СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по логопедии
Статья, созданная в помощь специалистам, работающим с детьми с ЗПР. В статье рассматривается система формирования фонематических процессов у детей данной категории, а также,система подготовки детей к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_microsoft_word.docx | 91.9 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ С ЗПР И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений, является обеспечение обоснованного дифференцированного подхода к детям с ограниченными возможностями в развитии, а также успешная подготовка к дальнейшему школьному обучению. К сожалению, дети с задержкой психического развития находятся в группе риска по возникновению нарушений письменной речи.
По мнению ряда авторов, наиболее частой причиной трудностей в развитии письменной речи у детей является неспособность к моделированию звуковой структуры слова с помощью букв. Ещё одной причиной школьной неуспеваемости является задержка психического развития. Было замечено, что усвоение основ грамоты детьми с ЗПР более затруднительно, чем детьми с нормальным психическим развитием, особенно когда ЗПР осложняется речевой патологией, в частности, дизартрией.
Зная, что в основе обучения грамоте лежит развитие фонематических процессов: представлений, восприятия, анализа и синтеза; учителя – логопеды встают перед необходимостью коррекции данных процессов.
В современной логопедии проблемы коррекции фонематических процессов у детей с речевой патологией изучены многими, разработаны авторские программы по коррекции фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте детей с разными речевыми патологиями, программ по коррекции фонематических процессов у детей с ЗПР мало, тем более у детей с ЗПР и дизартрией, поэтому мы, учителя – логопеды, работающие с детьми данной категории, сталкиваемся с трудностями в планировании работы по коррекции фонематических процессов у детей с ЗПР и дизартрией и дальнейшей подготовке их к обучению грамоте.
Для решения данной задачи мной были изучены работы следующих авторов: Л.Б.Боряевой, Р.И. Лалаевой, Р.Е,Левиной, Е.Н.Винарской, а также изучены авторские программы по коррекции фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой., подготовке и обучению чтению И.В.Ивановой.
В процессе работы с данной категорией детей мною были замечены следующие особенности состояния развития простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Во-первых у таких детей нарушена функция образования автоматизированных рядов, что ведет к последующему нарушению формирования последовательного анализа, в частности, и дисграфии в общем.
В простых формах фонематического анализа менее всего сформированы: способность выделения гласной фонемы из середины слова, способность выделения гласной фонемы в конце слова и способность выделения согласной фонемы из стечения двух согласных фонем.
Развитие сложных форм фонематического анализа находится на начальном этапе формирования и наименее сформированы: способность к последовательному и количественному фонематическому анализу. Фонематический синтез не сформирован вовсе.
Ещё одной особенностью детей с ЗПР можно назвать – нарушение функции рядообразования. Ряд либо нарушен, либо его нет и вовсе. Поэтому формирование и коррекцию функций фонематического анализа и синтеза следует начинать именно с формирования понятия «ряд». Для чего это так необходимо, формирование рядообразования? Слово - это звукоряд, причём звуки в этом ряду находятся в определённой последовательности. Зная, что фонематический анализ в онтогенезе начинает формироваться после пяти - шести лет, мы начинаем формировать функцию рядообразования у пятилетних детей на основе русских народных сказок ( «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колобок»); зрительного (ряд детей, игрушек, предметных картинок) и слухового ряда (звучащие игрушки, разнообразные шумы, «звучащие банки»).
Исходя из изученного материала и личных наблюдений, мною была разработана система планирования развития фонематических процессов у детей с ЗПР и речевой патологией, на основе авторских программ Т.А.Ткаченко, Н.В.Нищевой, И.В.Ивановой, Бунеевой.
Авторы предлагают:
1.Формировать навыки звукового анализа и синтеза только на правильно произносимых звуках и словах;
2. Вводить буквы параллельно с изучением соответствующего звука, что позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную, к слуховой, зрительную опору при аналитической деятельности. А также улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении;
3. Применять различную символику (схемы, слоговые домики и т. д.), что повышает эффективность слоговой аналитической деятельности, а также, контроль за усвоением соответствующих знаний.
