Программа учителя-логопеда в средней группе
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_sred_al_parus_nfma.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51
комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга
Принята на педагогическом совете Протокол № __ от « » __ 20__ | «Утверждаю» Заведующий ГБДОУ № 51 ________________Куранда Ю.Б.
Приказ №___ « »______20__ |
Рабочая программа
Учителя – логопеда Намекунг Фометио М.А.
на 2017 - 2018 учебный год
Группа «Алые паруса» компенсирующей направленности
с ТНР, ОНР I-II уровень речевого развития
Возраст воспитанников 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Санкт – Петербург
ОГЛАВЛЕНИЕ
Целевой раздел |
| 3 3 3 5 8 9 11 13 |
Содержательный раздел |
| 15 16 21 |
Организационный раздел |
| 23 23 26 |
Целевой раздел
__________________________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР), общим недоразвитием речи (ОНР, I-II уровень речевого развития) в возрасте 4-5 лет (средняя группа на 2017-2018 учебный год разработана в соответствии с:
- адаптированной образовательной программой дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга;
- с Положением о рабочей программе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 51 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Реализация рабочей программы обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В основе рабочей программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Рабочей программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Рабочая программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с детьми возрастной группы 4-5 лет. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющим собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Основания для разработки программы (нормативные документы):
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26) и др.)
Срок реализации
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 31 августа.
Целью данной рабочей программы является проектирование модели коррекционно-развивающей логопедической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей средней группы открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты;
- Способствовать общему развитию дошкольников 4-5 лет с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
- Создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
- Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
- Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
- Использование разнообразных видов детской деятельности через интеграцию всех образовательных областей
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
- взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Психологические и индивидуальные особенности воспитанников
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
Во II средней группе «Алые паруса» компенсирующей направленности находятся воспитанники, имеющие заключение ТПМПК: «Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, I-II уровень речевого развития». Речевой дефект отягощен дизартрией (разной формы), нарушением поведения.
Характеристика детей средней группы с I уровнем речевого развития (по результатам диагностики).
Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированны.
Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух — уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки). В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность. Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.
Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать). Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).
Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание 10 (например, рамка — марка, деревья — деревня).
Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — теф, вефь, веть.
Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).
Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.
Характеристика детей средней группы со II уровнем речевого развития.
Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. В результате коррекционно-логопедической работы дети начинают употреблять личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях. Пояснение слова иногда сопровождается жестом (слово чулок — нога и жест надевания чулка, режет хлеб — хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).
В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде. Употребление существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). Форму прошедшего времени глагола дети нередко заменяют формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду). В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил). Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и 11 глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы).
Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются (собака живет на будке, я был елка). Союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Обнаруживаются попытки найти нужную грамматическую форму слова, но эти попытки чаще всего бывают неуспешными (например, при составлении предложения по картинке: на...на...стала лето...лета...лето). Способами словообразования дети не владеют.
У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки: незнание многих слов, неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы. Понимание речи детьми улучшается, расширяется их пассивный словарь. Они начинают различать некоторые грамматические формы, но это различение неустойчиво.
Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. Они начинают ориентироваться не только на лексическое значение, но и на смыслоразличительные морфологические элементы. В тоже время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, значения предлогов они различают только в хорошо знакомых ситуациях.
Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16-20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С'], [З], [З'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ][Р], [Р'], [Т], [Т'], [Д], [Д'], [Г], [Г'].Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак), в то же время повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая). Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей часто обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных. В их речи часто наблюдается пропуск нескольких звуков: звезда — вида. В трехсложных словах дети, наряду с искажением и пропуском звуков, допускают перестановки слогов или опускают их совсем: голова — ава, коволя. Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены. Четырех-, 12 пятисложные слова произносятся детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед — сипед, тапитет. Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клеки вефь. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов (грива понимается как грибы, шерсть как шесть).
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Ожидаемые результаты реализации программы
Ребенок с I уровнем речевого развития:
- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;
- обладает сформированными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; - выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладает навыком элементарного планирования и выполнения каких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
- обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;
- стремится к расширению понимания речи;
- пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;
- использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;
- использует простейшие коммуникативные высказывания.
