Методическая разработка "Развитие ЗКР у старших дошкольников"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Алла Анатольевна Денисова

Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование культуры звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте является основной задачей дошкольного образования. Нормативно закреплена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу с 2014 года. В данном нормативном акте, стандартизирующем дошкольное образование, содержится прямое указание на то, что речевое развития детей дошкольного возраста является одним из ведущих образовательных областей [26]. Речевое развития по ФГОС ДО содержит такие компоненты, как овладение речью как средством вербальной коммуникации, овладение грамматически правильной речью, овладение качествами связной речи (как монологической, так и в диалоге), обогащение активного словаря, овладение средствами выразительности речи, развитие фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте.

На сегодняшний момент вопрос полноценного развития детей, а особенно - речи детей, стоит в педагогике наиболее остро. Нужно выделить, что все дефекты речи, звукопроизношение необходимо устранять в среднем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях массовой школы.  Принимая во внимание сенситивность дошкольного возраста для развития М.И. Попова речи, работа над коррекцией дефектов, формированием правильного звукопроизношения считается весьма серьезной, трудоемкой работой педагога, складывающейся в индивидуальном подборе методов и приемов обучения детей.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это часть общей речевой культуры, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т,е, специфическое явление устной речи;

формирование выразительности речи – владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:

развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).

Характеристика звуковой культуры речи у дошкольников.

Средняя группа.

У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

Ребенок пытается устанавливать сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маши – каша, Зина – корзина. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух и четырехстишия.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: они правильно произносят шипящие, сонорные звуки, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру. Редко наблюдается пропуск звуков в слове. Дети правильно употребляют в совах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.

Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение отдельных групп звуков. Например, свистящих и шипящих: в одних словах звуки произносятся правильно, в других – неверно.

Иногда дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками л и р (старушка, коридор и др.). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

В этом возрасте ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации.

У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд.

К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.

Старшая группа

На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.

Однако у некоторых детей в этом возрасте только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Дети умеют регулировать силу своего голоса. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь бывает замедленна за счет необоснованных длительных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности.

Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковое, с, з – межзубное.

Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки р и л. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произношении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка»), но почти не встречается ошибок при произношении слов, в которых есть лишь один из этих звуков.

Встречаются дети с ускоренной речью.

У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух. Однако некоторые из них недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие звуки.

Подготовительная к школе группа

Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. Они правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят фразы: умеют регулировать и изменять силу голоса, темп речи в соответствии с содержанием высказывания, пользоваться разными средствами интонационной выразительности.

У детей достаточно развит фонематический слух: они владеют некоторыми навыками звукового анализа слов (умеют выделять звуки в словах, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова).

Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребенок может еще недостаточно четко дифференцировать группы звуков с и ц, звонких и глухих, мягких и твердых, а также л и р. свистящих и шипящих с-ш, сь- щ, з-ж, ц-ч.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов.

Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях: работа над формированием правильного звукопроизношения и работа над общими речевыми навыками.

Старший дошкольный возраст

Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на:

- совершенствование произношения звуков,

- выработку отчетливого произношения слов.

- умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з,

с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.

Подготовительная к школе группа

Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.

Закономерности овладения звуковой стороной речи дают возможность определить приоритетные линии формирования того или другого механизма на разных возрастных этапах.

На четвертом году жизни осуществляются развитие речевого слуха и моторики артикуляционного аппарата, работа над дикцией, подготовка к произношению трудных в артикуляционном отношении звуков.

На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.

На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

Формирование правильного звукопроизношения. Этапы и система работы над звуками

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап – подготовительныйпредполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

2 этап- становление звуков речи, или постановка звукаПостановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными, последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л). Используются такие приемы как подражание, вызывание звука. Объяснение артикуляции нужного звука, образец его произношения, сопровождаемые упражнением детей.

3 этап – закрепление и автоматизация звуков. Сначала звук включается в звукосочетание, затем в слово и фразу. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.).

4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуковДля дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. Целесообразно использовать игровой материал (игры «Шура и Женя», «Галя и Катя», «Бим и Бом»), предметы, игрушки, картинки.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на осуществление дифференциации звуков, близких по акустическим и артикуляционным свойствам.

Справочная таблица о работе над звуками с детьми разных возрастных групп (разработана А.И.Максаковым).

Месяцы

группы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI-VII

Младшая группа

1н.

а

о

м, мь

т, ть

к, кь

й

с

з

ц

Закрепление произношения всех звуков.

Подготовка к произношению звуков ш, ж, ч, щ.

2н.

у

э

п, пь

д, дь

г, гь

ф, фь

с, сь

з, зь

ц

3н.

и

ы

б, бь

н, нь

х, хь

в, вь

с, сь

з, зь

ц

4н.

Повторение этих звуков

Средняя группа

Повторение

с. сь

з, зь

ц

ш

ж

ч

щ

л.ль

р,рь

Закрепление и дифференциация звуков. исправление недостатков звукопроизношения.

Старшая группа

с-з

(сь-зь)

с-ц

ш-ж

ч-щ

с-ш

з-ж

ц-ч

л-р

ль, рь

Подготовительная группа

с-ш

з-ж

с-з

ш-ж

с-сь

з-зь

д-дь

л-ль

р-рь

Приемы развития речи:

 1. Словесные: речевой образец; повторное проговаривание; объяснение; указание; оценка детской речи; вопрос.

2. Наглядные: показ иллюстративного материала; показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

3. Игровые: игровое сюжетно-событийное развертывание; игровые проблемно-практические ситуации; игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание; имитационно-моделирующие игры; ролевые обучающие игры; дидактические игры.

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

 

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

 Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладоши и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

 

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение

Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

 Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

 Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

 Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

 Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

 Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

 Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игра «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей

Игра «Строим дорожку»

Цель — развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе воспитатель активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе воспитатель уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем воспитатель исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.

Игра «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук … 

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Игровое упражнение «Скажи по - другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Воспитатель говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому Мальчик бежит (мчится, несется).

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).                  

   Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с городом "Город каменных львов"

Комплексное занятие по теме "Мой город - Санкт-Петербург". Презентация....

Методические подсказки по обучению старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол.

Эти методические подсказки помогут педагогам ДОУ грамотно и эффективно организовать обучение старших дошкольников элементам баскетбола и игре в баскетбол....

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация.

Методическая разработка, занятие для старших дошкольников по ПДД, презентация....

Методическая разработка по знакомству старших дошкольников с государственной символикой Санкт-Петербурга

В разработке представлены материалы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с государственной символикой: гербом Санкт-Петербурга. использованы авторские стихи во...

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...