Подготовка к обучению чтению с применением традиционных приёмов бывает для детей мало занимательным, однообразным занятием. Учитывая это обстоятельство, в моей работе парциально используется методический пакет «65 уроков чтения», разработанный И.В.Ивановой. В программу занятий включено множество загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, скороговорок, стихов и сказок. Основа каждого занятия - игровой сюжет, встреча с одним из известных сказочных героев. Занятие включает в себя фонетическую и артикуляционную гимнастику, игры и упражнения со звуками, буквами и предложениями, релаксационные паузы.
На основе данного методического пакета мною было разработано и изготовлено наглядное пособие «Буквоград». Этот город населяют буквы: гласные и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), знаки и сказочный персонаж - Дед - Буквоед, играющий большую роль в пропедевтике дисграфии и дизлексии.
Развивающий материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.
Подготовительный этап
1. Формирование понятия «ряд».
1.1 Зрительный ряд:
а) ряд героев сказки «Репка»;
б) ряд детей;
в) ряд игрушек;
г) ряд предметных картинок;
д) ряд цифр (наглядно-дидактическое пособие «Цифроград);
е) ряд времён и месяцев года (наглядно-дидактическое пособие «Солнечный календарь»).
1.2. Слуховой ряд. Шумы.
а) ряд звучащих игрушек. Начинать следует с 3- объектов;
б) ряд «звучащих банок» (сахарный песок, рис, греча, горох, шарик) Начинать сле- дует с 3-х объектов.
2.Формирование позиционного анализа зрительного и слухового ряда.
2.1. На основе зрительного ряда:
а) сказочные персонажи ( «Репка»);
б) ряд детей;
в) ряд игрушек;
г) ряд предметных картинок.
2.2. На основе слухового ряда (3 объекта):
а) звучащие игрушки;
б) «звучащие банки».
3. Формирование последовательного и количественного анализа зрительного и шумового ряда.
3.1. На основе зрительного ряда:
а) сказочные персонажи;
б) ряд детей
в) ряд игрушек;
г) ряд предметных картинок;
д) ряд времён и месяцев года по сезонам.
е) ряд цифр.
3.2. На основе слухового ряда:
а) звучащие игрушки;
б) «звучащие банки».
Подготовительный этап по продолжительности может быть разным. Если коррекция начинается со средней группы, то подготовительный этап может продолжаться до 3-4 месяцев. Если со старшей - 1 месяц.
Основная задача этого этапа – формирование функции рядообразования и позицион- ный, последовательный, количественный анализ этого ряда. Подготовительный этап считается дофонемным. Знакомство с фонемой происходит на основном этапе формирования простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Основной этап делится на три ступени:
1 ступень – гласные звуки, слоги.
2 ступень – согласные звуки, фонематический анализ слогов.
3 ступень – фонематический анализ слов, фонематический синтез слов.
9
Основной этап
1 ступень
1.1 знакомство с понятиями «звук», «буква»;
1.2 гласные звуки: А, У, О, Э, Ы, И;
1.3.введение значка гласный звук -
1.4 знакомство с гласными буквами и «расселение» их в «Буквограде»
1.5 анализ ряда гласных звуков (позиционный, порядковый, количественный).
Обозначение букв значками гласных звуков и чтение гласных букв:
а) АУ, УА, ОУ и т.д.;
б) АУО, ИЭЫ и т.д;
в) АУОЭ, ИОАУ и т.д.;
1.6 выделение гласных звуков на фоне слова;
1.7 знакомство с понятиями: «слово», «часть слова» ( понятие «слог» на этом этапе не даём):
а) количественный слоговой анализ. Зависимость количества слогов от количества гласных звуков в слове;
б) позиционный слоговой анализ;
в) последовательный слоговой анализ,
г) синтез слогов в слово (прямая последовательность).
2 ступень
2.1 знакомство с понятиями: согласный звук, твердые и мягкие согласные.
Введение значков:
- твёрдые согласные
- мягкие согласные
2.2 знакомство с буквами М, Н.
знакомство с понятиями: звонкий и глухой согласный звук.
