Работа с родителями - Родительское собрание
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Беседа с родителями о речи детей и результатах диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

  РОДИТЕЛЬСКОЕ

     СОБРАНИЕ

в подготовительной группе

    д/с «СОЛНЫШКО»

                                                                                         

                                                                                               

                                                                                                      А. Ю.Евдокимова

                                      Усть-Баргузин  2013-2014

ЦЕЛЬ:

  Познакомить с результатами экспериментального обследования детей, указать на типичные ошибки допускаемые детьми.

Познакомить с логопедической работой.

   

Многие родители считают, что нарушение речи является только неправильное произношение (дефект звука). Но это неправильное мнение.

    Речь имеет пять сторон: (Слайд 1)

1. Лексическая сторона (словарь – то количество слов, которое ребенок употребляет или знает)

2. Грамматическая (грамматический строй речи – умение грамматически правильно образовывать и согласовывать слова, строить предложения)

3. Фонематическая (умение слышать звуки в словах и различать их на слух)

4. Фонетическая (произношение)

5. Связная речь. (умение грамматически правильно излагать свои мысли)

Нарушение одной из сторон речи может вести за собой и нарушения других сторон речи, что может привести к трудностям в обучении и привести к неуспеваемости в школе.

В этом году прошли тестирование 47 детей. По результатам диагностики

- У 31 ребенка имеются комплексные нарушения (нарушения всех сторон речи в частности и звукопроизношения.

- У 10 детей нарушение фонематической сторон речи.

- У 5 детей фонематическая сторона на среднем уровне (фонематический слух развит, но не развит фонематический анализ и синтез.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, которые дети допускали на тестировании:

                                     I.МЕЛКАЯ МОТОРИКА

У многих детей не развита мелкая моторика, которая напрямую связана с устной  и письменной речью. (Слайд 2)

1.Дети по показу не могут выполнить комбинацию из пальчиков.

2.Не могут выполнить движение, поменять положение пальчиков.

3. Поменять положение рук.

                                    II. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА.

 – это определенный объем слов в словаре детей. (части речи, предлоги, приставки, суффиксы)

1.( Слайд 3) Называют предметы, которые имеют одно назначение одним словом: тарелка, блюдце, чашка; стул, табуретка; платье, сарафан; сапоги, ботинки и т.д.

2. Не знают многих слов. Памятник – человек, дяденька. Клубок – нитки, веревка.

3. (Слайд 4) Называют не все части у предметов или неправильно их называют:

У машины Фары: фонарики, фонари, фотоаппараты, светильники. (пипирка?)

У чайника Носик:  просто описывают по действию (из которой наливать). Слоник, горлышко, дырка, трубочка, наливалка. (туловище)

4. Затрудняются в названии некоторых профессий (Слайд 5)

          -профессии не называют.

          - называют по действиям: который продает.

         - придумывают, образовывают от основы слова:

Пожарный – огнетушитель, тушитель, тушильник, пассажир.

Парикмахер – подстригатель, стрижник, стригун.

Продавец – продаватель.   Повар – варщик, варильщица, пароварка.

5. Затрудняются в подборе глаголов.

Что можно сделать с яблоком (есть)

Звуки, которые издают животные (Сайд 6)

- не говорят

-  придумывают, образовывают

Мышь: пикают, говорит, пипикает, кричит, есть хочет.

Тигр: урчит, рыкает.

Жук: журчит, поет, разговаривает

Гусь: гакает, гагакает, крякает, квакает, разговаривают.

6. Затрудняются в подборе прилагательных

* Расскажи о предмете какой он? (по цвету и форме) – н-р яблоко.

                      Н-р. Осень какая? (холодная) (по внешним ощущения)

 *Притяжательных прилагательных (Слайд 7)

- не называют

- повторяют (зайца, медведя)

- искажают: медведин ,медведина, медвежачья.

*Относительных прилагательных  (Слайд 8)                                                              (образованные слова материалов  из которых сделаны предметы)

- не называют

- Отвечают не думая. Мяч, сделанный  из резины. Значит он какой – надутый.

7. Не знают названий детенышей животных. (Слайд 9)

- не говорят или говорят не правильно у коровы (мамантенок)

-  называют у нескольких животных одного и того же детеныша:

у козы, у коровы, у лошади (теленок)

- у свиньи – дитя, хрюшка, свиненок, свинюшки, свинянник, свинка, свинята, хрюки жрюшки, свинниночки, хрюхрята ;

 у лошади – конь, лошадка, лошаденок, коняшка, конщик;

у коровы – коровка, коровенок, коровчик

8. Ограничен словарь антонимов. (большой и маленький). (Слайд 10)

9. Ограничен словарь синонимов.

- долго думают и не называют.

- у существительных подбирают, а у прилагательных и глаголов затрудняются.

- Как еще можно назвать детей: Ваня, бегайщик, золотые.

- как еще можно сказать нежный: принцесса моя, ягодка, лапотуличка.

- Мастерить: чикать.

           III.ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ .

- это умение грамматически правильно изменять слова, согласовывать, строить предложения)

- употребление существительных ед. и мн.ч.

Один стул – много: стулы; ухо – ухи; лист – листы, дерево – дерева.

