Практика речедвигательных упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Веерное занятие по социо игровой речедвигательной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика речедвигательных упражнений
для детей дошкольного возраста
Учёными доказана прямая и естественная связь между различными видами движений и произнесением слов. На практике уже давно отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкантов.
С этой точки зрения речедвигательные упражнения желательно включать в различные виды НОД и, конечно, музыкальную деятельность, что в свою очередь благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей, певческих навыков у детей, поскольку развивает чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а также внимание, память, мышление, воображение, то есть решается целый комплекс задач.
Также речедвигательные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми, имеющими недостатки в развитии. Это дети с нарушением двигательной функции, с нарушением речи, с отклонениями в интеллектуальном развитии.
В детских садах на сегодняшний день одна из самых актуальных тем – коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а также наиболее эффективно поддаётся коррекции. Коррекционная направленность упражнений, объединяющих речь, интонацию, звук, жест, мимику, движение, ощущение, даёт положительные результаты, имеющие доказательство в педагогической практике.
Речедвигательные упражнения – разговорно-игровой метод, дают детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплёскивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение. Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей занятием.
Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению дефектов речи, а добавление различных видов движений (от мимики до танца) решает ещё более обширный комплекс психофизических задач.
- Мастер-класс –
- веерное занятие по социоигровой речедвигательной технологии работы с детьми
Развернутый показ инновационных и игровых форм работы с детьми дошкольного возраста.
Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной художественной деятельности. Содержащиеся в творческом обучении специальные учебные задачи позволяют сочетать игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода – само обучающее содержание заключено в учебном материале. Игровое обучение – это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.
Цель занятия
Привить понимание, интерес и любовь к музыке;
Освоить речедвигательные практики;
Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.
Удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
Комплексное развитие музыкальности детей в практике творческого музицирования.
Задачи. Задачи речедвигательных упражнений:
- Развивать музыкально-двигательные способности, чувство ритма, память, речевое интонирование, певческие навыки;
- Корректировать речевые нарушения;
- Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, двигательную память;
- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
- Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество, чувство коллективизма;
- Использовать игровую мотивацию, элементы психогимнастики, пантомимы
- Расширить лексический запас детей с нарушением речи.
- Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
- Развивать творческую фантазию и воображение.
Развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
Развивать способность детей к различным формам музицирования;
Развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, двигательных в процессе музицирования.
Развивать музыкальный слух ребенка, чувство ритма, музыкальную память, формировать певческий голос;
Воспитывать любовь к музыке, природе, окружающим людям через музыкальный материал, умение сопереживать и передавать свои ощущения через музыку;
Развивать и совершенствовать творческие способности детей;
Развивать фонематический слух, мелкую моторику, органы дыхания, артикуляционный аппарат, координацию и выразительность движений;
Создание условий для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования, развитие коммуникативных качеств.
В кругу | Приветствие –«Здравствуйте, ребята!» Как я вас приветствовала? – Здравствуйте, ребята! – а наших гостей мы поприветствуем как? – Здравствуйте, гости! – ЗДРАВСТВУЙТЕ! Здравствуйте, лягушки! Здравствуйте, кукушки! Здравствуй, шустрый ветерок! И малышка светлячок! Здравствуй, поросёнок! Маленький телёнок! Здравствуй, бурная река! В синем небе облака! …….. |
Разминка | В понедельник мы летали, а во вторник мы шагали! В среду – громко топали, а в четверг мы хлопали! В пятницу мы танцевали, а в субботу крепко спали, В воскресенье мы проснулись, и друг другу улыбнулись! |
Голосовые игры | Каждый день, по утрам, в Зал заглядывает Солнышко, у него яркие, звонкие лучики. Давайте, их голосом изобразим. (Звуковой кластер). И когда Солнышко скоро будет раньше вставать и ярче светить, будет таять снег, потекут весенние ручейки, а с крыши повиснут… (Сосульки) Какие же они будут? Шаловливые сосульки сели на карниз! Шаловливые сосульки посмотрели вниз! Посмотрели чем заняться, стали каплями кидаться! Целый день идет трезвон: «Дили-дили, дили-дон! Кап – кап-кап-кап-кап-кап-бульк!» |
| Капли, капли, что вы поёте? – Кап-кап, тук-тук-тук! Спать сосулькам вы не даёте! - кап… Солнышко в небе хохочет! Носики нам щекочет! Кап-кап-кап, хи-хи-хи и апчхи! |
Вокал + ритм | Повторение с голоса и со «звучащими жестами». Короткие попевки и ритмическим отстукиванием:
|
Палочки | Тук, тук… это что за звук? – Деревянный это звук, тук, тук… Нет, не палочки (2) – Это ножички – вжик, вжик… Нет, не ножички – это молоточки – молоток4 Нет, не молоточки – это пила! Вжик4, ела3 дуб2, поломала зуб2 Нет, не пила – это скрипочка. Дили4, мы по скрипочке пилили. Нет, не скрипочка – это телефон2, кто звонит2, нам звонит… слон! Это плюсик у нас (2), раз4 – это плюсик у нас. |
Палочки-скакалочки прыгают вот так: прыг. (4) Припев. Вот так, вот так, прыгают вот так. (3) Палочки-шагалочки топают вот так: топ. Припев. Вот так, вот так, топают вот так. (3) Палочки-стукалочки стучат у нас вот так: стук. Припев. Вот так, вот так, стучат у нас вот так. (3) Палочки-качалочки качаются вот так: кач. (3) Припев. Вот так, вот так, качаются вот так. (3) Палочки-шуршалочки шуршат у нас вот так: ш-ш- Припев. Вот так, вот так, шуршат у нас вот так. (3) Палочки-молчалочки молчат у нас вот так: с-с-с. Припев. Вот так, вот так, молчат у нас вот так. | |
Песня | Мы сидели у окна, постучалась к нам весна! |
Колобок Жили-были Дед да Баба на поляне у реки. И любили очень-очень на сметане колобки. Хоть у Бабки мало силы, Бабка тесто замесила, ну, а маленькая внучка колобок катала в ручках. Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий, Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно! Мышка по полу бежала Колобочек увидала! Ах, как пахнет Колобочек! Дайте Мышке хоть кусочек! С Колобком забот не мало – скачет глупый, где попало! Может в лес он укатиться, может съесть его Лисица! Лучше взять нам Колобочек, да запрятать под замочек! И, тогда, из-под замочка, не украсть ей Колобочка! Ля…. Жили-были Дед да Баба на поляне у реки. И любили очень-очень на сметане колобки. | |
Finale | Что пожелаете нашим гостям? А теперь – Лучик Солнца взяли на ладошку, согрели своё сердечко и поделились теплом с гостями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речедвигательные упражнения
В памятке предоставлен материал для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях. Материал гото...
« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...
Речедвигательные упражнения
памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях...
« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов: - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...
Конспект занятия по речевому развитию с использованием речедвигательных упражнений
Занятие по развитию речи сиспользованием речедвигательных упражнений...