Дидактическая игра "Чудо дерево"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Бурцева Зоя Вячеслововна

Формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыс­лительные процессы, развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_derevo.docx121.73 КБ

Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/590260/img6.jpg

Цель: формировать грамматический строй речи через использование дидактической игры, активизировать словарь, поддерживать интерес детей, развивать мыслительные процессы, развитие мелкой моторики.

Логическое несоответствие. Может, ли это расти на самом деле? Почему?

Дифференциация звуковНапример: свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых при развешивании картинок.

Выделение звуков в словеВ начале, середине, конце, например: гласных и согласных, звонких и глухих, при развешивании картинок

Части речи. Что или кто висит на «Чудо – дереве»? Какой предмет висит на дереве?

Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и несъедобно? Летает или не летает? Живое – неживое?» и т.д.

Обобщающие понятия. Овощи или фрукты? Обувь или одежда ?

Формирование счетных навыков. Сколько всего  висит предметов на дереве? Сколько справа? Сколько слева? Где и кого больше?

Отрабатывать грамматические категории

Дидактическая игра «Чудо-дерево» многофункциональна и удобна, ребёнок может легко и быстро прикрепить к нему любую картинку, убрать, заменить, учится классифицировать предметы по общему понятия.
Ее можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

           http://festival.1september.ru/articles/590260/img2.jpg

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Что за фрукты созрели на нем?
Растут ли эти фрукты на дереве одном?
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Игра «Что где растет»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет

Где растет яблоко, слива, груша и т. д.
Запомни: на дереве фрукты растут
Лимон на лимоне, яблоки на яблоне, абрикосы на абрикосе, груши на груше и т.д.

Цель: расширять словарный запас детей.

Игра «Прядки»

Повадились вороны фрукты воровать 
Понравилось им в прядки с нами играть

Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ.

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать: Чего нет на дереве? (Яблоки, груши, сливы, апельсина и т. д.)

Игра «Подбери слово»

Дети все на свете знают
Что каким у нас бывает

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая… (яблоко, слива, апельсин, лимон, персик)

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов. (яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т. д.)

Игра «Жадина»

Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с существительными мой, моя, мои, мое. (Моя груша, мой лимон, апельсин, мое яблоко, мои фрукты)

Игра «Из чего – какой?»

Вот предмет, а из чего
Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования. (сок из яблок – яблочный, из груш, апельсин, слив и т. д.
варенье из яблок, груш, слив, апельсин и т. д.)

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного
Был один, а станет много

Цель: учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Яблоко – яблоки – яблок; груша – груши – груш и т. д.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными. (1, 2, 3, 4, 5 – груш, яблок, слив и т. д.

Игра «Какого цвета предмет?»

Что у нас какого цвета 
Мы расскажем вам об этом

красное – яблоко
оранжевый – апельсин
желтый – лимон
зеленая – груша 
фиолетовая – слива

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.

Игра «Магазин»

Купите фрукт, чудесный фрукт!
Скажите лишь четыре слова –
Покупка к завтраку готова!

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками». (Словарь по теме)

Со словами мы играем
Их хлопками разделяем

Игра «Что лишнее»

Цель: учить детей исключать лишнее

                 http://festival.1september.ru/articles/590260/img4.jpg

А у наших у ворот Чудо-дерево растет
Сколько разных овощей на нем растет
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть капуста и салат –
Наше дерево ну просто клад.
Если слушал ты внимательно
Запомнил обязательно.
Дай-ка срочно ответ: в жизни так или нет?

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Что растет в земле, а что на грядке
Подскажите мне ребятки?

Цель: расширять словарь детей, учить правильно употреблять предлоги.

Игра «Подскажи словечко»

Дети все на свете знают 
Что, каким у нас бывает

Морковь, какая? – вкусная, сочная, длинная, хрустящая, оранжевая… 
Огурец, какой? – (помидор, лук, капуста и т. д.)

