Работа с родителями - Родительское собрание
консультация по логопедии
Беседа с родителями о речи детей и результатах диагностики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ
в подготовительной группе
д/с «СОЛНЫШКО»
А. Ю.Евдокимова
Усть-Баргузин 2013-2014
ЦЕЛЬ:
Познакомить с результатами экспериментального обследования детей, указать на типичные ошибки допускаемые детьми.
Познакомить с логопедической работой.
Многие родители считают, что нарушение речи является только неправильное произношение (дефект звука). Но это неправильное мнение.
Речь имеет пять сторон: (Слайд 1)
1. Лексическая сторона (словарь – то количество слов, которое ребенок употребляет или знает)
2. Грамматическая (грамматический строй речи – умение грамматически правильно образовывать и согласовывать слова, строить предложения)
3. Фонематическая (умение слышать звуки в словах и различать их на слух)
4. Фонетическая (произношение)
5. Связная речь. (умение грамматически правильно излагать свои мысли)
Нарушение одной из сторон речи может вести за собой и нарушения других сторон речи, что может привести к трудностям в обучении и привести к неуспеваемости в школе.
В этом году прошли тестирование 47 детей. По результатам диагностики
- У 31 ребенка имеются комплексные нарушения (нарушения всех сторон речи в частности и звукопроизношения.
- У 10 детей нарушение фонематической сторон речи.
- У 5 детей фонематическая сторона на среднем уровне (фонематический слух развит, но не развит фонематический анализ и синтез.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, которые дети допускали на тестировании:
I.МЕЛКАЯ МОТОРИКА
У многих детей не развита мелкая моторика, которая напрямую связана с устной и письменной речью. (Слайд 2)
1.Дети по показу не могут выполнить комбинацию из пальчиков.
2.Не могут выполнить движение, поменять положение пальчиков.
3. Поменять положение рук.
II. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА.
– это определенный объем слов в словаре детей. (части речи, предлоги, приставки, суффиксы)
1.( Слайд 3) Называют предметы, которые имеют одно назначение одним словом: тарелка, блюдце, чашка; стул, табуретка; платье, сарафан; сапоги, ботинки и т.д.
2. Не знают многих слов. Памятник – человек, дяденька. Клубок – нитки, веревка.
3. (Слайд 4) Называют не все части у предметов или неправильно их называют:
У машины Фары: фонарики, фонари, фотоаппараты, светильники. (пипирка?)
У чайника Носик: просто описывают по действию (из которой наливать). Слоник, горлышко, дырка, трубочка, наливалка. (туловище)
4. Затрудняются в названии некоторых профессий (Слайд 5)
-профессии не называют.
- называют по действиям: который продает.
- придумывают, образовывают от основы слова:
Пожарный – огнетушитель, тушитель, тушильник, пассажир.
Парикмахер – подстригатель, стрижник, стригун.
Продавец – продаватель. Повар – варщик, варильщица, пароварка.
5. Затрудняются в подборе глаголов.
Что можно сделать с яблоком (есть)
Звуки, которые издают животные (Сайд 6)
- не говорят
- придумывают, образовывают
Мышь: пикают, говорит, пипикает, кричит, есть хочет.
Тигр: урчит, рыкает.
Жук: журчит, поет, разговаривает
Гусь: гакает, гагакает, крякает, квакает, разговаривают.
6. Затрудняются в подборе прилагательных
* Расскажи о предмете какой он? (по цвету и форме) – н-р яблоко.
Н-р. Осень какая? (холодная) (по внешним ощущения)
*Притяжательных прилагательных (Слайд 7)
- не называют
- повторяют (зайца, медведя)
- искажают: медведин ,медведина, медвежачья.
*Относительных прилагательных (Слайд 8) (образованные слова материалов из которых сделаны предметы)
- не называют
- Отвечают не думая. Мяч, сделанный из резины. Значит он какой – надутый.
7. Не знают названий детенышей животных. (Слайд 9)
- не говорят или говорят не правильно у коровы (мамантенок)
- называют у нескольких животных одного и того же детеныша:
у козы, у коровы, у лошади (теленок)
- у свиньи – дитя, хрюшка, свиненок, свинюшки, свинянник, свинка, свинята, хрюки жрюшки, свинниночки, хрюхрята ;
у лошади – конь, лошадка, лошаденок, коняшка, конщик;
у коровы – коровка, коровенок, коровчик
8. Ограничен словарь антонимов. (большой и маленький). (Слайд 10)
9. Ограничен словарь синонимов.
- долго думают и не называют.
- у существительных подбирают, а у прилагательных и глаголов затрудняются.
- Как еще можно назвать детей: Ваня, бегайщик, золотые.
- как еще можно сказать нежный: принцесса моя, ягодка, лапотуличка.
- Мастерить: чикать.
III.ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ .
- это умение грамматически правильно изменять слова, согласовывать, строить предложения)
- употребление существительных ед. и мн.ч.
Один стул – много: стулы; ухо – ухи; лист – листы, дерево – дерева.
