Игры на развитие лексико-грамматического строя по теме "День.Победы"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Соколовская Анна Сергеевна, Сухова Наталья Викторовна, Асташкина Светлана Викторовна
Игры Кому что надо. Посчитай. Скажи со словом ,,много,, Обращаем внимание на правильность употребления слов, окончаний слов. Карточки 4,5,6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_0.docx93.69 КБ

Предварительный просмотр:

http://img-fotki.yandex.ru/get/9304/54833049.bd/0_c94df_800ba0d8_L.png

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

существительные

победа, война, Родина, Отчизна, Отечество, ветеран, солдат, партизан, защитник, герой, подвиг, память, слава, награда, медаль, орден, город-герой, салют, парад, памятник, знамя, флаг, сила, смелость, ловкость, нападение, бомбоубежище, укрепление, ружье, пулемет, пушка, пистолет, танк, самолет, окопы, каска, котелок, госпиталь, фашист, захватчик, противник;

глаголы

победить, защищать, нападать, отстоять, выиграть, проиграть, выполнить, атаковать, стрелять, погибать, маршировать, награждать, присвоить, охранять, беречь, любить, заботиться, сохранять, гордиться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, летать, прыгать, добывать, следить, помнить;

прилагательные

храбрый, отважный, смелый, русский, радостный, грустный, стойкий, тяжелый, мирный, военный, слабый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужественный, трудный, почетный, опасный, героический, сильный;

наречия

тяжело, трудно, опасно, отважно, героически.

КАРТОЧКА 1

Игра «Кто где служит?»

Цель: обогащать словарный запас существительными, обозначающими военные профессии.

Ход игры: попросите закончить начатую Вами фразу.

В артиллерии служат (кто?) … артиллеристы. В зенитных войсках служат … (зенитчики). В небе нашу Родину охраняют …(летчики). В пехоте служат …(пехотинцы). В море несут службу …(моряки). На границе охраняют Родину … (пограничники). В кавалерии служат …(кавалеристы).

КАРТОЧКА 2

Игра «Кем я хочу быть?»

Цель: употреблять существительные в творительном падеже, актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите детей рассказать о том, кем они хотят стать, когда вырастут.

         Я хочу быть артиллеристом (зенитчиком, танкистом, пограничником, вертолетчиком, автоматчиком, парашютистом, пулеметчиком, пехотинцем, моряком…)

КАРТОЧКА 3

Игра «Не ошибись»

Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения с предлогом В, расширять адъективный словарь.

Ход игры: попросите ребенка рассказать, в каких родах войск служат военные.
        Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики служат… (в ракетных войсках).  Пограничники служат … (в пограничных войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в десантных войсках).

 

КАРТОЧКА 4

Игра «Кому что нужно?»

Цель: обогащать словарь номинативной лексикой.

Ход игры: попросите ребенка договорить начатую Вами фразу.

Танкисту нужен танк. Десантнику нужен парашют. Вертолетчику нужен….  Артиллеристу нужен …  Автоматчику нужен…  Летчику нужен …

КАРТОЧКА 5

Игра «Сосчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы (танк, пулемет, автомат, пушка, парашют…)  с числами 1, 2, 5.

Один танк, два танка, пять танков. У меня пять танков.

КАРТОЧКА 6

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать много предметов, употребляя слово «много».

Один пистолет – много пистолетов, один пулемет – много пулеметов, один герой – много героев и т.д.

КАРТОЧКА 7

Игра «Кому – что!»

Цель: употреблять предлог У с существительными в родительном падеже, понимать значение слов; обогащать словарь по теме.

Ход игры: попросите договорить начатую Вами фразу.

Бескозырки с ленточками – ... (у моряков). Шлемы – ... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки – ... (у пограничников).

КАРТОЧКА 8

Игра «Найди пару»

Цель: уточнить значение слов; обогащать словарь детей номинативной лексикой по теме.

Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару,

Бинокль – очки; планшет – портфель; ружье – пистолет;

Мундир – костюм; фуражка – шляпа; сапоги – кроссовки.

КАРТОЧКА 9

Игра «Найди картинку»

Цель: понимать значение слов; обогащать словарный запас по теме.

Оснащение: предметные картинки с изображением военной техники.

Ход игры: рассмотрите с детьми картинки.