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным, согласовать прилагательные с существительными в роде и числе.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Морковка – морковочка; огурец – огурчик; помидор – помидорчик; капуста – капусточка, горох –, перец – , редис – , чеснок – и т. д.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот

Цель: закрепить умения образовывать слова антонимы.

Помидор круглый, а морковь продолговатая
Помидор красный, а морковь…
Помидор мягкий, а морковь…
Помидор кислый, а морковь…
У помидора внутри семечки, а у моркови…
Помидор растет на земле, а морковь… (в земле)

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего
Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Сок из моркови – морковный; пюре из картошки – картофельное; запеканка из капусты – капустная; салат из овощей – овощной; пюре из тыквы – тыквенное, салат из огурцов – огуречный.

Игра «Какого цвета предметы?»

Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом

Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепить название основных цветов.

красный – (помидор)
оранжевая – (морковь)
желтая – (репа)
зеленый – (огурец, горох)
коричневый – (картофель)

Игра «Жадина»

Цель: закрепить употребление притяжательных местоимений с существительными: мой, моя, мои. (Моя репка, мой горох, мои помидоры и т.д.).

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного
Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Огурец – огурцы – огурцов, помидор – помидоры – помидоров и т. д.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Один огурец, два огурца, три…, четыре, пять огурцов. (Морковка, помидор, горох и т. д.)

Игра «Подскажи словечко»

Я хочу с вами дети поиграть
Подскажите, как нужно с грядки урожай собрать?

Цель: активизировать глагольный словарь детей (таскают, копают, срезают, рвут)

Игра «Прятки»

Вот и новая игра, начинать ее пора!
Чего нет? Дай ответ

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Игра «Волшебники»

Покрутились, покружились
В овощи вы превратились

Кем ты будешь? (Капустой, морковкой, помидором и т.д.)

Игра «Магазин»

Купите, огурец (помидор, свеклу, капусту и т.д.) для салата 
Скажите лишь четыре слова – покупка к завтраку готова! (по цвету, форме, величине, вкусу).

Цель: учить составлять описательный рассказ.

         http://festival.1september.ru/articles/590260/img5.jpg

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет 
И на ветках чайник
Чашка и тарелка
Ложка, вилка и ведро
И кастрюля зацепилась
С поварешкой заодно
Это все посуда дети
Называйте поскорей
Что важней и что нужней!

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего
Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Посуда из дерева – деревянная; из стекла, хрусталя, фарфора, металла, пластмассы и т. д.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного
Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

Игра «Горячий – холодный»

Мы сейчас откроем рот
Чтоб сказать наоборот

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.

Сковорода тяжелая, а половник легкий.
Кастрюля большая, а чашка – …
Кувшин высокий, а стакан – …
Блюдце мелкое, а миска – …

Игра «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет

Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).

Игра «Скажи чего нет»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать,  чего нет на дереве? (На дереве нет кастрюли, ложки, стакана, вилки и т. д.)

Игра «Для чего они нужны?»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет

Ложка – чтобы есть суп;
Нож – …
Тарелка – …
Сковородка – …
Вилка – …
Чашка – …
Кастрюля – …
Чайник – …

Скажешь о посуде красивое словечко –
За каждое словечко получай сердечко

Цель: Учить составлять описательный рассказ.

 

            http://festival.1september.ru/articles/590260/img6.jpg

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Вместо фруктов на ветках обувь
Игры с обувью играй,
Их по картинкам вспоминай.
Если решили пойти погулять,
Что будем на ноги мы обувать?
Туфли, ботинки, кроссовки и боты.
Валенки, кеды выберет кто-то.
Кто-то резиновые сапоги
Быстро наденет на обе ноги.
Летом наденем мы босоножки,
Будет не жарко маленьким ножкам.
А если на улицу мы не выходим,
В тапках домашних по дому мы ходим.
Знаю я: обувью мы называем
То, что на ноги мы обуваем.

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего
Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Ботинки и туфли из кожи – кожаные
Валенки и тапки из войлока –
Сапоги из резины –
Домашние тапочки из меха –, тапки из вельвета –, ботинки из замши – .