-употребление существительных в форме мн.ч, Р.п. (Слайд 11)                                                       (руков, носей, ротов, бровёв , глазов, ухов)

-употребление существительных с уменьшительными суффиксами. (Слайд 12)

(платюшко, платишко, шапчёнка, грибенок, шишонок)

-согласование существительных с числительными (Слайд 13)

Одна лампа, два лампа ….

Одна лампа, две лампы…..пять лампов.    (пять бабушков)

                               IV.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА.        

1. Фонематический слух (умение слышать и различать звуки речи).

2. Фонематический анализ и синтез – это первые навыки овладения чтением и письмом.

Нарушение или недоразвитие этой стороны ведет к трудности в овладении процессами письма и чтения, а значит к неуспеваемости в школе.

Этими задачами мы занимаемся на обучении грамоте. (2 год)

К началу учебного года дети должны: (Слайд 14)

1.Различать буквы и звуки (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим называем и пишем). Видим букву -  произносим звук.

2.Различать звуки и давать характеристику звукам

-чем отличаются гласные и согласные звуки

-согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.

!!!!! Не все дети знают буквы, которые мы прошли. (обращайте внимание на стенд в приемной – информация о звуке и букве, которые мы прошли).

       Дома дети учат буквы, причем названия букв дается неправильно и не связываются со звуком. (буква, это просто графическое изображение звука).

3. Находить звуки в словах и определять позицию звука в словах.

!!!!! Дети с трудом определяют первый звук или определяют неверно н-р какой первый звук в слове труба – тру).

4. Определять последовательность звуков в словах.

5. Определять количество звуков в словах.

6.Знать понятие «слово».

-что слова состоят из звуков.

- Различать слова длинные и короткие. Короткие слова не делятся на части и состоят из одного слога, длинные делятся и могут состоять из двух, трех и четырех слогов.

-делить слова на слоги разными способами и определять количество слогов.

4.Знать понятие «предложение»

- что предложение состоит из слов

- уметь анализировать предложение, составлять схему предложения.

-знать, что первое слово пишется с большой буквы и в конце ставится точка.

           Проблема в том, что сформировать эти знания и умения невозможно, просто использовав слуховые инструкции. Слуховые инструкции нужно подкреплять зрительными ориентирами (использовать наглядность – картинки, карточки, схемы). Вся наглядность у нас в единственном экземпляре, которая используется для работы у доски, работает один ребенок, а желательно, чтобы работали все.

В детском саду слабая материальная база и поэтому для приобретения краски и бумаги, нам приходиться обращаться к помощи родителей.

                                 V.ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА.

 У детей встречаются такие нарушения: (Слайд 15)

1. Ребенок не произносит (пропускает) звуки.

2. Ребенок заменяет звук другим звуком.

3. Ребенок искажает звук.

Причины:

1.Нарушение фонематического слуха. (не слышит и не различает звуки)

2. Вялость мышц артикуляционного аппарата. (не может переключится с одного положения на другое)

3.Неправильное строение артикуляционного аппарата.

4. Неправильное положение артикуляционного аппарата в момент произношения звука. (привычное более простое положение).

По результатам диагностики из 47 детей у 31 ребенка нарушение звукопроизношения. (у одних 1 звук, у других 2 звука, у многих нарушение нескольких групп звуков).

В чем заключается логопедическая работа.

  1. Индивидуальные занятия.

- постановка или исправление искаженных звуков.

- выработка правильных положений Р/органов.

-развитие двигательных навыков Р/органов.

-развитие речевого дыхания и мелкомоторных функций.

2. Подгрупповые занятия. (для детей с нарушенным звукопроизношением и с недостаточно развитыми  психическими процессами: плохо запоминают, тяжело воспринимают информацию, не развиты зрительное и слуховое восприятие)

3. Фронтальные занятия.

В силу своих возможностей я набрала группу из 12 человек на индивидуальные занятия (2 раза в неделю). В течении года состав группы может меняться.

В чем же заключается помощь родителей (поставили звук, контролировать правильное его произношение).

После того, как мы прошли звук и букву на обучении грамоте – закреплять и упражнять дома.

Так как не всем детям уделяется внимание, мы попробуем ставить звуки в то время, когда я буду работать на группе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Выступление на родительском собрании по теме "Формирование произвольных психических процессов у дошкольников в ходе образовательной деятельности в ДОУ".

Я бы хотела познакомить коллег и заботливых, неравнодушных родителей с текстом моего выступления на родительском собрании. Это своеобразный промежуточный отчёт  из опыта работы о методах и приёма...

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

нетрадиционные формы работы с родителями (родительское собрание)

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому, осуществление ...

Работа с родителями: Родительское собрание "Скоро в школу"

Проблемы личностного характера: повышенная тревожность, неуверенность, замкнутость, зависимость о других и т.д...

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: «Режим дня в детском саду и дома»

Работа с родителями. Родительское собрание на тему:  «Режим дня в детском саду и дома»...

Методическая разработка для организации работы с родителями Родительское собрание в детском саду на тему: «Пожарные команды»

Методическая разработка для организации работы с родителями   Родительское собрание в детском саду на тему: ...