Практика речедвигательных упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Канашкина Екатерина Валентиновна

Веерное занятие по социо игровой речедвигательной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Практика речедвигательных упражнений

для детей дошкольного возраста

Учёными доказана прямая и естественная связь между различными видами движений и произнесением слов.  На практике уже давно отмечено, что любые навыки усваиваются быстрее и легче при наличии речедвигательного комплекса. Профилактика и исправление дефектов речи требует комплексного воздействия со стороны разных специалистов: медиков, логопедов, воспитателей, музыкантов.

С этой точки зрения речедвигательные упражнения желательно включать в различные виды НОД и, конечно, музыкальную деятельность, что в свою очередь благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей, певческих навыков у детей, поскольку развивает чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а также внимание, память, мышление, воображение, то есть решается целый комплекс задач.

    Также речедвигательные упражнения   могут быть использованы для занятий с детьми, имеющими недостатки в развитии. Это дети с нарушением двигательной функции, с нарушением речи, с отклонениями в интеллектуальном развитии.

В детских садах на сегодняшний день одна из самых актуальных тем – коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в этом возрасте, а также наиболее эффективно поддаётся коррекции. Коррекционная направленность упражнений, объединяющих речь, интонацию, звук, жест, мимику, движение, ощущение, даёт положительные результаты, имеющие доказательство в педагогической практике.

 Речедвигательные упражнения – разговорно-игровой метод, дают детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплёскивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение. Этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей занятием.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению дефектов речи, а добавление различных видов движений (от мимики до танца) решает ещё более обширный комплекс психофизических задач.

  • Мастер-класс –
  • веерное занятие по социоигровой речедвигательной технологии работы с детьми

Развернутый показ инновационных и игровых форм работы с детьми дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в музыкальной художественной деятельности. Содержащиеся в творческом обучении специальные учебные задачи позволяют сочетать игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода – само обучающее содержание заключено в учебном материале. Игровое обучение – это скрытое,  недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Цель занятия 

Привить понимание, интерес и любовь к музыке;

Освоить речедвигательные практики;

Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Комплексное развитие музыкальности детей в практике творческого музицирования.

Задачи. Задачи речедвигательных упражнений:

  • Развивать музыкально-двигательные способности, чувство ритма, память, речевое интонирование, певческие навыки;
  • Корректировать речевые нарушения;
  • Развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, двигательную память;
  • Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.
  • Воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, творчество, чувство коллективизма;
  • Использовать игровую мотивацию, элементы психогимнастики, пантомимы
  • Расширить лексический запас детей с нарушением речи.
  • Учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
  • Развивать творческую фантазию и воображение.

Развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;

Развивать способность детей к различным формам музицирования;

Развивать целостно музыкальность детей через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, двигательных в процессе музицирования.

Развивать музыкальный слух ребенка, чувство ритма, музыкальную память, формировать певческий голос;

Воспитывать любовь к музыке, природе, окружающим людям через музыкальный материал, умение сопереживать и передавать свои ощущения через музыку;

Развивать и совершенствовать творческие способности детей;

Развивать фонематический слух, мелкую моторику, органы дыхания, артикуляционный аппарат, координацию и выразительность движений;

Создание условий для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования, развитие коммуникативных качеств.

В кругу

 Приветствие –«Здравствуйте, ребята!»

Как я вас приветствовала? – Здравствуйте, ребята! – а наших гостей мы поприветствуем как? – Здравствуйте, гости! – ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте, лягушки!   Здравствуйте, кукушки!

Здравствуй, шустрый ветерок!  И малышка светлячок!

Здравствуй, поросёнок!  Маленький телёнок!

 Здравствуй, бурная река!  В синем небе облака! ……..

Разминка

В понедельник мы летали, а во вторник мы шагали!

В среду – громко топали, а в четверг мы хлопали!

В пятницу мы танцевали, а в субботу крепко спали,

В воскресенье мы проснулись, и друг другу улыбнулись! 

