ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА
консультация по логопедии
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_i_rechevoe_razvitie_doshkolnika.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Экологическое и речевое развитие дошкольника.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Экологические понятия составляют такие важные категории: живое - неживое; растения; животные. Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:
- между средой обитания и окраской животного;
- изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.
Оказывается, что у современного дошкольника при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и преставлений.
В целом, трудности детей сводятся к следующему:
- неумение выделить и обобщить существенные признаки;
- опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;
- использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;
- ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;
- выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;
- глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.
Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.
1. Слово как название объекта.
Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок легко начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. Название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющегося образа, ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т. д.
- Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.
Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей в целом предмета не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.
- Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.
Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.
Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.
В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:
- богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несущественный признак;
- содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений, процессов;
- обобщенностью и системностью знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;
- умением использовать собственный опыт в решении задач.
Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:
- обучение многостороннему анализу и синтезу;
- развитие подвижности ассоциаций;
- обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;
- обогащение словаря обобщающими словами.
Задача взрослого состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.
Активное включение речи в процесс формирования у дошкольников экологического сознания и соответствующего поведения делает решение данной задачи более эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
- Афонькина, Ю. А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ / Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова. - М. : Аркти, 2012.
- Борисова, Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : метод, пособие / Е. А. Борисова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
- Боровцова, Л. А. Документация учителя-логопеда : метод, пособие / Л. А. Боровцова. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Домашний логопед (полный справочник). - М. : Эксмо, 2007.
- Дошкольная логопедическая служба : метод, пособие. Кн. 1,2/ под ред. О. А. Степановой. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Журавель, Н. И. Планирование занятий в логопедической группе ДОУ / Н. И. Журавель. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2015.
- Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии : универ. рук. / М. А. Полякова. - М. : Айрис- Пресс, 2009.
- Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию.
Описание опыта работы....
Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию.
"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию." (Из опыта работы)...
«Речевое развитие дошкольников в процессе экологического воспитания»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Цель: Развивать речь дошкольников в процессе экологического воспитания.Задачи:-Развивать творческие и коммуникативные способности дошкольников;-...
План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
«Использование экологических технологий в познавательно – речевом развитии дошкольников»
: учить детей правильному построению предложения, провести артикуляцию звуков с и з....
Роль экологических игр в речевом развитии дошкольников
В общественной среде у ребёнка развиваются определённые виды деятельности, которые определяют его взаимоотношения с окружающими людьми и формируют его личность. Таким видом деятельности в до...
Из опыта работы по самообразованию по теме: «Экологический театр, как инновационная форма работы по экологическому воспитанию и речевому развитию дошкольников».
В работе описан опыт, который рассказывает об экологическом воспитании дошкольников посредством театрализованной деятельности. К задачам, кроме экологических, добавляются еще и речевые. То есть,...