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывает двустишья и простые потешки;
- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке
Ребенок со II уровнем речевого развития:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
- употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- использует различные виды интонационных конструкций;
- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
- может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
- обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;
- в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
- сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.
Система оценки результатов освоения Программы
Методика речевого обследования детей в возрасте 4-5 лет
Диагностика предполагает определить уровень общего и речевого развития детей. Диагностика проводится в специально организованной деятельности.
Результаты диагностики заносятся в речевую карту (О. И. Крупенчук «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Издательский дом «Литера» 2011) и в сводную таблицу.
Итоги диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Планировании коррекционно-образовательной деятельности;
- Индивидуализации образования;
- Отборе методов, приемов и технологий.
Итоги результатов обследования в баллах
Раздел обследования | Баллы | Критерии оценки |
Звукопроизношение | 0 | Звукопроизношение не нарушено |
1 | Нарушено произношение одной группы звуков | |
2 | Нарушено произношение двух групп звуков | |
3 | Нарушено произношение трех групп звуков | |
4 | Нарушено произношение четырех и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены | |
Слоговая структура | 0 | Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок |
1 | Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах | |
2 | Нарушения в предложениях. В словах – незначительные | |
3 | Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т.д. | |
4 | Звукокомплексы, звукоподражания | |
Фонематические представления | 0 | Сформированы соответственно возрасту |
1 | Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого | |
2 | Только половину заданий на свой возраст выполняет верно | |
3 | Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется | |
4 | Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания | |
Грамматический строй | 0 | Грамматические категории использует без затруднений |
1 | Редкие аграмматизмы | |
2 | Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные | |
3 | Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов | |
4 | Грамматический строй не сформирован | |
Лексический запас | 0 | Лексический запас сформирован по возрасту |
1 | Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы) | |
2 | Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий | |
3 | Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половину заданий | |
4 | Лексика отсутствует | |
Понимание речи | 0 | В полном объеме |
1 | Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого | |
2 | Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы | |
3 | Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов | |
4 | Обращенная речь малопонятна для ребенка, он не может выполнить даже простых поручений | |
Связная речь | 0 | Без затруднений |
1 | Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность | |
2 | Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета | |
3 | Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями | |
4 | Связной речи нет |
Результаты диагностики по количеству баллов:
1-3 балла | 4-6 баллов | 7-12 баллов | 13-18 баллов | 19-24 балла | 25-28 баллов |
НПОЗ | ФФНР | ОНР IV | ОНТ III | ОНР II | ОНР I |
Низкий уровень развития – от 19-28 баллов (ребенок не справляется с заданием)
Средний уровень – от 7-18 баллов (ребенок выполняет около половины заданий самостоятельно)
Высокий уровень – от 0 - 6 баллов (ребенок уверенно выполняет задания)
Максимальное количество баллов по всем показателям – 28 (100%)
Сводная таблица
№ | Ф.И. ребенка/ период | Звукопроизношение | Слоговая структура | Фонематические представления | Грамматический строй | Лексический запас | Лексический запас | Связная речь | Итого баллов | Уровень | |||||||||
Н.г./к.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г | Нг | К.г. | Нг | К.г. | Нг | Кг | Н.г. | Кг | |
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 |
Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики воспитанников
средней логопедической группы «Алые паруса»
Кол-во детей (от 4 до 5лет) - 21 человек
Кол-во девочек - 8
Кол-во мальчиков – 13
Оценка здоровья детей группы
1 ребенок отсутствует в группе на момент проведения диагностики
Группа (возраст) | Диагноз | ||||||
ОНР I | ОНР II | ОНР III | Моторная алалия | Стертая дизартрия | Логоневроз | Ринолалия | |
Средняя | 6 | 14 | - | 1 | 20 | - | 1 |
Группа здоровья
Группа (возраст) | Группа здоровья | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Средняя | 3 | 10 | 6 | 1 |
Содержательный раздел
______________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Направления логопедической работы с детьми 4 – 5 лет с диагнозом ТНР, ОНР, I – II уровень речевого развития
- преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
- развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию навыка самоконтроля;
- поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;
- совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
- расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;
- обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;
- формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;
- формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением синтаксических связей в составе предложения;
- расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь;
- учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
- создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;
- осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи,
- развивать фонематические процессы;
Подготовительный этап логопедической работы
Основное содержание
- Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений.
- Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
- Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
- Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
Основной этап логопедической работы
Основное содержание
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде перспективного планирования и ежедневного планирования подгрупповых занятий
Перспективное планирование непосредственной образовательной
деятельности с детьми средней логопедической группы
компенсирующей направленности
Лопатина
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
- Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Увеличение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
- Усвоение бытового словаря (названий частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, действий, совершаемых с ними), природоведческого словаря (названий, явлений неживой природы, растений, животных), эмоционально-оценочной лексики, лексики, обозначающей время, пространство, количество.
- Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей существительных.
- Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи, где зеркало, где зеркала»).
- Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме единственного и множественного числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи, кто рисовал, кто рисовали»).
- Обучение пониманию значений глаголов совершенного и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы»).
- Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам: мужской, женский и средний род: «Покажи, кто спал» (мальчик), «Покажи, кто спала» (девочка), «Покажи, кто упал» (дедушка), «Покажи, кто упала» (бабушка), «Покажи, что упало» (дерево).
- Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных: «Покажи, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)», «Покажи, про что можно сказать голубой (голубая, голубое, голубые)».
- Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за (по картинкам).
- Обучение различению предлогов в—из, над—под, к—от, на—с.
- Совершенствование навыков понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -ок, -чик, -к-,-очк-, -ечк-).
- Формирование понимания значения менее продуктивных суффиксов (-оньк-, -еньк-, -онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -ишк-): «Покажи, где бочка, где бочонок», «Покажи, где воробей, где воробышек», «Покажи, где зерно, где зернышко» и т.д.
- Формирование понимания значения приставок: в-, вы-, при-, на-и их различения (в—вы, на—вы, вы—при): «Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из дома», «Покажи, где мама наливает воду, а где выливает воду», «Покажи, где девочка выбежала из дома, а где прибежала домой» и т.д.
- Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
- Расширение словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств(цвет, форма, величина, вкус).
- Введение в лексикон детей слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота).
- Закрепление в словаре экспрессивной речи детей числительных один, два, три и введение в словарь числительных четыре, пять.
- Формирование ономасиологического (обращается внимание на названия объектов: «Как называется это?») и семасиологического (обращается внимание на семантику слова: «Что значит это слово?» ) аспектов лексического строя экспрессивной речи.
- Обучение умению осознанно использовать слова в соответствии с контекстом высказывания.
Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи
- Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями - ы (шар—шары), -и (кошка—кошки), -а (дом—дома).
- Обучение употреблению форм единственного и множественного числа среднего рода в именительном падеже с окончанием - а (зеркало—зеркала, окно—окна).
- Совершенствование навыков изменения существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам (без предлогов).
- Обучение изменению существительных мужского и женского рода единственного числа по падежам с предлогами. Обучение изменению существительных среднего рода единственного числа по падежам без предлогов (В домике дядюшки Тыквы нет чего?—Окна.) и с предлогами(От чего отъехала машина?—От дерева; Где растет гриб? —Под деревом; На чем растут листья? —На дереве.)
- Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существительных мужского, женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.
- Обучение правильному употреблению несклоняемых существительных (пальто, кино, лото, домино, какао).
- Совершенствование навыков употребления глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
- Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного вида (рисовал—нарисовал).
- Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах.
- Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода множественного числа в именительном и косвенных падежах (голубые шары, голубых шаров).
- Обучение согласованию прилагательных с существительными среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах (большое окно, больших окон).
- Обучение правильному употреблению словосочетаний: количественное числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров; две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; два пера, пять перьев).
- Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с предлогами(в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под, из-за) и навыка различения предлогов(в—из, на—под, к—от, на—с).
- Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:
- существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -ок, -чик, -к-,-очк, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -онок, -енок, -ышек, -ышк-, -ушк-, -юшк-, -ишк-);
- звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет);
- глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов: мыло—мылит, краска—красит, учитель—учит, строитель—строит);
- глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-);
- притяжательных прилагательных, образованных с помощью продуктивного суффикса -ин-(мамина кофта, папина газета) и с помощью менее продуктивного суффикса –и -без чередования(лисий, рыбий);
- относительных прилагательных с суффиксами: -ов, -ев-, -н-, -ан-, -енн-(шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).
- Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
Формирование синтаксической структуры предложения.
- Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.
- Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по картинкам и вопросам: Мама купила в магазине лук... морковь, капусту, огурцы, Сегодня на улице теплая... солнечная, ясная погода).
- Обучение употреблению простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с использованием сочинительных союзов а, но, и (Кате купили куклу, а Мише велосипед. Пошел дождь, но мы остались в саду. Мама взяла утюг и стала гладить белье) и подчинительных союзов что, чтобы (Сережа взял карандаш, чтобы рисовать. Папа сказал, что купил арбуз).
Формирование связной речи.
- Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т.д.).
- Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов. Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по картинке).
- Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок (по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).
- Обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни и т.д.).
- Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев, соблюдая последовательность рассказывания.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
- Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза (губных, губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных [Т], [Т′], [Д], [Д′], [Н], [Н′]) (в работе с детьми, страдающими дизартрией, в случае дефектного произнесения этих звуков, —формирование правильного артикуляторного уклада и закрепление этих звуков в различном фонетическом контексте).
- Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
- Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем— звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
- Развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней); выделение звука из слова (звук [С]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата); определение последнего и первого звуков в слове (мак, топор, палец).
- Обучение фонематическому анализ у и синтез у звукосочетаний (АУ, УА, ИА) и слов (мы, да, он, на, ум) с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину).
- Формирование фонематических представлений (подбор картинок, слов на заданный звук).
- Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов (предъявляемых изолированно и в контексте):
- двухсложных без стечения согласных (мука, мячик);
- трехсложных слов без стечения согласных (машина, котенок);
- односложных слов со стечением согласных (лист, стул);
- двухсложных слов со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок),в середине слова (ведро, полка),в конце слова (радость, жалость);
- трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор), в середине слова (конфета, калитка).
- Формирование общих представлений о выразительности речи. Ознакомление с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения с последующей дифференциацией интонационных структур предложений в импрессивной речи.
- Обучение правильному использованию и дифференциации различных интонационных структур в экспрессивной речи.
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
- Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому.
- Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания. Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнятьспокойный, короткий вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], [С], [Ш], [Щ], слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы ( Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе.).
- Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страда-ющими дизартрией, — снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки произвольных движений нижней челюсти).
- Формирование мягкой атаки голоса.
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы компенсирующей направленности
Интеграция образовательных направлений.
В процессе образовательной работы проходит интеграция основных видов организованной образовательной деятельности:
Образовательное направление | Задачи | Вид деятельности |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. | Пальчиковая гимнастика; речь с движением; физкультминутки; беседа |
Речевое развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. | Игровые ситуации; мини инсценировки; автоматизация и дифференциация поставленных звуков |
Познавательное развитие | Учить воспринимать предметы, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых | Автоматизация поставленных звуков; дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия; игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами; пальчиковая гимнастика |
Художественно- эстетическое развитие | Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать графомоторные навыки. | Дидактические игры и упражнения; штриховка |
Социально- коммуникативное развитие | Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно- печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. Развивать коммуникативность речи. | Настольно-печатные дидактические игры, театрализованные игры; автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи; беседа; поручения; игры с мелкими предметами |
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда группы
компенсирующей направленности детей среднего возраста
с семьями воспитанников
Цель взаимодействия детского сада с семьей: обеспечение целостного развития личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.