Введение значков:
- твёрдый, глухой согласный звук;
- твёрдый звонкий согласный звук;
- мягкий глухой согласный звук;
- мягкий, звонкий согласный звук;
2.3 позиционный, последовательный,количественный фонематический анализ прямых слогов (без стечения согласных). Понятия: «звуки слияния», «звуки не слияния». Введение значков:
- звуки слияния;
-звуки не слияния.
2.4 знакомство с буквами Б, П, К, Г, Д, Т;
2.5 знакомство с буквами: В, Ф, Х;
2.6 фонематический анализ слогов со стечением согласных звуков (позиционный, порядковый, количественный). Обозначение звуков значками, буквами и чтение слогов.
*Вторая ступень заканчивается в конце старшей группы. Важно отметить, что формирование фонематического анализа и синтеза на этом этапе происходит на основе слогов. Слоги не имеют смысла, а потому не отвлекают ребёнка на смысловое значение слова.
3 ступень
Продолжается всю подготовительную к школе группу. Вначале года мы повторяем и закрепляем знания, полученные в старшей группе, и начинаем обучение с закрепленя понятия: «слово» и со знакомства с понятием: «предложение».
3.1 знакомство с понятиями: «слово» и «предложение» (беспредложное).
а) составление предложений и схем этих предложений;
б) количественный анализ слов в предложении;
в) позиционный анализ слов в предложении;
г) последовательный анализ слов в предложении;
д) синтез слов в предложении, данных в прямой и нарушенной последовательности.
3.2 знакомство с понятием: «маленькое слово» (предлог).
а) составление предложений с «маленькими» словами, позиционный анализ «маленьких» слов в предложении, составление схем предложений с «маленькими словами.
б) количественный анализ слов в предложении;
в) позиционный анализ слов в предложении;
г) последовательный анализ слов в предложении;
д) синтез слов в предложении, данных в прямой и нарушенной последовательности.
3.3 знакомство с буквами: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р,Й;
3.4 анализ односложных слов без стечения согласных звуков (позиционный, после-довательный, количественный);
3.5 звуко-буквенный анализ слов с применением звуковых линеек и значков по схеме:
а) считаем звуки в слове и «отмеряем» их количество на звуковой линейке;
б) находим и отмечаем гласные звуки;
в) находим и отмечаем согласные звуки;
г)отмечаем звуки сляния и неслияния;
д) каждый звук обозначаем буквой;
е) читаем слово.
3.6 синтез звуков в слово (прямая последовательность);
3.7 анализ двусложных и односложных слов без стечения согласных.
3.8 синтез слогов, заданных в прямой и нарушенной последовательности.
3.9 звуко-буквенный анализ одно- и двусложных слов без стечения согласных звуков по вышеуказанной схеме + добавляем: обозначение звуков слияния и не слияния.
3.10 анализ односложных слов со стечением согласных.
3.11 анализ двусложных слов со стечением сргласных.
3.12 анализ трёхсложных слов без стечения согласных.
3.13 понятие «ударный гласный звук».
3.14 повторение понятия «часть слова» и введение понятия «слог».
3.15 звуковой анализ слов по схеме + обозначение ударного гласного звука и деление слов на слоги.
3.16 знакомство с йотированными гласными;
3.17 знакомство со знаками «Ь» и «Ъ».
3.18 полный звуковой анализ слов.
3.19 синтез слов в прямой и нарушенной последовательности.
На протяжении основного этапа проводится работа по пропедевтике нарушений письменной речи, так называемые «Игры Деде Буквоеда»: зеркальные буквы, недописанные буквы, буквы, наложенные друг на друга, зашумлённые буквы, трансформация букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации звуков Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...
Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
подобран материал для развития моторики рук...
Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. (период с сентября по ноябрь)
Тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. ...
«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....
Практика "Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе создания мультипликационного фильма".
Практика показывает, что у большинства дошкольников с ТНР существуют не только речевые нарушения, но и наблюдается недоразвитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, м...
Методическая разработка: «Картотека дидактических заданий для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»м
Одним из основных и важных критериев становления правильного звукопроизношения является наличие развитого фонематического слуха. Практика в коррекционной работе показывает, что несформированность фоне...