Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речевых расстройств, но не все они выполняют свою задачу в полной мере. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание при использовании компьютерных средств в работе учителя – логопеда можно уделить методу биологической обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bos_nportal.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия в дошкольных образовательных организациях неуклонно растет число детей, испытывающих трудности в речевом развитии. Создано большое количество методов и приемов устранения речевых расстройств, но не все они выполняют свою задачу в полной мере. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Особое внимание при использовании компьютерных средств в работе учителя – логопеда можно уделить методу биологической обратной связи. Происходит постепенное внедрение метода в дошкольную образовательную систему и успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций. Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.
Наиболее эффективно данный метод применяется в коррекционной работе с детьми с нарушениями речевого развития. Реализация технологии БОС в системе дошкольного образования является одним из перспективных направлений успешной реализации новых ФГОС. Метод биологической обратной связи (БОС) направлен на формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, с чётко выраженной максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей с нарушением слуха и зрения.
Относительными противопоказаниями использования БОС являются:
- возраст детей младше 5 лет
- повышенная судорожная готовность головного мозга
- выраженное органическое поражение головного мозга
- сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения
- острые инфекционные заболевания
- тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца
- грубые нарушения волевой сферы, интеллекта
- тяжелые формы психических расстройств
- наличие диафрагмальной грыжи
Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, методические рекомендации . Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слов, и целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи.
Компьютерный тренажер помогает выработать ребёнку правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психо-эмоциональными нагрузками во время речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами. В ходе сеанса приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у детей физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи .
Коррекция речи осуществляется в два этапа: 1) у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС - новый дыхательный стереотип; 2) в фазу равномерного выдоха, под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха, ребенка обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.
Применение метода БОС позволяют решать в логопедической работе следующие задачи: работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова; совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций; совершенствовать навыки связной речи детей; вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов; формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.
Список литературы:
- Ламкина Л.В. Метод биологической обратной связи в логопедии. – СПб., 2012г.
- Нигматуллина И.А., Валитова И.З. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда. – Казань: - «Отечество», 2015г.
- Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно- дошкольных учреждениях.- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно- дошкольных учреждений.- СПб., 2003г.
- Биосвязь: http://www.biosvyaz.com.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пособие "Технология БОС в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с СНР"
В данном пособии раскрывается понятие "биологическая обратная связь", подробно описаны этапы работы с целями и задачами. Рассматриваются особенности использования технологии БОС в корр...
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...
Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы
Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...
Использование метода сказкотерапии в коррекционной работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплек...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...