Месяц | Форма работы | Темы | Оформление дополнительных материалов |
Сентябрь | Индивидуальная работа | Диагностика | Заполнение анкет (индивидуальные особенности детей) |
Родительское собрание | Результаты логопедической диагностики | Письменные консультации «Дети с тяжелыми речевыми нарушениями» | |
Дистанционное консультирование | Система коррекционной работы в средней группе | Создание группы в контакте и наполнение ее практическим материалом для развития детей в домашних условиях. | |
Октябрь | Беседа | «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» | Папка «Игровые приемы для развития мелкой моторики» |
Индивидуальные консультации | Артикуляторная гимнастика | Общие и специальные комплексы артикуляторных упражнений | |
Ноябрь | Консультация с элементами занятия | Развитие неречевых психических функций | Картотека игр |
Декабрь | Вечер вопросов и ответов | Роль родителей в развитии речи детей | Подбор литературы по теме и ознакомление родителей |
Январь | Круглый стол со специалистами по проблемам воспитания и обучения детей с ОНР | « Советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи». | Первые успехи и трудности вашего ребенка - индивидуальные консультации по запросам родителей (индивидуальный подбор дополнительных развивающих пособий) |
Февраль | Индивидуальная работа | Ознакомление родителей с этапами работы по коррекции звукопроизношения | Картотека автоматизации звуков |
Март | Игра – занятие для родителей | Использование игровых приемов для обогащения словаря детей и развития грамматического строя | Игры на развитие лексико-грамматического строя детей 4 – 5 лет |
Апрель | Беседа | «Коррекция звуко-слоговой структуры слов» | Подбор речевого материала |
Май | Родительское собрание | Итоговое собрание | Дневники наблюдения логопеда |
Июнь | Индивидуальные консультации | Рекомендации логопеда по занятиям с детьми на летний период | |
Индивидуальные консультации для родителей (по мере необходимости) ежедневно Оказание методической помощи в онлайн режиме (по желанию родителей) |
Организационный раздел
______________________________
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2017-2018 учебный год
Реализуемая программа
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования средней группы «Алые паруса» разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 51 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Продолжительность учебной недели – 5 дней (понедельник – пятница)
Продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 августа.
Учебный год условно делится на три периода:
I период —сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период —декабрь, январь, февраль;
III период —март, апрель, май, июнь
Диагностика проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май)
Логопедическая работа с детьми средней группы проводится в виде подгрупповых занятий и индивидуально.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется от 2 до 10. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
от 4 до 5 лет - не более 20 минут в подгруппе, 10 (15) минут — индивидуальная работа; количество подгрупповых логопедических занятий в неделю — 2, подгрупповых – 2, индивидуальных, 3
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Подгрупповые (фронтальные) занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
Условия реализации рабочей программы
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Зеркало.
2. Комплект зондов для постановки звуков.
3. Соски.
4. Шпатели.
5. Вата, ватные палочки.
6. Марлевые салфетки.
7. Спирт.
8. Набор игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической гимнастики.
9. «Веселая дыхательная гимнастика»
10. «Веселая мимическая гимнастика»
11. «Веселая артикуляционная гимнастика»
12. «Пальчиковая гимнастика»
13. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т.п.).
14. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки,
скороговорки, тексты).
15. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.
16. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
17. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
18. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам.
19. Сюжетные картинки и серии сюжетных картинок.
20. Парные картинки.
21. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща.
22. Лото, домино по изучаемым темам.
23. «Играйка 1-7».
24. Альбом «Круглый год».
25. Альбом «Мир природы. Животные».
26. Альбом «Живая природа. В мире растений».
27. Альбом «Живая природа. В мире животных».
28. Альбом «Мамы всякие нужны».
29. Альбом «Все работы хороши».
30. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
31. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях.
32. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
33. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
35. Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков в словах и предложениях.
36. Картотека словесных игр.
37. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
38. Настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Синий — красный», «Утенок гуляет», «Разноцветные корзинки», «Кто в домике живет?», «Кто едет в поезде?» и т.п.)
39. Магнитный алфавит.
40. Алфавит на кубиках.