Голосовые игры

Каждый день, по утрам, в Зал заглядывает Солнышко, у него яркие, звонкие лучики. Давайте, их голосом изобразим. (Звуковой кластер). И когда Солнышко скоро будет раньше вставать и ярче светить, будет таять снег, потекут весенние ручейки, а с крыши повиснут… (Сосульки) Какие же они будут?     

Шаловливые сосульки сели на карниз!

Шаловливые сосульки посмотрели вниз!

Посмотрели чем заняться, стали каплями кидаться!

Целый день идет трезвон: «Дили-дили, дили-дон!

Кап – кап-кап-кап-кап-кап-бульк!»

 

Капли, капли, что вы поёте? – Кап-кап, тук-тук-тук!

Спать сосулькам вы не даёте!  - кап…

Солнышко в небе хохочет! Носики нам щекочет!

Кап-кап-кап, хи-хи-хи и апчхи!

Вокал + ритм

Повторение с голоса и со «звучащими жестами». Короткие попевки и ритмическим отстукиванием:  

  • Хлоп
  • Шлёп
  • Бом – по груди
  • Топ
  • Щёлк

Палочки

Тук, тук… это что за звук? – Деревянный это звук, тук, тук…

Нет, не палочки (2) – Это ножички – вжик, вжик…

Нет, не ножички – это молоточки – молоток4

Нет, не молоточки – это пила! Вжик4, ела3 дуб2, поломала зуб2

Нет, не пила – это скрипочка. Дили4, мы по скрипочке пилили.

Нет, не скрипочка – это телефон2, кто звонит2, нам звонит… слон!

Это плюсик у нас (2), раз4 – это плюсик у нас.

Палочки-скакалочки прыгают вот так: прыг. (4) 

Припев. Вот так, вот так, прыгают вот так. (3)

Палочки-шагалочки топают вот так: топ.

Припев. Вот так, вот так, топают вот так. (3)

Палочки-стукалочки стучат у нас вот так: стук.

Припев. Вот так, вот так, стучат у нас вот так. (3)

      Палочки-качалочки качаются вот так: кач. (3)

 Припев. Вот так, вот так, качаются вот так. (3)

        Палочки-шуршалочки шуршат у нас вот так: ш-ш-

Припев. Вот так, вот так, шуршат у нас вот так. (3)

Палочки-молчалочки молчат у нас вот так: с-с-с.

 Припев. Вот так, вот так, молчат у нас вот так.

Песня

Мы сидели у окна, постучалась к нам весна!

Колобок

Жили-были Дед да Баба на поляне у реки. И любили очень-очень на сметане колобки.

Хоть у Бабки мало силы, Бабка тесто замесила, ну, а маленькая внучка колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,

Очень круглый, очень вкусный, даже есть его мне грустно!

Мышка по полу бежала Колобочек увидала! Ах, как пахнет Колобочек!

Дайте Мышке хоть кусочек!

С Колобком забот не мало – скачет глупый, где попало!

Может в лес он укатиться, может съесть его Лисица!

Лучше взять нам Колобочек, да запрятать под замочек!  

И, тогда, из-под замочка, не украсть ей Колобочка!

Ля…. Жили-были Дед да Баба на поляне у реки. И любили очень-очень на сметане колобки.

Finale

Что пожелаете нашим гостям?

А теперь – Лучик Солнца взяли на ладошку, согрели своё сердечко и поделились теплом с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речедвигательные упражнения

В  памятке  предоставлен  материал  для  родителей  по  проведению  речедвигательных  упражнений  в  домашних  условиях.  Материал гото...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым   аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...

Речедвигательные упражнения

памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях...

« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью зрительных и жестовых символов:   - ускоряет процесс фонемообразования,- обеспечивает готовность к усвоению гр...

Конспект занятия по речевому развитию с использованием речедвигательных упражнений

Занятие по развитию речи сиспользованием речедвигательных упражнений...