СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ВАЖНОМ КОМПОНЕНТЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
статья по логопедии
В статье изложены современные представления о коммуникативной культуре учителя-логопеда как важном компоненте его профессионализма. Рассматриваются проблемы педагогического общения; речевого поведения учителя; коммуникативной направленности реализации учителем-логопедом элементов педагогической техники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ВАЖНОМ КОМПОНЕНТЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Становление специалиста в любой области профессионального развития обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и психологов проводится анализ профессиональной деятельности учителя, его личности, педагогического общения, раскрываются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Бабанский, А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, СВ. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. аркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).
Становление профессионализма опирается на общее психическое развитие, создающее своего рода фонд потенциальных возможностей человека для дополнения того или иного вида деятельности. Так, в раннем и дошкольном возрасте закладываются общечеловеческие способности - способности к пониманию, мышлению, общению, начальным формам труда. Затем эти способности «специализируются» - человек обнаруживает у себя склонности и дальнейшую успешность в конкретных видах труда (гуманитарные, технические, художественные склонности и т.д.). Позднее, в юношеском возрасте, начинают складываться общие профессиональные способности, а по мере работы человека в рамках, узкой сферы человеческой практики оттачиваются специальные профессиональные способности.
Прежде чем конкретизировать эти способности применительно к профессиональной деятельности учителя-логопеда, необходимо отметить, что становление специалиста в области коррекционной педагогики (логопедии) тесно связано с развитием его личности. Такие черты личности человека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка и другие могут оказывать позитивное влияние на выбор профессии, ход профессиональной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществления деятельности, установление профессиональных притязаний. Некоторые особенности личности могут препятствовать становлению профессионализма, например, недостаточное развитие общих способностей, негативные акцентуации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сфер и др.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными «плоскостями» выступают личность, деятельность и общение, поэтому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от новообразований, которые имеют место в каждой из этих сфер.
Стороны профессионализма | Признаки профессионализма | Признаки непрофессионализма |
Профессиональная деятельность | Понимание предназначения профессии, ее социальной значимости | Непонимание социальной значимости, предназначения профессии учителя-логопеда |
Овладение правовыми и деонтологическими нормами профессиональной деятельности | Нарушение правовых и деонтологических нормативов профессии | |
Овладение компонентами педагогической техники и мастерства | Недостаточное владение компонентами педагогической техники и мастерства | |
Адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов логопедической коррекции и их стабильность | Низкая эффективность профессиональной деятельности, невыполнение профессиональных функций | |
Осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности | Пассивность и несамостоятельность в работе, отсутствие осознания индивидуальной ответственности за результаты профессиональной деятельности | |
Устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания» | Высокая психологическая цена результата, постоянное переутомление, усталость, апатия | |
Профессиональное общение | Отнесение себя к профессиональной общности | Отсутствие представления о себе в профессии |
Овладение нормами и культурой педагогического общения и этики коммуникативной культурой | Нарушение этических норм профессии, недостаточное впадение коммуникативной культурой | |
Доброжелательность, эмпатичность профессиональной позиции, коммуникабельность | Некомпетентность профессиональной коммуникации, неумение слушать и понимать собеседников |
Готовность к изменениям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного | в общении, низкий уровень знания особенностей своего коммуникативного потенциала | |
Конкурентоспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности | Отсутствие интереса к результатам труда и ответственности за профессиональные решения и действия | |
Профессиональная личность | Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение | Неустойчивая или низкая профессиональная мотивация, спонтанное профессиональное поведение |
Наличие позитивной Я - концепции, адекватной самооценки | Заниженная или завышенная оценка, низкий уровень профессиональных притязаний | |
Гибкость, вариативность мышления и речи, стремление к творчеству | Стереотипность в работе, противодействие инновациям, ригидность, слабая изменяемость | |
Профессиональная личность | Осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии | Профессионально–личностные акцентуации и деформации личности |
Обогащение профессии средствами своего творчества | Остановка в профессиональном росте, имитация компетентности, активности | |
Принятие себя как профессионала, стремление к мастерству | Пассивность, спонтанность участия в профессиональной жизни | |
Преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой | Преобладание отрицательного настроя, неудовлетворенность, негативизм | |
Опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность в работе | Действия без учета прежнего опыта, в том числе и негативного, «топтание на месте» | |
Непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость | Устаревший багаж профессиональных знаний, низкая профессиональная обучаемость |
Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степенью целостности, системности всех этих признаков, развитие которых происходит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и основные его показатели относятся к послевузовскому периоду, когда человек непосредственно приступает к выполнению профессиональной деятельности.
Общение с людьми - это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно. Овладеть основами профессионально-педагогического общения можно двумя путями: изучая и осваивая природу, структуру и законы процесса общения; овладевая процедурой и технологией педагогической коммуникации, формируя умения и навыки профессионально-педагогического общения, развивая коммуникативные способности, собственный опыт коммуникативной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов
Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...
- Мне нравится (1)