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного
Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог, четыре пары сапог, пять пар сапог (тапочки, ботинки, туфли, валенки и т. д.)

Игра «Прятки»

Вот и новая игра, начинать ее пора!

Чего нет? Дай ответ. (Сапог, туфлей тапочек и т.д.)

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Игра «Кто где?»

Что вверху здесь слева? Справа?
А внизу кто слева? Справа?

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай

Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Подарки»

Снеговику и бабочке по паре подари –
Зимнюю и летнюю обувь подбери

Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет

Цель: уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.

Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) – выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет, чистит, вытирает, сушит.

Игра «Четвертый лишний»

Сандалии, туфли, сапоги, брюки.
Обувь моют, 
стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, 
гладятчистят.

Игра «Магазин»

Обувь ты выбрал?
Подаришь по слову картинкам
– покупка готова!
(по цвету, величине, назвать части обуви, зимняя, летняя).

Цель: Учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» 

Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем

                 http://festival.1september.ru/articles/590260/img7.jpg

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Мы одежду называем,
Называем все, что знаем:
шапка, шляпа и пальто 
платье, шорты, юбка, шуба,
И про брюки не забудем
Мы одежду называем
Называем то, что знаем.

Игра «Скажи чего нет»

Цель: отработать падежные окончания существительных.

Открыв глаза, дети должны сказать, чего нет на дереве? (на дереве нет, шапки, платья и т. д.)

Игра «Наоборот»

Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы и умение их образовывать.

Хочет Золушка попасть во дворец на бал.
Нужно, чтоб ее наряд подходящим стал.
Мы волшебной палочкой взмахнем, будет все 
наоборот.
Дети, помогайте, слова подбирайте:
Было платье 
старым, мятым и дырявым,
Станет платье 
новым, отглаженным и целым.
Узкий воротник станет широким вмиг,
И 
большой карман не нужен, станет маленьким он тут же,
А рукав 
короткий в длинный превратить сумеем.
Жесткий пояс очень мягким будет;
И про ткань на платье не забудем:
Темный, толстый материал светлым, тонким стал.
Грустной Золушка была – стать веселой смогла.

Игра «Скажи ласково»

Ты дружочек не зевай
Да словечко приласкай

Цель: закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего
Люди сделали его

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Игра «Какого цвета предметы?»

Что у нас какого цвета
Мы расскажем вам об этом

Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет, закрепить название основных цветов. (Красный – шарф, красное платье, красная кофта.)

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного 
Был один, а станет много

Цель: учить образовать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (носок – носки – носков, платье – платья – платьев и т. д.)

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем
Хорошо мы все считаем

Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.

1 майка , 2 майки, 3 майки, 4 майки, 5 маек 
1 платье, 2 платья, 3 платья, 4платья, 5 платьев.

Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет

Золушка чудесное платье примеряла и с названиями деталей весело играла (воротник, рукав, манжет, пояс, карман, пуговица, застежка.)

О теплом пальто лишь замолвите слово –
Мы будем к морозам готовы

Цель: учить составлять описательный рассказ.

Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).

Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядно-дидактическое пособие "Дерево".

Пособие предназначено для закрепления у детей знаний о сезонных изменениях в природе, особенностях жизни лесных обитателей, а так же для развития мелкой моторики детей раннего возраста и развития речи...

Дидактическая игра "Дерево плохих и хороших поступков"

Данная игра направлена на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра " Дерево знаний своих прав"

На основе литературных произведений формировать у детей представления о правах человека....

Дидактическая игра "Дерево здоровья"

Дидактическая игра "Дерево здоровья" для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: закреплять знания у детей о вредных и полезных привычка...

Дидактическое пособие "Дерево ответов и вопросов"

"Дерево вопросов и ответов" - дидактическое пособие, предназначенное для детей дошкольного возраста. Данное пособие поможет развить у детей фантазию, внимание, мышление, речь, мелкую моторику....

Дидактическое пособие Дерево "Времена года"

Пособие выполнено из фетра. Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой пр...

Дидактическая игра "Дерево"

Предназначена для детей...