Звуки [С] [С`]. Буквы С, с.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ [С] - [С`]. Буквы С,с.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «С» - «песенка водички», преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком, свистящий.
ЗВУК «СЬ» - преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «С», заучить их:
Саня, Соня, сад, сабля, сазан, салат, салют, сапоги, сарай, сахар, сайка, санки, самокат, самолет, сом, сок, сода, сова, соль, сорока, сук, суп, сумка, судак, суббота, судно, сухарь, сугроб, сосуд, сын, сыр, сырок, Слава, слон, слово, сосна, сказка, скамейка, спальня, спутник, старик, стакан, стадо, стул, стол, самовар, солонка, супница, сковорода, свекла.
2) Назвать слова, на мягкий звук «СЬ», заучить их:
Сима, Сеня, сено, седло, секрет, секунда, село, семь, синий, семечко, семья, сентябрь, сердце, серебро, серый, серьга, есть, сеялка, сев, сигнал, сила, сироп, сирень, ситец, сирота, сюрприз, сюртук, север, селедка, сельдерей, сеньор, серпантин, сержант.
3) Закончи слово, добавив слог:
- са ко…, ли…, кас…, ро…, поло…, колба… .
- сы у…, но…, бу…, о… .
4 ) На одну тему. Назови:
Продукты - … (сметана, сыр, салат, сосиски, суп, …)
Имена - …
5) Прочитай слоги и составь с ними слова. «Часть словечка за тобой» (устно).
со - су - се -
смо - са - си -
6) Назови слияния со звуками «С», «СЬ»:
Оса, сода, косынка, плясун, поясок, колёса, сирень, посадка, лисичка, посуда, санитар.
7) Деление слов на слоги. Назови ударный слог:
Сигнал, новосёл, сокол, свёрла, снежок, письмо, селёдка, сугроб, слон, сынок, самовар, секунда, смех.
3. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с существительными (слова п. 2 А, 2 Б)).
Мама мой ребенок
Сабля моя сабля салют мой салют
Сазан мой сазан сапоги мои сапоги
Салат мой салат сарай мой сарай
4. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте – дворец, Грянул гром, веселый гром,
Во дворце – певец, Засверкало все кругом!
А зовут его… (скворец). Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный… (салют).
5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Ну-ка, кто из вас ответит: Растет она вниз головою,
Не огонь, а больно жжет, Не летом растет, а зимою,
Не фонарь, а ярко светит, Но солнце ее припечет -
И не пекарь, а печет? Заплачет она и умрет.
(Солнце) (Сосулька)
6. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Са-са-са, са-са-са – Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су – Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са – Отгадайте, где оса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Б) Стихотворение: Васенька
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
В) Пословицы и поговорки:
«Семь раз отмерь – один раз отрежь».
«Сказано – сделано».
«Слово – серебро, молчанье – золото».
«Старый друг лучше новых двух».
«Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Б) Скороговорки: Г) Считалка:
«Сорока с вороной спорила. Начинается считалка:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила». На дубу – скворец и галка.
«Всех скороговорок не перескороговорить, Улетел домой скворец.
Не перевыскороговорить». И считалочке конец.
«Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани».
В) Стихотворение ПРО БУКВУ:
Часть кружочка потерялась,
Буква С у нас осталась.
- ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ:
Слива – слева – Слава сук – суп – суд слон – стон
Слон – слог сам – сом стог – стон
Салки – санки сок – сук стук – стул
Село – сено суд – суп
Игры для закрепления темы Звуки [С] [С`]. Буквы С, с
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "С".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ С- Сь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [С`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [С].
ВИКТОРИНА "НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ КАРТИНКУ".
Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении определять согласный звук [ С] в словах.
Звуковые схемы слов. Звуки [с], [с']
Посмотри на картинку. Назови слово. Найди к нему схему. Перетяни карточку с верхней строчки на нижнюю.
Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении подбирать звуковую схему к словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...