Обучение грамоте. Звук и буква А.
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №12 «ЛАДУШКА» ГОРОДА «ТИХОРЕЦКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Конспект
коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте
Тема: «Звук и буква А а»
учитель-логопед: Бизина Татьяна Александровна
г.Тихорецк
Возраст воспитанников: средний дошкольный (пятый год жизни) с ОВЗ.
Виды деятельности: речевое развитие.
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить умение различать на слух слова с начальным гласным звуком [А], определять позицию звука в слове; учить детей выделять звук [А] из состава слова ( в начале слова). Знакомство с буквой А а, формирование умения находить ее среди других букв алфавита. Упражнять детей в составлении буквы А из палочек.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения, закрепить умение различать правую и левую сторону.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
• Демонстрационный: презентация «Звук и буква А а», аудиозапись «Плач ребенка» (1 слайд презентации), мультимедийная доска, ноутбук, кукла Аня в коляске, звуковые домики, Буква А, коврограф.
• Раздаточный: предметные картинки со звуком А (арбуз, ананас, абрикос, автомобиль, автобус, счетные палочки, тетради № 1 для обучения грамоте Н.В.Нищева, контейнер с цветными карандашами по количеству детей.
Предварительная работа. Уточнение произношения гласных, формировалось умение передавать ритмический рисунок слов, формировалось умение выделять начальные гласные из слов, понятие звук.
1 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Слайд 1. «Плач ребенка» -Ребята, что за крик? -Послушайте, кто это плачет? (дети: это кукла плачет в кроватке, дети с логопедом подходят к кроватке, достают куклу). - Это кукла Аня. - Как плачет Аня? (а-а-а). Не плачь Аня! -Ребята, как же нам успокоить куклу Аню? | - Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно - Валя так думает. - А ты как думаешь Аля? - Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи? - Еще есть идеи? |
Если дети отвечают неверно: -Интересный вариант! -Кто еще как думает? Если дети отвечают правильно: -Точно! -Именно так! Как здорово, что ты это знаешь! - Кто согласен с Ксюшей? - Кто-нибудь считает по-другому? | |
- Я думаю, что нужно спеть нашей кукле песенку, укачать ее! Вы согласны? |
2 этап: развитие фонематического слуха и слухового внимания на материале неречевых звуков.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Ребята у кого из вас есть младшие братики или сестрички? Как ваша мама укачивает малыш-а (-ку)? - Давайте споем песенку Ане! А-А-А! - Попробуйте, я уверена, что у вас получится! (дети поочереди поют, укачивают куклу Аню – А-А-А!) | -Отличная мысль! -Как здорово, что ты это знаешь! - Ты уверен, докажи! |
-Великолепно! - Замечательно! -Как ты красиво поешь! -Ух ты! Класс! Молодцы! | |
- Вот наша кукла и успокоилась? Что мы для этого сделали? -Правильно, спели песенку! А какой первый в слове звук АААня? (ответы детей). Слайд 2. Посмотрите кто сдесь изображен? Что делает девочка? Правильно, девочка плачет, кричит! -Звук [А] мы можем петь тянуть: Этот звук всегда поется, Этот звук, как песня, льется. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути! -Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук [А], называется гласным звуком, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном домике. Мы будем обозначать звук красным большим кружочком. Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В темном лесу и звать и аукать, Но не желают свистеть и рычать. Динамическая пауза: -Ребята, посмотрите на коврограф, к нам прилетел аист. Хотите с ним поиграть? Слайд 3. -Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. -Топни правой ногой, Топни левой ногой. Шагните правой ногой. Шагните левой ногой, Так придете вы домой (Педагог включает негромкую ритмичную музыку и, показывает движения, дети повторяют). -Посмотрите внимательно, что принес с собой аист, что нарисовано на картинках? Давайте назовём, что там изображено? Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [А]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [А] в начале слова. | - Молодец- правильно - верно- точно - конечно- совершенно верно -Как замечательно мы поиграли с аистом! -Молодцы! |
3 этап: знакомство с буквой. Соотношение звука с буквой.
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А. Слайд 4 Вот два столба наискосок, А между ними — поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А. Буква А будет «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему? (Потому что в букве А прячется звук [а], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом). -Выложите букву из счетных палочек. Сколько нам понадобится палочек? -Букву А мы можем написать, выложить из полочек, потрогать, увидеть. А – начало алфавита – тем она и знаменита. А узнать ее легко – ноги ставит широко. -Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву А. -Молодцы, а теперь давайте напишем букву А на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком». (Дети «пишут» букву на спинах друг друга). А еще можно показать букву А с помощью рук и ног («Алфавит телодвижений»). (Дети показывают букву А). Молодцы! Ребята, я так довольна вами, а у куклы Ани для вас подарки – тетради, в которых вы будете писать все новые буквы. Если мы не успеем выполнить все задания в детском саду – вы закончите их с воспитателем или дома. - Давайте обведем по точкам букву А. (Дети работают в тетрадях). Самостоятельная деятельность. | -Молодцы! Совершенно верно! -Максим, тебе нужна помощь? -Какие вы нетерпеливые… Поскорее хочется воплотить в жизнь свой замысел? Понимаю… Молодцы! |
4 этап: детская рефлексия по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
- Ребята, напомните, что мы сегодня делали? Для чего мы пели песенку кукле Ане? Зачем мы это делали? С каким звуком и буквой мы познакомились? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Что было для вас самым трудным? Почему? Что больше всего понравилось? Почему? Что можно рассказать родителям? | - Ребята, я очень благодарна, вам, за помощь. -Я так рада, что у вас все получилось! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...
Обучение грамоте. Звук и буква......
Обучение грамоте. Звук и буква А
буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"
Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...
Конспект НОД по обучению грамоте "Звук и буква Ц" в подготовительной группе.
Конспект занятия по уточнению и расширению знаний детей по теме "Звук и буква Ц"....
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...