим предложения.
2. Игра « Чей, чья, чьи?» Слайд 3
- Скажите, как называется кольцо мамы, чье это кольцо? - мамино
Аналогично следующие словосочетания:
кошелек папы - папин
зонт бабушки - бабушкин
очки дедушки - дедушкины
сумка тети - тетина
кепка дяди – дядина
3.Составление родословной одного ребенка по фотографиям.
-Кем приходится бабушка маме?
-Кем приходится мама папе?
-Кем приходишься ты бабушке и дедушке?
-Кем приходится тебе Ира?
Пальчиковая гимнастика:
4.Игра: «Жуки»
-Ребята, отгадайте загадку: Он рогатый и усатый
Многоногий и крылатый.
Издает жужжащий звук
При полете толстый …..(Жук)
-Давайте превратимся в жуков. У жуков тоже, как и у людей бывает разное настроение.
Погода хорошая полетели радостные жуки искать пыльцу с цветов. Обиделись, что не нашли цветов . Пошел дождь, разозлились жуки. Гремит гром - испугались жуки, улетели к себе в дом.
-Покажите, как жужжат жуки. Какой звук вы произносите?(Ж)
-Когда мы произносим звук Ж, где находиться язычок?( За верхними зубками, «чашечкой»)
-Значит звук какой?( Согласный)
-Губки у нас какие? (Трубочкой)
-Горлышко спит или работает? (Работает)
-Значит звук какой? Звонкий, правильно.
-Звук Ж ребята бывает только твердый, обозначать мы его будем только синим
кружочком. Жить он у нас будет только в синем замке.
5. Упр. « Найди друзей» Слайд 4
Посмотрите на экран. Здесь разные животные (кошка, верблюжонок, жираф, утка, ежик,
жаба, собака, жеребенок). С кем бы мы жуки могли бы подружиться? Почему ы выбрали
именно этих животных?
-Отлично!
6. Игра: « Большой-маленький»
-Давайте поиграем с мячом. Я буду, кидая вам мяч называть предмет. А вы, кидая мяч
обратно, назовете этот же предмет, но маленький. Обратите внимание на появление нового
звука в этих словах.( Флаг-флажок, берег-бережок, друг-дружок, рог-рожок, пирог-пирожок,
круг-кружок, утюг, утюжок)
-Молодцы! Какой уже знакомый вам звук появлялся в этих словах?
7. Упр. «Составь предложения»
-А теперь посмотрите на эти предметы. (Желуди, утюжок, ножницы). О чем можно сказать.
Я режу. Я глажу. Я вижу. Придумайте предложения со звуком Ж о себе. Задайте себе
вопрос: « Что я делаю?» - и ответьте на него. (Я вяжу. Я лежу. Я хожу. Я сижу. Я дрожу.)
Зарисуйте схему своего предложения. Листочки у вас на столах.
-Отлично! Справились с заданием.
8.Знакомство с буквой
-Ребята мы столько выполнили заданий и игр со звуком Ж. Слушали его и произносили.
А как нам сделать так, чтобы мы могли увидеть его и написать.
-Правильно, одеть на него рубашечку и превратить в букву Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
- Возьмите из коробочек элементы букв и сложите из них букву Ж.
- Ваня выходи к доске и выложи слово жуки буквами.
-Молодец!
III. Итог занятия
-Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Что мы о нем узнали?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
-Умницы! Вы все сегодня хорошо позанимались.
Литература:
1.Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»СПб.«Детство-Пресс» 2004
2. Османова Г.А. Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков для детей 6-7 лет. Санкт-Петербург, КАРО 2007.
3. «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи» Учебное пособие. Москва. Academ A.2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспектзанятия «Наши помощники» (знакомство с миксером), трудовой деятельности «Приготовление коктейля и фруктового пюре»
Знакомство детей с бытовыми кухонными приборами.Трудовое обучение....
КОНСПЕКТзанятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речив подготовительной к школе группена тему:«Рассматривание картины «Школа»...
Конспект НОД. Тема "Семья. Звуки "О", "У".
Конспект по формированию фонетической стороны речи....
Конспектзанятия "Снегири на ветке рябины"
Цель: Учить детей рисовать птиц. Задачи: Учить детей отражать в рисунке представление о зимующих птицах – снегире; Закреплять умения детей делать на...
КОНСПЕКТЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БОЛЬШОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
В ходе занятия дети закрепляют знания о различных видах транспорта....
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Семья. Звук и буква Ш.
Логопедические домашние задания для детей старшей группы. Тема: Семья. Звук и буква Ш....
Рекомендации логопеда для родителей по теме: "Семья. Звук С"
рекомендации для родителей детей старшего возраста по теме: "Семья. звук С"...