Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей
методическая разработка по логопедии
Ежемесячное планирование для воспитателей по коррекции звукопроизношению детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezhemesyachnye_zadaniya_uchitelya-logopeda_vospitatelyam.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Ежемесячные задания учителя-логопеда воспитателям
Цель: Привлечение воспитателей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей
Задачи:
1) Подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков, развитие артикуляционной моторики.
2) Развитие фонематического слуха:
1/ различение слов, сходных по звучанию;
2/ выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
- Формирование навыков правильного произношения звуков: автоматизация, дифференциация в слогах, словах, фразах.
4) Формирование морфемной структуры слова:
1/ правильное употребление грамматических форм;
2/ навыки словообразования и словоизменения.
5) Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
6) Формирование фразовой речи.
1/ учить правильно сочетать слова по смыслу;
2/ работать по устранению аграмматизмов;
3/ учить строить предложения с опорой на модель;
4/ развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану), придумывать концовки к сказкам;
5/ формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную педагогом;
6/ отрабатывать интонационную выразительность речи.
7) Развитие речевого дыхания
№ | СРОКИ | ДЕТИ | СОДЕРЖАНИЕ | РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ | РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | РАЗВИТИЕ ВПФ |
1 | Сентябрь-октябрь | Согласно планированию отработать лексическую тему | 1. Артикуляционная гимнастика. «Блинчик», «Трубочка», «Качели», «Иголочка», «Лошадка». 2. Речевые упражнения. Петь на диафрагмальном выдохе звуки с мягкой голосоподачей. АИЕ АЕЕ ЫИЕ ЯИЕ ЕИЯ АЕЮ ОЕЕ ЫЕЕ ЯЕЕ ЯЕЯ ЭАО ОЕЮ ЫЕЮ ЯЭЮ ЕЕЮ ЭОУ УАЭ ИАЭ ЕАЭ ЮАЭ ЭИИ ЫОУ ИЭО ЕЭО ЮЭО | Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Капуста», «Осенний букет» | Игры: «Четвертый лишний». «Что пропало» «Посчитай-ка» «Какой, какая, какое» «Волшебный мешочек». Дети угадывают на ощупь игрушки, лежащие в мешочке. | |
2 | Октябрь-ноябрь | Согласно планированию отработать лексическую тему | 1. Артикуляционная гимнастика. «Заборчик», «Трубочка», «Барабан», «Качели», «Молоточек», «Часики», «Заведи моторчик». 2. Дид. игра «Дни недели». Сопряженное называние дней недели на выдохе. ! Понедельник _________________ ! Понедельник, вторник _____________ ! Понедельник, вторник, среда ______________ ! Понедельник, вторник, среда, четверг _____________ ! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница _________ ! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота__ ! Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье_______________ | Пальчиковая гимнастика: «Кулачок-ладошка» | Игры: «Один-много» «Большой- маленький» «Что не так» | |
3 | Ноябрь-декабрь | Постановка звука «Ш» Автоматизация звука «Ш». - в слогах -в словах | Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения | Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины». | Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «Ш» - из ряда гласных и согласных звуков; - из обратных слогов; - из слов. Д/и. на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку?» | |
Подготовительные упражнения к постановке звука «Р». | Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». | Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины». | Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «Р» - из ряда гласных и согласных звуков; - из обратных слогов; - из слов. Д/и. на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку?» | |||
Постановка звука «С» Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Автоматизация звука «Сь». | Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) «Забор»-«Окно» -«Мостик»- «Забор» - Учить удерживать кончик языка строго за нижними дёснами. Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в шёки нижних зубов. | Пальчиковая гимнастика «Кулачки – ладошки», «Блины». | Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «С» - из ряда гласных и согласных звуков; - из обратных слогов; - из слов. Д/и. на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку?» | |||
4 | Декабрь | Автоматизация звука «Ш». - в слогах -в словах -словосочетаниях -предложениях -связной речи | Комплекс артикуляционной гимнастики Комплекс дыхательной гимнастики Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима». | Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. 1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/ Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф». 2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/. Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя. /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./ | |
Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упражнение «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упражнение «Комарик». | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима». | Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. 1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/ Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф». 2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/. Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя. /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./ | |||