-употребление существительных в форме мн.ч, Р.п. (Слайд 11) (руков, носей, ротов, бровёв , глазов, ухов)
-употребление существительных с уменьшительными суффиксами. (Слайд 12)
(платюшко, платишко, шапчёнка, грибенок, шишонок)
-согласование существительных с числительными (Слайд 13)
Одна лампа, два лампа ….
Одна лампа, две лампы…..пять лампов. (пять бабушков)
IV.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА.
1. Фонематический слух (умение слышать и различать звуки речи).
2. Фонематический анализ и синтез – это первые навыки овладения чтением и письмом.
Нарушение или недоразвитие этой стороны ведет к трудности в овладении процессами письма и чтения, а значит к неуспеваемости в школе.
Этими задачами мы занимаемся на обучении грамоте. (2 год)
К началу учебного года дети должны: (Слайд 14)
1.Различать буквы и звуки (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим называем и пишем). Видим букву - произносим звук.
2.Различать звуки и давать характеристику звукам
-чем отличаются гласные и согласные звуки
-согласные звуки бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.
!!!!! Не все дети знают буквы, которые мы прошли. (обращайте внимание на стенд в приемной – информация о звуке и букве, которые мы прошли).
Дома дети учат буквы, причем названия букв дается неправильно и не связываются со звуком. (буква, это просто графическое изображение звука).
3. Находить звуки в словах и определять позицию звука в словах.
!!!!! Дети с трудом определяют первый звук или определяют неверно н-р какой первый звук в слове труба – тру).
4. Определять последовательность звуков в словах.
5. Определять количество звуков в словах.
6.Знать понятие «слово».
-что слова состоят из звуков.
- Различать слова длинные и короткие. Короткие слова не делятся на части и состоят из одного слога, длинные делятся и могут состоять из двух, трех и четырех слогов.
-делить слова на слоги разными способами и определять количество слогов.
4.Знать понятие «предложение»
- что предложение состоит из слов
- уметь анализировать предложение, составлять схему предложения.
-знать, что первое слово пишется с большой буквы и в конце ставится точка.
Проблема в том, что сформировать эти знания и умения невозможно, просто использовав слуховые инструкции. Слуховые инструкции нужно подкреплять зрительными ориентирами (использовать наглядность – картинки, карточки, схемы). Вся наглядность у нас в единственном экземпляре, которая используется для работы у доски, работает один ребенок, а желательно, чтобы работали все.
В детском саду слабая материальная база и поэтому для приобретения краски и бумаги, нам приходиться обращаться к помощи родителей.
V.ФОНЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА.
У детей встречаются такие нарушения: (Слайд 15)
1. Ребенок не произносит (пропускает) звуки.
2. Ребенок заменяет звук другим звуком.
3. Ребенок искажает звук.
Причины:
1.Нарушение фонематического слуха. (не слышит и не различает звуки)
2. Вялость мышц артикуляционного аппарата. (не может переключится с одного положения на другое)
3.Неправильное строение артикуляционного аппарата.
4. Неправильное положение артикуляционного аппарата в момент произношения звука. (привычное более простое положение).
По результатам диагностики из 47 детей у 31 ребенка нарушение звукопроизношения. (у одних 1 звук, у других 2 звука, у многих нарушение нескольких групп звуков).
В чем заключается логопедическая работа.
- Индивидуальные занятия.
- постановка или исправление искаженных звуков.
- выработка правильных положений Р/органов.
-развитие двигательных навыков Р/органов.
-развитие речевого дыхания и мелкомоторных функций.
2. Подгрупповые занятия. (для детей с нарушенным звукопроизношением и с недостаточно развитыми психическими процессами: плохо запоминают, тяжело воспринимают информацию, не развиты зрительное и слуховое восприятие)
3. Фронтальные занятия.
В силу своих возможностей я набрала группу из 12 человек на индивидуальные занятия (2 раза в неделю). В течении года состав группы может меняться.
В чем же заключается помощь родителей (поставили звук, контролировать правильное его произношение).
После того, как мы прошли звук и букву на обучении грамоте – закреплять и упражнять дома.
Так как не всем детям уделяется внимание, мы попробуем ставить звуки в то время, когда я буду работать на группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Выступление на родительском собрании по теме "Формирование произвольных психических процессов у дошкольников в ходе образовательной деятельности в ДОУ".
Я бы хотела познакомить коллег и заботливых, неравнодушных родителей с текстом моего выступления на родительском собрании. Это своеобразный промежуточный отчёт из опыта работы о методах и приёма...
Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."
Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...
нетрадиционные формы работы с родителями (родительское собрание)
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому, осуществление ...
Работа с родителями: Родительское собрание "Скоро в школу"
Проблемы личностного характера: повышенная тревожность, неуверенность, замкнутость, зависимость о других и т.д...
Работа с родителями. Родительское собрание на тему: «Режим дня в детском саду и дома»
Работа с родителями. Родительское собрание на тему: «Режим дня в детском саду и дома»...
Методическая разработка для организации работы с родителями Родительское собрание в детском саду на тему: «Пожарные команды»
Методическая разработка для организации работы с родителями Родительское собрание в детском саду на тему: ...