Звуки [З] [З`]. Буквы З, з
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ [З] - [З`]. Буквы З, з.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «З» - «песенка комара», преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком, свистящий.
ЗВУК «ЗЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «З», заучить их:
Зоя, Захар, забор, забота, заря, заяц, звук, здоровье, знак, знамя, золото, зонт, зрачок, зуб, завод, загар, загадка, заноза, зорянка, замок, забава, зал, закат, зонтик, зубр, здание, звонок, зубило, зубочистка, заглушка, затылок, застёжка, запах, замазка, заикание, завтрак, забияка.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ЗЬ», заучить их:
Зина, земля, зеленый, земляника, зерно, зенитчик, зёрнышко, зефир, зимовье, зима, зебра, зеркало, зяблик, зевок, зевота.
3) Какой звук «З» или «ЗЬ»:
Зонт, роза, магазин, козёл, коза, глазок, Кузьма, арбуз, изюм, корзина, язык, музыка, гнездо, зимушка, фазан.
4) Назови слова, в которых есть звуки «З», «ЗЬ»:
В начале …
В середине …
5) Подбери родственные слова:
Зима - … (зимушка,
Мороз - …
6) Назови слова, в которых есть второй звук:
Гласный - … (зонт, зима, …
Согласный - … (свет, изюм, клумба, …
7) Отгадай слово, состоящее из первых звуков слов:
Заяц, осы, нос, туфли ( . . . . )
3. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
У косого нет берлоги, Лежит веревка,
Не нужна ему нора. Шипит, плутовка.
От врагов спасают ноги, Брать ее опасно -
А от голода – кора. Укусит. Ясно?
(Заяц) (Змея)
4. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗЦУ.
У Зои газета. Это Зоина газета.
У Зины вазелин. Это Зинин вазелин.
У Зины земляника. Это Зинина земляника.
У Зои изюм. …
И т.д. (слова из п.2 А), 2 Б))
5. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Скороговорки:
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу и корзинку
Назар.
У зайки Бубы
Заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
«Хозяин загадывает знакомым
привязана коза.
Занятные загадки о звездах».
«У Зайки Бубы заболели зубы».
Б) Чистоговорки:
За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за – залезает в сад коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы – мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привязали мы козу.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привезли.
Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя – не привози.
В) Пословицы и поговорки:
«Знайка всё с полуслова понимает,
А Незнайка на всё только рот разевает».
«За двумя зайцами погонишься –
Ни одного не поймаешь».
«Здоровье дороже богатства».
Г) Считалка: Д) Стихотворение про букву:
Тили-тили, тили-бом, На эту букву посмотри:
Сбил сосну зайчишка лбом. Она совсем как цифра три.
Жалко мне зайчишку:
Носит зайка шишку.
Поскорей сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс!
Е) Веселый стих:
Резиновая Зина
Резиновую Зину купили в магазине, Мы вымоем резиновую Зину,
Резиновую Зину в корзине привезли. Мы вымоем в бензине и пальцем пригрозим:
Она была разиней, резиновая Зина,- «Не будь такой разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи. А то отправим Зину обратно в магазин!»
Игры для закрепления темы Звуки [З] [З`]. Буквы З, з
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "З".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ З- Зь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [З`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [З].
Игра "Звук З или Ж?"
Цель Дифференциация согласных звуков Ж-З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
- Мне нравится (1)