41. Слоговые таблицы.
42. Наборы игрушек для инсценирования сказок.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
2. Звучащие игрушки заместители (маленькие коробочки с различными
наполнителями-горохом, фасолью, камешками и т.п.).
4. Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
5. Крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.
6. Лото «Цветные фоны».
7. Игра «Раскрась картинку».
8. Рамки-вкладыши Монтессори.
9. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
10. «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками.
11. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.
12. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
13. Мягкие цветные карандаши.
15. Белая и цветная бумага для рисования, обои.
Центр игр и игрушек для мальчиков в кабинете логопеда
1. Модели машин разного размера из разных материалов.
2. Сборные модели машин.
4. Строительный набор.
5. Фигурки для обыгрывания построек.
6. Разрезные картинки и пазлы (машины, мотоциклы, самолеты).
Центр игр и игрушек для девочек в кабинете логопеда
1. 2 куклы и комплекты одежды для них.
2. Набор мебели для кукол.
3. Кукольный сервиз.
5. Плоскостные изображения кукол и одежды для них.
6. Разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол.
Учебно-методический комплекс
Для реализации задач программы используются следующие методические пособия и дидактические материалы:
- Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
- Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста – СПб., ЛИТЕРА, 2014.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики — развиваем речь!» 6 + - Спб., ЛИТЕРА, 2013.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Организация режима пребывания детей
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия.
В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с. Дневному сну отводится 2- 2.5 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
РЕЖИМ ДНЯ
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания детей в детском саду.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основные принципы построения режима дня:
1.Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
2. Режим дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы дошкольного учреждения, контингента детей, климата региона , времени года, длительности светового дня.
РЕЖИМ ДНЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
(холодный период года)
Прием, осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, свободное общение детей. | 8.55 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе. | 9.00 – 9.55 |
2-ой завтрак | 9.55 – 10.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, экспериментирование, общение по интересам) | 10.30 – 12.00 |
Возвращение с прогулки | 12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.50 |
Подготовка к сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры, игры | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.15 – 15.25 |
Индивидуальная работа. Игры театрализация, кукольный театр, инсценировки с игрушками, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности. | 15.45 – 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.30 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ГДОУ №51
(теплый период года)
Прием детей на участке, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, дежурство, завтрак | 8.25 – 9.00 |
Игры, самостоятельная деятельность | 9.00 – 9.55 |
2-ой завтрак | 9.55 – 10.00 |
Подготовка к прогулке Совместная деятельность с детьми на участке: игры, спортивные упражнения, наблюдения, труд, воздушные и солнечные процедуры; самостоятельная деятельность детей (игровая, двигательная) | 10.00 - 12.00 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры | 12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Подъем детей, бодрящая гимнастика | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка Игры, труд детей на прогулке, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей, уход домой | 15.45 – 19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ
(на период непогоды)
средняя группа
Прием, осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.50 |
Подготовка к занятиям | 8.50 – 9.00 |
Организованная непосредственная деятельность педагогов с детьми | 9.00 – 9.55 |
2-ой завтрак | 9.55 – 10.00 |
Самостоятельная деятельность детей (игровая, двигательная, продуктивная); Подвижные игры и упражнения в группе или спортивном зале. | 10.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.50 |
Подготовка к сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры, игры | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.45 |
Совместная деятельность с детьми (чтение художественной литературы, индивидуальная работа); досуги, развлечения, игры | 15.45 – 16.30 |
Самостоятельная деятельность детей (игровая, двигательная, театрализованная, продуктивная) Спортивные игры в группе или спортивном зале Уход детей домой | 16.30 – 19.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая коррекционн-развивающая программа для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе " Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжел...
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа). Логопедическое сопровождение
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная к школе группа)....
Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).
Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Адаптированная рабочая программа уителя-логопеда во 2 младшей группе для детей с Общим недоразвиием речи....
Рабочая программа учителя-логопеда (для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда(для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности)на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей комбинированной группе
Программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н.В. Нище...
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Рабочая программа учителя-логопеда...