Найти и назвать картинку с изображением техники, о которой можно рассказать, используя предложенные слова:

  • аэродром, крылья, небо, пилот;
  • колеса, броня, механик-водитель;
  • причал, капитан, море, палуба, моряк;
  • люк, броня, гусеница, орудийная башня и т.д.

КАРТОЧКА 10

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры:

  • по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию.

Лексический материал:

плывет... {корабль, лодка, пароход, катер);

летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...);

едет... (танк, поезд, автомобиль).

  • к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они),

затем – числительное (один, одна, одно, одни).

КАРТОЧКА 11

Игра «Кто это или что это?»

Цель: различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Оснащение: мяч.

Ход игры: предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.

Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость ….

КАРТОЧКА 12

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

  • отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. 

Попросите угадать, о ком (о чем?) Вы сейчас говорите:

отважный ..., отважные ..., отважная ...

  • солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок.

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

солдатские ..., солдатская ..., солдатский ...

КАРТОЧКА 13

Игра «Назови слова-приятели»

Цель: подбирать синонимы, развивать адъективный словарь.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

  • Смелый – ... (отважный, храбрый).   Большой – ... (огромный).

Трудный – ... (тяжелый).                    Солдат – ... (боец, воин).

Смельчак – ... (храбрец).                   Друг – ... (приятель, товарищ).

Опасно – ... (страшно).                       Грустно – ... (печально, невесело).

Бежать – ... (мчаться, нестись).

  • Предложите ребенку составить предложения с этими словами.

КАРТОЧКА 14

Игра «Назови слова-неприятели»

Цель: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.

Ход игры:

  • Назвать слова, противоположные по смыслу:

Друг – враг, хороший – ..., день – …, (ночь), радость – ..., (горе, беда), жара – ..., (холод), зло – ..., правда – ..., хорошо – ..., тяжело – ..., высоко – ..., можно – …, трудно – ..., быстро – ..., говорить – ..., поднимать – ..., зажигать – ...

  • В пословицах найти слова, противоположные по смыслу.

Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет).

Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.

КАРТОЧКА 15

Игра «Образуй новое слово»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

  • Сила – сильный, храбрость – ... (храбрый), смелость – ... (смелый), быстрота – ...(быстрый), ловкость – ... (ловкий), находчивость – ... (находчивый), ум – ... (умный).
  • Храбрый – храбрец, удалый – удалец, умелый – умелец.
  • Летать – летчик, заправлять – заправщик, грузить – грузчик, разведывать – разведчик.
  • Быстрый – быстро, смелый – смело, храбрый – храбро, отважный – отважно, легкий – легко.

КАРТОЧКА 16

Игра «Слушай команду!»

Цель: образовывать из неопределенной формы глаголов глаголы 1-го лица единственного или множественного числа, развивать предикативную функцию речи.

Ход игры: скажите ребенку, что Вы – командир, а он – рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».

КАРТОЧКА 17

Игра «Подбери признак и действие»

Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме.

Защитник Родины (какой?) – смелый, храбрый, мужественный, отважный, доблестный, бесстрашный …

Защищать Родину – это значит (что делать?) – охранять, беречь, сохранять, оберегать….

Профессия защитника Родины (какая?) – трудная, опасная, почетная, героическая…

КАРТОЧКА 18

Игра «Военные загадки»

Цель: употреблять имена прилагательные в сравнительной степени, развивать номинативный и адъективный словарь.

Ход игры:

  • Предложите ребенку отгадать загадки и объяснить, как он догадался, развивать связную речь.
  1. Ползет черепаха – стальная рубаха,

Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк.)

  1. Стоят три старушки, вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут. (Пушки.)

  1. Петушок без глаз, а метко клюет. (Ружье.)
  • Спросите у ребенка, какое оружие в действии страшнее, ружье или пушка; пушка или танк? (Пушка страшнее ружья.)

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «День защитника Отечества»
  2. О.С. Гомзяк. Комплект учебно-методических пособий. «Говорим правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Очень важную роль в развитии ребенка играет развитие речи. Некоторые родители пускают его на самотек, думая, что ребенок сам научится говорить, подражая им, а потом удивляются, что у него маленьк...

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Данный материал содержит примерный перечень игр, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...