Постановка звука «Р». Автоматизация звука «Р». Постановка и автоматизация звука «Рь». | Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): «Забор»- «Окно»- «Мостик»- «Парус»- Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. Дидактический материал «Автоматизация звуков Р,Рь» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Зима». | Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ. 1) Д/и. «Чудесный мешочек». /с одеждой детей/ Дети по очереди вынимают одежду из мешочка. Если вещь принадлежит ребенку, то он говорит: «Это моя шапка». А если вещь чужая – «Это не мой шарф». 2) Счет 1- 10 /прямой и обратный/. Закрепление рода существительного туфля с местоимением моя. /Одна моя туфля, две моих туфли, три моих туфли и т.д./ | |||
5 | Январь-февраль | Постановка и автоматизация звука «Ж» - в слогах -в словах -словосочетаниях -предложениях -связной речи | Учить включать голос при произнесении звука «Ш». Комплекс упражнений для шипящих: Дыхательное упражнение «Вьюга». Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш,Ж,Ч,Щ» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка» | Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога и с предлогом У. 1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/ 2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?» 3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./ 4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало... | |
Дифференциа- ция звуков «С, Сь,Ц, З, Зь». | Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка» | Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога и с предлогом У. 1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/ 2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?» 3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./ 4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало... | |||
Повторение | Повторение | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка» | Р. п. ед. ч. сущ-х без предлога и с предлогом У. 1) Д/и. «Чего не стало?» /с предметными картинками/ 2) Д/и. «С какого дерева лист, ветка, плод?» 3) Д/и. «Эхо». /В лесу сосна. – В лесу нет сосен./ 4) Д/и. «Кого не стало?» /Дети закрывают глаза, один ребенок прячется за ширму. Дети открывают глаза и говорят: «Не стало... | |||
6 | Февраль-март | Постановка звука «Л». | Учить удерживать язычок на «бугорке» за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) Дыхательное упражнение «Ветерок» | Повторение | Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов. /Например: налить воду – вылить воду, войти в комнату – выйти из комнаты, принести мяч – унести мяч, подъехать к дому – отъехать от дома…/ | |
Постановка звука «Ш» Автоматизация звука «Ш». - в слогах -в словах | Учить удерживать язык «чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперёд. округлены) Комплекс упражнений для шипящих: Дидактический материал «Автоматизация звуков Ш, Ж,Ч, Щ» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения | Повторение | Д/и. «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «Ш» - из ряда гласных и согласных звуков; - из обратных слогов; - из слов. Д/и. на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку?» | |||
Работа над слоговой структурой слова | Комплекс артикуляционной гимнастики Комплекс дыхательной гимнастики
| Повторение | Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов. /Например: налить воду – вылить воду, войти в комнату – выйти из комнаты, принести мяч – унести мяч, подъехать к дому – отъехать от дома…/ | |||
7 | Март-апрель | Автоматизация звука «Л». Постановка и автоматизация звука «Ль». Звуки «Л-Ль». | Комплекс артикуляционной гимнастики Комплекс дыхательной гимнастики Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». | Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день». | Развитие внимания: «Найди лишнее слово», «закончи предложение», «один-много». | |
Постановка звука «Л». | Учить удерживать язычок на «бугорке» за верхними зубами. Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) Дыхательное упражнение «Ветерок» | Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день». | Д/и. «Наоборот» - преобразование приставочных глаголов. /Например: налить воду – вылить воду, войти в комнату – выйти из комнаты, принести мяч – унести мяч, подъехать к дому – отъехать от дома…/ | |||
Работа над слоговой структурой слова |
Трѐхсложные слова с двумя стечениями согласных (матрѐшка). | Пальчиковая гимнастика «Весна», «Мамин день». | Развитие внимания: «Найди лишнее слово», «закончи предложение», «один-много». | |||
8 | Апрель-май | Постановка и автоматизация звука «Л» - в слогах -в словах -словосочетаниях -предложениях -связной речи | Дидактический материал «Автоматизация звуков Л,Ль» Н. В. Нищева БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми». | Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы». | Тренировка выразительной речи в имитационном чтении рассказа Н. Сладкова. Сорока и заяц. Сорока. Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Заяц. Э-э, Сорока, все равно плохо… Сорока. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги! Заяц. Э- э, Сорока, все равно плохо… Сорока. Вот бы тебе, косой, да рысьи когти! Заяц. Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня все равно заячья… | |
Работа над слоговой структурой слова |
Четырѐхсложные слова из открытых слогов. | Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы». | ||||
9 | Май | Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи | Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. | Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Птицы». | Развитие логического мышления «Закончи предложение». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...