Использование песочной терапии для развития речи детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с речью. Всё это способствует коррекции речи и развитию эмоционально - волевой сферы детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isp-e_pes._terapii.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. На сегодняшний день к методам нетрадиционного воздействия, относится пескотерапия – игра с песком, как способ развития ребенка.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком
· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
· снимают мышечную напряжённость;
· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
· преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
· развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
· способствуют расширению словарного запаса;
· помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
· способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
· помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома. Общие условия организации песочной терапии.
В качестве песочницы можно использовать большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!
Примеры некоторых упражнений.
· «Чувствительные ладошки» - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
· Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
· Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
· Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
· Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
· «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
· Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
· Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
· Выложить фишками геометрическую фигуру.
· Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
· Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
· Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
· Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
· Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
· Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово и.т.д.
Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста
Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста, это статья, которая позволит узнать о методе песочной терапии, как достуном приёме развития речи дошкольника. Методы развития ...
Использование песочной терапии в развитии эмоционально- волевой сферы у детей с ОВЗ
Использование песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы у детей....
Использование песочной терапии в развитии речи дошкольников в условиях внедрения ФГОС
Для малыша песок- прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг....
Роль песочной терапии в развитии речи детей старшего возраста
К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка,которую он может заставить по-разному изменяться; длямаленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка»...
План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....
Использование песочной терапии В развитии речи.
Использование песочной терапииВ развитии речи....
Методическая разработка учителя-логопеда: «Практические упражнения при использовании песочной терапии в коррекции речи детей с ОВЗ»
В данной разработке описаны упражнения, игры, которые положительно влияют на развитие речи детей с ОВЗ...